Должна царствовать любовь
Автономная некоммерческая организация «Объединённая редакция СМИ», в состав которой входят радиоканал «Смоленская весна», печатное издание «Смоленская газета» и сетевое издание SMOLGAZETA, совместно со Смоленской митрополией продолжают реализацию проекта «Семейный альбом#МногоСчастье», который стал победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива» 2025 года. Проект позволяет по-новому взглянуть на многодетные семьи: наши герои на личном примере подтверждают, что чем больше детей, тем больше счастья. Мы говорим о семейных увлечениях, особенностях воспитания в традициях любви к Богу и Отечеству, о сохранении любви и взаимопонимания в семьях, способах преодоления трудностей. Сегодня герой проекта – отец Феодор БОРОДИН, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве, автор многочисленных публикаций по православной педагогике. В семье отца Феодора восемь детей.
– Отец Феодор, вас очень многие знают как эксперта в вопросах семьи. Почему сейчас особенно важно говорить о ценностях семьи, создавать крепкие дружные семьи?
– Тема семьи так остро поднимается и дискутируется, потому что, кажется, мы перестали понимать, что такое нормальная, хорошая, счастливая семья. У нас с вами девять разводов на десять браков. Представьте себе, что из десяти построенных домов в России через год, два, три, пятнадцать лет рушатся девять. Мы бы сказали, что культура строительства полностью утеряна. Вот культура строительства семьи, к сожалению, у нас утеряна. Бесконечные разводы, измены, несчастные дети, выросшие без родительской любви, – это поле, на котором руины. Семья в глубоком кризисе: разваливаются семьи людей, которые любили друг друга, когда создавали семью. Вот в чём проблема. Перед загсом стоят люди, уверенные, что у них-то получится, а у них не получается.

Что такое настоящая любовь
– Почему? Что мы должны вкладывать в слово «любовь»?
– Прекрасный вопрос. В этом основная причина: мы перестали понимать, что такое настоящая любовь. Для нас это, конечно, христианское представление любви. Если оно перестаёт быть евангельским, христианским, семья рушится, как и внутренний мир человека. У нас нет другой модели семьи, чем семья как малая церковь. Но сейчас понятие святости, нерушимости семьи разрушено, утеряно, размыто. Есть любовь к кетчупу, футболу, сериалу, манго, к чему угодно – всё это сейчас «любовь». И человек перестал понимать, какова настоящая любовь, которая не только сохраняет семью, но и приносит счастье. Люди разводятся почему? Потому что несчастливы в семье. Любовь, которая была, разрушилась, потерялась, счастье не достигнуто.
Если, допустим, женатого человека или влюблённого юношу спросить: почему ты её любишь, почему именно она твоя жена? Он ответит: она красивая, стройная, умная, прекрасные борщи готовит, у неё хороший характер, мне с ней интересно разговаривать и прочее. Это всё перечисление того, что я получаю. То есть если я люблю, то получаю, но как только я перестану получать, я перестану любить. А если я люблю и отдаю, ситуация другая. Тогда, если я перестаю что-либо получать, моя любовь от этого не уменьшается.
Это любовь отдающая. Где нам взять образец этой любви? Образец любви – это любовь Бога к человеку. Бог пришёл к нам не что-то получить, ему от нас ничего не надо. Он пришёл на Землю, чтобы отдать самого себя. Причём это любовь жертвенная. Мы познали любовь, которую Бог имеет к нам, уверовали в неё. Это вообще наше кредо, символ веры нашей. Как христианин во что я верю? Я верю в то, что мы Богом любимы.
И если я пытаюсь осмыслить и реализовать эти принципы в своей семейной жизни, тогда моя семейная жизнь будет счастьем. Бог служит человеку. Любовь не принимающая, а отдающая прежде всего. Любовь служащая и находящая в этом радость. Человек, который заставляет всех себе служить, счастлив не будет, хотя сиюминутно, может быть, он и живёт хорошо.
Но счастливый человек – это человек отдающий. Человек, который в семью вкладывается, отдаёт, служит жене, детям, мужу, родителям, который тратит себя на это.
– Отец Феодор, вы как многодетный папа скажите, сложно ли было детей своих воспитывать в такой вот христианской любви, чтобы они умели отдавать? Как это донести?
– Только примером. Дети прежде всего смотрят, как папа относится к маме. Если, например, пришёл домой и начинает делать замечания – почему салат невкусный, посуды немытой гора, – это одно. А если папа приехал и начал мыть посуду, и «лежи милая, я почищу картошку» – это совсем другое дело. Я совершенно не люблю мыть посуду и чистить картошку, но постоянно это делаю, потому что дети действительно этому учатся, и когда они вырастут, у них будет пример перед глазами. Главенствовать должна любовь, снисхождение, милосердие и уважение друг к другу. Если уважения нет, если папа командует мамой без уважения, делает ей замечания, отчитывает её при детях, то, конечно, это разрушит веру в детях очень сильно.
Об обязанностях и ответственности
– Насколько важно распределить обязанности в семье и надо ли их чётко распределять?
– Конечно, распределение гендерных обязанностей в традиционном, тем более архаичном, обществе было понятно и связано с тем, что отец сильнее и он делает свою работу. Мать слабее физически, она делает свою работу. Сейчас, конечно, всё это не так. Я, например, знаю семьи, где мама и папа работают практически с одинаковой нагрузкой. Но муж приходит домой, кладёт ноги на диван, достаёт планшет и говорит: ну-ка, быстро мне ужин. Хотя мать устала так же. Конечно, дети это видят. Сейчас уклад настолько другой, что распределение обязанностей должно быть другое. Если муж может помочь, надо идти помогать. Это обязательно должно быть. Повторюсь, должна царствовать любовь.
