Семья – это высшее счастье. Вот и всё.
Автономная некоммерческая организация «Объединённая редакция СМИ», в состав которой входят радиоканал «Смоленская весна», печатное издание «Смоленская газета» и сетевое издание SMOLGAZETA, совместно со Смоленской митрополией продолжают реализацию проекта «Семейный альбом#МногоСчастье», который стал победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива» 2025 года. Проект позволяет по-новому взглянуть на многодетные семьи: наши герои на личном примере подтверждают, что чем больше детей, тем больше счастья. Мы говорим о семейных увлечениях, особенностях воспитания в традициях любви к Богу и Отечеству, о сохранении любви и взаимопонимания в семьях, способах преодоления трудностей. Сегодня у нас в гостях многодетные родители Артём Геннадьевич и Елена Сергеевна ПРАЧКИНЫ.

Вместе со школьной скамьи
– В вашем случае у нас вообще не было вариантов, с чего начать разговор. Наблюдая за общественной активностью Елены Сергеевны, не можем не спросить: как удаётся участвовать сразу в десятках мероприятий?
Е. П.: – В первую очередь хочу сказать огромное спасибо мужу. До сих пор нахожусь в декретном отпуске. У нас четверо сыновей, и младшему нашему ребёнку два с половиной года. Муж меня поддерживает во всех моих начинаниях. Я успеваю дома и уборкой заниматься, и готовкой, и за детьми присмотреть. Но в тот момент, когда дети в детском саду и в школе, я нахожу себя в общественной деятельности. На сегодняшний день я глава комитета по маркетингу и рекламе в региональном отделении «Опоры России», заместитель председателя Общественного совета Управления ФАС по Смоленской области. Для меня это, конечно, большая ответственность. Сейчас я сократила немножко свою общественную деятельность, потому что больше времени хотелось бы всё-таки уделять семье.
– Когда вы начинали отношения, знали уже, что у вас будет многодетная семья, или это в процессе пришло? Кто-то из многодетных семей говорит, что когда они начали отношения, то сели и на берегу договорились: «у нас будет многодетная семья», а кто-то говорит: «ну так получилось, вот так получилось, как Бог дал, так и вышло»...
А. П.: – Я бы не сказал, что планировал это изначально, но так жизнь складывалась. В моём случае получилось так: я почувствовал, что хочу этого, уже в процессе совместной жизни – у нас всё получается, мы можем продолжать дальше развивать свою семью, увеличивать её.
– Вы сколько лет вместе уже?
Е. П.: – Шестнадцать. Мы познакомились школьниками, играя в волейбол. Артём учился во второй школе, я – в первой школе города Рудни. И, конечно, Артём Геннадьевич мне приглянулся не сразу, потому что мы противники были в игре – играли за разные команды. А потом стала присматриваться… Это касалось спорта, здорового образа жизни. Я из многодетной семьи, и в нашей семье отец старался направлять мой взор на то, что нужно выбирать здорового спутника жизни. Я уже изначально планировала многодетную семью, потому что мама двадцать пять лет проработала в дошкольном образовании, воспитателем, и у нас всегда в доме были чьи-то дети. И я, конечно, маме в детском саду всегда помогала, нянчилась с детьми. И мы с Артёмом на последнем курсе вуза приняли решение, что уходим в развитие нашей семьи.
А. П.: – Да, мы решили, что супруга должна получить образование, соответственно, запланировали так, что ребёнок родится после получения диплома. И это вышло, как и было запланировано.

Развиваясь сами, помогаем развиваться детям
– Вот интересно, в юные годы, когда вы ещё студентами были, думали ли вы о материальной составляющей многодетности? Есть, понятно, какие-то идеалистические картинки: большая семья, дом, всё у нас хорошо, садимся вечером за общий стол. Думается ли в двадцать с небольшим лет о том, что это всё нужно обеспечивать, что на это всё нужны деньги, и придётся много-много работать?
А. П.: – Может быть, в этом возрасте ты не требователен к этому всему – большому дому, дорогой машине и тому подобному. Амбиции, может быть, не такие большие. Но я помню, когда у нас появился первенец, мы стали понимать, какие нужны дополнительные расходы в семье. И пошло развитие.
Е. П.: – Мы с мужем воспитаны в семьях с частными домами, то есть мы понимали, что нужно трудиться. И на старте мы поняли, что нам хватает однокомнатной квартиры, чтобы развиваться, то есть у нас не было задачи даже машину приобретать: хватало автобусов, трамваев.
