Обману по объявлению
С начала этого года резко увеличилось количество так называемых дистанционных мошенничеств. Их отличие от обычного «обмана» в том, что преступления совершаются с территории других субъектов Российской Федерации, а иногда – даже других стран. Используются при этом средства сотовой связи и сеть Интернет. На сегодняшний день таких преступлений в регионе выявлено больше тысячи.Куплю-продам
Очень распространённые сейчас схемы проворачивают через сайты объявлений, то есть интернет-площадки, на которых люди что-то продают или покупают. Самыми «популярными» являются два вида мошенничеств. Начнём с классического и наиболее простого по исполнению – когда страдает потенциальный покупатель. К примеру, человек решил купить куртку/шкаф/машину, нашёл подходящий экземпляр на сайте объявлений, внёс предоплату или всю сумму, а товар в итоге не получил. Продавец на связь после получения денег, естественно, не выходит.
Второй способ, который в последнее время получил распространение – когда жертвой обмана становится сам продавец. Псевдо-покупатель связывается с ним и сообщает, что якобы готов произвести полную или частичную оплату заинтересовавшего его товара, и просит номер банковской карты, чтобы перечислить деньги.
– Конечно, конкретно в том, чтобы указать номер карты, ничего страшного нет, – говорит начальник отдела «К» УМВД России по Смоленской области Андрей СКОРОМНЫЙ. – Ведь куда-то же деньги должны перечислять.
Однако нужно быть бдительными и предельно осторожными, ведь в истории с мошенниками с этого момента начинается самое «интересное». Злоумышленник пытается всяческими способами убедить свою жертву, что для того, чтобы деньги были зачислены на карту, необходимо сказать ему одноразовый пароль. И, как только доверчивый продавец его назовёт, со сбережениями, считай, можно попрощаться.
Такой случай, к примеру, был зарегистрирован в Ярцевском районе. Мужчина остался без 170 тысяч рублей. Выяснилось, что заявитель разместил на одном из интернет-сайтов объявление о продаже мужской зимней куртки за 17 000 рублей. Спустя некоторое время с ним связался потенциальный покупатель, который пожелал купить верхнюю одежду, но с одним условием – оплатой безналичным расчётом. Продавец согласился, и тогда мужчина попросил реквизиты банковской карты для перевода денег. Потерпевший, не задумываясь, продиктовал звонившему номер карточки, срок её действия, свои имя и фамилию и даже защитный код. В свою очередь покупатель обязался перевести деньги за покупку куртки. Через некоторое время покупатель позвонил заявителю и сообщил, что ошибочно перевел не 17 000 рублей, а 170 000, и что собирается возвратить лишнюю сумму денег путём перевода. Злоумышленник попросил, чтобы все пароли, приходящие в виде смс-сообщений на мобильный телефон для подтверждения операции о списании средств, продавец сообщал ему. Мужчина добросовестно диктовал ему все приходящие цифровые коды.
- Сотрудники полиции установили, что 170 000 рублей, якобы перечисленные покупателем, принадлежали самому потерпевшему и были переведены на его банковскую карту с его же сберегательной книжки. В настоящее время по факту хищения денег проводится проверка, – пояснили в пресс-службе УМВД.
Стоит отметить, что в большинстве случаев злоумышленники отлично разбираются в Интернет-банкинге, в отличие от попавшихся на удочку смолян. Стоит зарубить себе на носу, что, если мошенник получит данные карты, на которой, казалось бы, и денег никогда не водилось, то он может получить доступ ко всем сбережениям, которые есть у гражданина. Обезопасить себя можно, пожалуй, только одним способом: подробно изучить все возможности онлайн-банкинга и не терять бдительность.
Завирусованные телефоны
Более сложное в техническом исполнении мошенничество – вирусное. Построено оно также, в основном, на безграмотности пользователей и, конечно, человеческой жадности.
– Или человек по незнанию переходит с телефона или другого устройства по неизвестной ссылке, и в результате скачивает вирус, или устанавливает бесплатное подозрительное приложение из сети Интернет, не желая тратить на него деньги, – поясняет заместитель начальника отдела «К» УМВД России по Смоленской области Юрий ЛОМТИКОВ. – Попав в телефон, вирус начинает осуществлять банковские операции со средствами, находящимися на всех картах, привязанных к данному номеру телефона.
При этом особенности вируса таковы, что в большинстве случаев никаких смс-уведомлений при этом человек не получает, и замечает пропажу денег не сразу. Стоит отметить, что в случае такой «вирусной» атаки деньги в банке вряд ли удастся вернуть. Ведь за скаченный на свой смартфон вирус в ответе только его владелец.