– Что бы вы посоветовали тем, кто боится ответственности за многодетную семью?
– Есть такая поговорка: «На каждую зайку будет и лужайка». Действительно, если семья живёт в христианской любви, то Господь помогает. Понимаете, ведь главное сокровище человека на Земле – люди, которые тебя любят. Получается, небогатый ребёнок, у которого есть два брата и сестричка, значительно богаче своего одноклассника, у которого пять планшетов и которого возят на машине. Но у первого есть люди, которые с ним пройдут через жизнь, которые помогут, подставят плечо, которым можно поплакаться, которые будут его утешать. Вот они все соберутся потом вокруг могилы отца после его смерти и возьмутся за руки. А второй персонаж придёт один, понимаете? Ну хорошо, у тебя был айфон. Он сломался, ты его выбросил. А брат-то остался, понимаете? Сейчас у многих, к сожалению, нет понимания, что дети – это радость, благословение Божие, это сокровище.
У ребёнка может не быть машин на радиоуправлении, но если отец и мать с детьми занимаются, разговаривают о том, что им интересно, ходят в походы, читают книги, то это же дороже, понимаете? Это доступно при совсем небольшом доходе. И это откладывается в памяти.
Сил в многодетной семье вкладывается больше. Ресурсов меньше, но радости, счастья и тепла может быть значительно больше. Когда у вас растёт один ребёнок, очень трудно научить его любви, потому что нет такого же, как он. Всё-таки вся семья на него направлена, ему неизбежно потом очень тяжело дружить, какие-то связи создавать. В многодетной семье дети значительно более коммуникабельные, более социализированные. А самое главное – они любить умеют. Вот родился маленький братик. Раньше ты был пуп земли, а теперь нет. Тебе надо уже помолчать, когда он спит. Ты не можешь съесть один все конфеты. Ребёнок учится уступать, и главное – что он в этом находит радость.

Важно дать опыт жизни
– Отец Феодор, нередко в семьях дети начинают ссориться между собой, что-то делить. Как быть, как этого избежать?
– Вы знаете, это некое становление личности и в каком-то смысле неизбежно. Важно, чтобы это не приобретало острые и травмирующие очертания. Ну да, если такое бывает – мирим. Допустим, мы стоим на вечерней молитве: надо помириться, обнимите друг друга. А как мы будем молиться, если вы в ссоре? А как ты завтра пойдёшь причащаться? И человек учится преодолевать свой эгоизм, который является главным врагом счастья.
Я своим детям, когда они были маленькими, устраивал соревнования – кто сильнее маму обнимет. Маленькому ребёнку очень важен тактильный контакт с отцом и с матерью, и, как это ни парадоксально, сердечная связь строится ребёнком через тактильный контакт, он воспринимает любовь именно через тепло родительских рук.
– Самому старшему вашему ребёнку сколько лет?
– Тридцать два.
– А младшему?
– Десять.
– Они общаются между собой каждый день? Постоянно на связи друг с другом?
– Нет, знаете, не так. Трое уже живут отдельно, они приезжают к нам очень часто. У всех детей очень тонкие дружеские, братские связи. И я понимаю: когда я уйду, они друг друга не потеряют, не разойдутся по этому миру, как одиночки. Это всё, конечно, очень радует. Какие-то общие дела мы делаем. Сейчас дочь учится на режиссёра, снимает фильмы, так в этом участвует вся семья. Она пишет сценарии, сын работает оператором, пишет музыку. Такое семейное дело. Кстати, дочкин курсовой фильм «Порок сердца» победил на фестивале патриотического кино «Малая земля» в Новороссийске.
– Назовите три вещи, которым нужно научить своих детей, пока они ещё маленькие, слушают родителей и в них ещё можно вложить знания...
– Самое главное – дать им опыт жизни в пространстве, согретом любовью. Искренней, настоящей, глубокой, самоотверженной. Понимаете? Вот это стандарт отношений, которые потом они будут создавать в своей семье и в своей жизни. И для нас – христиан – это, конечно, дать им почувствовать Божию любовь к человеку, которая реализуется в отношениях между родными людьми здесь, на Земле.
Короткие вопросы, короткие ответы
– Отец Феодор, блиц-интервью. Самый любимый праздник в вашей семье?
– Пасха, конечно.
– Самое любимое семейное блюдо?
– Печённые в скороварке яблоки с мороженым пломбир. Очень советую.
– Сами делаете?
– Да.
– Главная традиция вашей семьи?
– Мы вместе молимся вечером. Утром обычно без меня, а вечером мы вместе молимся. Ну и больше двадцати лет я рассказывал детям приключенческие саги на ночь, сказки такие. Я их придумывал на ходу.
– Какова сейчас ваша главная мечта?
– Это не мечта, это моя надежда и моя молитва: чтобы Господь дал моим детям добрых благочестивых супругов-христиан. Я об этом молюсь. Это довольно сложно сейчас.
– Ваше пожелание нашим читателям?
– Я желаю всем вчитаться и вслушаться в Евангелие как в проповедь пришедшего Царства Божия, Царства Любви, и стать в своих семьях и в душах отблеском этого райского небесного сияния. И тогда даже при сложных жизненных обстоятельствах в ваших семьях будет счастье. Попробуйте попытаться провести законы Евангелия как законы построения своей жизни, своей семьи.
Юрий СЕМЧЕНКОВ, Марина КНЯЖИНСКАЯ
Фото: из архива отца Феодора БОРОДИНА
Материал выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2025»