А. П.: – Но когда мы стали многодетными, вопрос машины стал всё-таки критичен, потому что ты уже по времени не можешь всех куда надо отвезти. Многодетность равно развитие дальнейших твоих запросов. Твой стимул. Появляется второй ребёнок – значит, нужно увеличивать жилплощадь. Появится третий – значит, нужно ещё в очередной раз подумать. И четвёртый тоже… Пришлось думать. У нас, получается, второй, третий, четвёртый ребёнок «сделали» нам первую, вторую, третью жилплощадь, скажем так.
Е. П.: – Но многодетными мы всё-таки стали в более скромных условиях. Квартира у нас была двухкомнатная, но нам хватало места. Пять квадратных метров кухня, но это было настолько уютно… Даже сейчас, живя в двухэтажном доме, дети всё равно с теплом вспоминают, как нам было на пяти метрах очень удобно и комфортно.
А. П.: – Какой большой ни есть дом, всё равно все собираются в одной комнате.
– Старшему сколько сейчас лет?
Е. П.: – Шестнадцать. Очень ответственный, нам помогает уже в бизнесе семейном, и, соответственно, уже делегируем ему определённые обязанности: он может из садика забрать ребёнка, может поиграть дома с детьми, организовывает для младших какие-то мероприятия, может приготовить покушать.
У нас ребята планируют уже, кем хотят стать. Третий ребёнок уже проговаривает, что хочет стать врачом, второй говорит: «Я хочу пельменную открыть».
Мы помогаем им развиваться. Моя мама, например, хотела, чтобы я научилась на фортепиано играть. И у меня, конечно, первый ребёнок тоже пошёл в музыкальную школу. Да, моя была мечта, чтобы девочка, дочка, умела играть на фортепиано. Но девочки не было, появился мальчик, и он пошёл играть на фортепиано. А второго ребёнка мы отправили на гитару, он поучился две недели играть на гитаре, случайно зашёл в барабанный класс – теперь он любит барабаны. Мы прислушиваемся и дальше помогаем развиваться.
– Вы начали говорить про приготовление пищи, про какие-то бытовые вещи, и сразу такой вопрос возник. У вас пятеро мужчин в доме…
А. П.: – И собака…
– Тем более. И наверняка говорят: «Мам, я хочу сегодня вот это», а второй говорит: «Я хочу вот это». Как это всё совместить? Они же все хотят, может быть, разные блюда...
А. П.: – Они не просто хотят разные блюда, а некоторые принципиально определённые блюда не едят. А кто-то ест, например, вообще всё подряд.
Е. П.: – Скажу со стороны человека, который готовит на семью. В сегодняшних реалиях мы даём возможность реализовываться ребёнку. Мы готовим то, что ребёнок хочет, совместно с ним. Если средний ребёнок говорит, что хочет сегодня блинчики, мы начинаем с ним готовить блинчики, и он участвует в действии. То есть он спокойно может блинчики приготовить. Омлет? Значит, старший ребёнок может помочь приготовить омлет. Какое отличие в нашей семье? Мне очень повезло с ребятами. Мы классическая русская семья. Каких-то новшеств в блюдах они не любят. Они любят русскую стандартную классическую еду. И муж у нас тоже классический русский богатырь: блинчики, картошечка, борщ, сальце. Поэтому мне, конечно же, в этом смысле просто очень повезло.

Духовное воспитание – важная часть жизни семьи
– Есть какие-то традиции, которые вы постоянно поддерживаете?
Е. П.: – По воскресеньям всей семьёй ходим в Успенский собор.
А. П.: – Чтобы вся семья, скажем так, воспитывала в себе какую-то, не знаю, сдержанность, что ли. Потому что мир у нас быстрый, и нужно всё-таки иногда где-то притормаживать, остановиться немножко, не спешить, отложить на время свои эти суетливые дела бесконечные. Надо понимать, что иногда нужно просто отдохнуть, остановиться и обдумать всё, что с тобой происходит.
Е. П.: – Мы с мужем приняли решение ходить на службы в собор, потому что понимали: финансово мы растём, благополучие наше растёт, а духовная составляющая осталась прежней. А вектор духовного воспитания – немаловажная часть развития семьи. И дети стали понимать, что это важно. Из храма каждый приносит частичку спокойствия.
– Вы себя считаете воцерковлённой семьёй?