Чтобы не стать жертвой мошенников, полицейские советуют смолянам регулярно обновлять антивирусные программы, особенно тем, у кого банковские карточки привязаны к номерам телефонов. Кстати, нужные программы можно найти прямо на сайтах банков. Также не лишним будет ознакомиться с разделом, посвящённом опасности мошенничеств, информацию можно найти как на сайтах банков, так и на Интернет-страницах мобильных операторов.
Также сотрудники полиции убедительно просят младшее поколение научить своих более старших родственников безопасному использованию мобильных банков и прочих услуг, подсказать им, как не попасться на удочку обманщиков. Ведь, в основном, жертвами мошенников становятся люди пенсионного возраста.
Офисные блокировки, друзья-попрошайки и другие уловки
Есть ещё один разряд мошенничеств – когда на электронный ящик приходит письмо с вирусом. Нередко такую вредоносную почту рассылают под видом деловых предложений в офисы. Ни о чём не подозревающий секретарь открывает письмо, чтобы прочесть текст – и… компьютер заблокирован. А выскакивающее сообщение гласит: «Для разблокировки устройства пришлите деньги». Естественно, платить не следует. Чтобы решить эту проблему, достаточно зайти на сайт антивирусной программы и найти пошаговую инструкцию.
Зачастили в последнее время обманщики и в соцсети. Нередко с взломанных аккаунтов знакомых злоумышленники просят деньги в долг или пытаются якобы перевести электронные деньги на счёт жертвы. Не верьте таким «друзьям». Чтобы избежать потерь, нужно все лишь позвонить этим самым знакомым.
Как отмечает Андрей Скоромный, до сих пор актуальными остаются и такие способы мошенничества, как рассылка смс-сообщений о блокировке банковских карт. Либо злоумышленники «приводят» человека к банкомату и просят проделать определенные операции, или же выуживают данные о карте. К слову, люди привыкли к тому, что главное – не сообщать пин-код. Не тут-то было! Чтобы наверняка остаться при своих кровных, лучше сторонним людям вообще ничего не сообщать.
Если уж Вам пришло подозрительное сообщение, просто позвоните по номеру центра обслуживания клиентов, который указан на обратной стороне самой банковской карты, и выясните, правду ли пишут в сообщении. Ни в коем случае не нужно отвечать на сообщение или перезванивать по указанному злоумышленниками номеру и тем более не сообщать им какие-либо данные! И если всё-таки сомнения закрались, то нужно придти в свой банк и всё уточнить на месте.
Помимо этих обманных схем смоляне продолжают попадаться на такие уловки как:
– «Просьба о помощи». На телефон потерпевшего поступает сообщение или звонок от неизвестного, который сообщает, что с его близким человеком или родственником произошло несчастье (ДТП, стал участником преступления, чаще всего подозреваемым) и предлагает за определенную денежную сумму оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации.
– «Фальшивые работодатели»: неизвестные размещают на Интернет-ресурсах объявления об устройстве на работу; по пути на встречу с работодателем мошенники просят потерпевшего пополнить счет мобильных телефонов.
– «Продажа товаров ниже рыночной стоимости»: как правило, этот вид мошенничества связан с деятельностью Интернет-магазинов и сайтов по продаже авиабилетов. При заказе товаров вас попросят внести предоплату, зачастую путем внесения денежных средств на некий виртуальный кошелек.
– «Вы выиграли …»: На телефон потенциальной жертвы поступает сообщение о выигрыше автомобиля, компьютера, денег и других ценных призов. Для его получения просят перезвонить и подтвердить свои данные. В процессе разговора просят перечислить на счет определенную сумму денег (чтобы оплатить госпошлину, перевозку и другие транспортные расходы). Такие сообщения лучше всего вообще игнорировать.
- «Интернет-попрошайничество»: мошенники создают сайт-дублер интернет порталов благотворительных организаций, детских домов и приютов, который является точной копией настоящего, меняют реквизиты для перечисления денег.
– Мошенники, обманывающие людей с помощью мобильной связи и Интернет-ресурсов, пользуются компьютерной неграмотностью и доверием граждан. Над составлением таких афер зачастую работают люди, имеющие знания в области психологии, поэтому крайне сложно не попасться на их уловки, – отмечают полицейские. – Именно поэтому необходимо знать основные виды мошенничеств данной сферы, быть внимательным и бдительным.