Е. П.: – Скорее да, чем нет. Во-первых, когда мы с мужем расписывались, то обвенчались. Это было в день свадьбы.
– А в Рудне, в школьные годы, как-то церковь присутствовала в вашей жизни?
Е. П.: – Нет, я была некрещёной.
А. П.: – Моя мама постоянно в церковь ходила, для меня вера всегда присутствовала, по сути.
– Елена Сергеевна, и вы крестились уже во взрослом, сознательном возрасте?
Е. П.: – Да. Мы пришли венчаться, и оказалось, что я некрещёная. Естественно, меня покрестили, потом мы с мужем обвенчались. У нас есть и вечерние ритуалы: мы собираемся с детьми и перед сном читаем «Отче наш…».
– Вы, Елена Сергеевна, не чужой человек для Смоленской епархии, у вас совместные проекты…
Е. П.: – Я очень рада, что у нас есть совместный проект «Самый лучший день». Это мой любимый проект. Мы в нашем сообществе «Многодетные семьи Смоленщины» объединяем семьи, чтобы они могли поделиться радостью рождения детей. Прочувствовать, что это, конечно же, действительно самый лучший день в любой семье.

Многодетная семья – ответственность и счастье
– Скажите, приходилось ли вам слышать от своих знакомых: «Зачем вам столько детей? Пожили бы в удовольствие, пока молодые…»? Что вы отвечаете в таких случаях, если есть такие разговоры?
А. П.: – Если возникают такие разговоры, то, в принципе, переубеждать кого-то бессмысленно. Просто можно свести тему на нет: «Это моё решение». Я же не говорю о том, что приносит радость другому человеку. Это может быть посещение ресторанов или клубов. А для нас семья – это высшее счастье. Вот и всё. Если человек убеждён, что он хочет жить только для себя, ну… наверное, его будет тяжело убедить в обратном. Дети – это наше продолжение, родителей не станет – останутся дети. Это то, что останется в этом мире после нас. Ничего после нас, кроме детей, не останется.
– О чём в первую очередь нужно подумать, прежде чем завести многодетную семью? Вот вы какие бы советы дали?
А. П.: – Не переживайте, все свои проблемы вы обязательно решите. Если у вас есть уже два ребёнка, то, значит, и третий не будет помехой.
– Правда, что после трёх детей уже всё равно, сколько их?
Е. П.: – Да, действительно так. У нас была ситуация, когда к нам домой пришёл курьер и, увидев, что у нас много детей, стал задавать вопросы. Ему 27 лет, а он, мол, ещё даже не думал о детях. Надо заработать сначала на квартиру, на машину. И в диалоге я так легко стала говорить, что ему нужно уже сейчас задумываться о детях. Если мы не действуем в сторону семьи, не развиваемся, то всё остальное – приобретённые машины, квартиры – не даёт такого полного счастья, как тогда, когда ты приобретаешь дом, машину, уже имея семью, имея детей. Это уже другое, ваше совместное счастье. И, посмотрев на нас, он говорит: «Да, вы знаете, наверное, приду вечером домой и с женой переговорю».
А. П.: – Благодаря детям у тебя каждый вечер разный, и ты для этого даже ещё ничего не сделал. Он уже разный. А когда ты каждый день приходишь в один и тот же пустой дом или квартиру – это, наверное, слишком скучно. Вроде бы это стабильность. Да, но только для человека, который любит стабильность. А мы любим динамику и поняли, как можно получать счастье от этой жизни. Нам не скучно никогда.
Е. П.: – Утро начинается всегда с «Доброе утро», и это каждому ребёнку нужно сказать и каждого нужно обнять. Это проявление нежности, ласки, и благодаря нашим детям мы можем эту доброту и нежность масштабировать.
– Вы хотели бы, чтобы у ваших детей были многодетные семьи?
Е. П.: – Конечно. Я эту тему с ними даже уже проговариваю.
А. П.: – Мы можем сказать: «Поможем, чем сможем».
Е. П.: – Да-да-да. Я уже проговариваю с сыновьями, что нужно выбирать невесту. Я, конечно же, помогу, я очень жду внуков. То есть я уже с сыновьями говорю, сколько бы они хотели детей. «Вот посмотри, у нас с папой вас много. Мы не задумывались о многодетности, но это оказалось счастьем». Мы с детьми делимся своим опытом – положительным опытом. Дети отмечают, что иногда они видят другое развитие отношений в многодетных семьях. Но я их настраиваю на то, что они должны смотреть на нашу модель семьи. Потому что мы не знаем, почему в других семьях происходит по-другому.
А. П.: – Нужно быть готовым работать. Это самое главное, о чём стоит подумать перед тем, как завести многодетную семью. И перед тем нужно быть готовым работать, и во время, и после.
После рождения ребёнка ты вдруг осознаёшь, что от тебя теперь требуется. Ты был беззаботный, в принципе, а потом… Огромная ответственность. Это не щенка или котёнка принесли тебе. Совсем другая жизнь начинается.
– Артём Геннадьевич, и вы в 22 года, в момент рождения первого ребёнка, уже были готовы к тяжёлому труду ради семьи?
Е. П.: – Можно я скажу? Я ещё в юности наблюдала, как мой будущий муж ведёт себя в семье, как он помогает родителям. Если у нас были какие-то встречи, компании, то Артём перед этим всегда заканчивал работу: помогал родителям, бабушкам, дедушкам. То есть выкопал картошку – иди гуляй. И мы всегда в компаниях ожидали, пока Артём выполнит свои обязанности и придёт. И, соответственно, меня тоже приучал к работе. Например, когда у нас начались отношения, я стала учиться копать картошку. Нам родители сказали: «Хотите объединяться, пробуйте работать на грядках». И общаясь вот так, я понимала, что Артём готов к совместному развитию. Если будут какие-то вопросы жизненные, мы будем садиться вместе и решать. Так и происходит. Самое главное, конечно, – поддержка друг друга.

Вопрос – ответ
– Блиц-опрос. Самые простые вопросы. Любимое блюдо в семье, которое все согласны есть каждый день, независимо от времени года?
А. П.: – Каждый день, независимо от времени года? Пельмени.
Е. П.: – Да. Потому что муж умеет их готовить.
– Вы делаете самодельные?
А. П.: – Да, самодельные. Самодельные же самые вкусные.
Е. П.: – Муж умеет это делать, практикует. Средний ребёнок и хочет открыть пельменную, потому что муж показал и научил, как это делается.
– Ребёнок будет управляющим, а папа – шеф-поваром?
А. П.: – Давайте, наоборот, я буду управляющим, а сын пускай готовит.
Е. П.: – Сын средний, кстати, уже подходит с бизнес-планом: «Пап, ты готов финансировать такой проект?» Мы говорим, что если вы в какой-то бизнес будете входить, то мы, конечно же, вас проинструктируем, мы всегда вместе.
– Какие-то предпочтения в фильмах общие есть? Есть ли такая процедура дома, что все садятся на диван и смотрят один и тот же фильм?
Е. П.: – Папа практикует всегда.
А. П.: – Мы, с учётом того, что у нас дети, часто смотрим мультфильмы. Тем более что у нас сейчас стало много хороших русских мультфильмов, что очень замечательно. Наши очень интересные мультфильмы выпускают. А мультсериалы? Максим вырос, по-моему, на «Смешариках», Владик – на «Маша и Медведь».
– Книги читают дети?
Е. П.: – Да. Да, это мы все любим. Я всегда читаю, всегда с книжкой в руке: и утром, и в обед, и вечером. Всегда чему-то обучаюсь, дети на это смотрят. У нас средний ребенок – он гуманитарий, тоже любит читать. Муж всегда отслеживает, чем он интересуется, заказывает книжки. Малыши – понятное дело, какие книги читают. Старший сын больше фантастику любит. Все читают. Мы, конечно же, этот вектор обучения через книги поддерживаем.
А. П.: – Чтение книг в первую очередь повышает общую грамотность: письмо, речь и словарный запас. Потому что если даже ты слушаешь аудиокнигу, это уже не совсем то.
– Про праздники любимые спрашивать, наверное, и смысла нет?
Е. П.: – Конечно, Новый год. Дети пишут письма Деду Морозу. Все пишут, и старший в том числе. Для меня это тоже праздник, я всегда его жду, потому что муж всегда удивляет меня неожиданностями. Я вроде бы и говорю ему: «Давай не будем расходовать какие-то финансы», – но он всё равно… Каждый Новый год – это всегда для всех нас праздник благодаря мужу.
А. П.: – Живём сейчас, а не завтра. Поэтому надо стараться всё успеть сейчас.

Материал выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2025»
Юрий СЕМЧЕНКОВ, Марина КНЯЖИНСКАЯ