Генерал Балла, забытый герой Смоленской битвы
Если остановить на улице обычного смолянина и спросить, знает ли он такое имя – генерал Балла, то собеседник, чего доброго, предположит, что это#8194;– француз. Между тем это герой Смоленского сражения, 200 лет назад отдавший здесь, у нас, жизнь за Россию и похороненный в нашем городе. Глухое упоминание о герое находится в самом сердце Смоленска, на памятнике защитникам города 4-5 августа 1812 года, что в Лопатинском саду. В перечне потерь указано: «русскихъ генераловъ: убито 2». Один из этих генералов – Антон Скалон, похороненный у подошвы Королевского бастиона. Второй – как раз Адам Балла.Вообще, эта тема ждёт своих диссертантов и беллетристов. Если составить топ удивительных фактов о жизни и смерти генерала Адама Ивановича Баллы, то туда придётся включить почти всю его биографию, сохранившуюся в скудных источниках.
Чужестранный иноверец, спасённый грек
Балла – грек по крови, родом из Мореи. Морея – это старинное название полуострова Пелопоннес, что в южной части Греции, хрестоматийное место. Родной город будущего военачальника – Масхопол. В 1774 году, десяти лет от роду, Балла был вывезен в Россию нашими моряками в числе других греков, спасавшихся от гонения турок.
Мальчик был определён для обучения во вновь открывшуюся тогда при Артиллерийском и инженерном корпусе Гимназию чужестранных иноверцев, известную также под названием Греческого корпуса. Это учебное заведение было учреждено указом Екатерины II. Его задумал граф Алексей Орлов-Чесменский, командовавший русскими морскими и сухопутными силами в Средиземном море в 1770 – 1774 годы. Тогда российские эскадры впервые действовали в Греческом архипелаге с целью отвлечения турецкого флота с черноморского и дунайского театров и нанесения удара Турции с тыла. Граф Орлов был инициатором обучения и воспитания иностранных юношей, в первую очередь греческих, на средства русского правительства, видя в этом большие политические перспективы для России.
Под началом Суворова
Окончив курс, Балла в 1782 году поступил подпоручиком в Алексеевский пехотный полк и тотчас же отправился усмирять бунтовавших в Крыму татар. Как видим, расчёт графа Орлова оказался верным. 18-летний юноша был готов проливать кровь за Россию, причём не только чужую, но и свою.
В 1784 году полк был переименован в Алексопольский пехотный, под этим названием участвовал во второй турецкой войне (1787 – 1791 годы). Адам Балла отличился в этой кампании, но уже в составе Лифляндского егерского полка, куда он был перечислен в 1786 году. В чине капитана участвовал в войне с турками, особенно отличаясь на кровопролитных штурмах Очакова и Измаила, доставивших ему звание майора и похвальный лист от Суворова. Того самого.
Балла принял участие и в кампаниях 1792 и 1794 годов против польских конфедератов, командуя 4-м батальоном лифляндских егерей. Восстание генералиссимуса Костюшки было разгромлено русскими войсками во главе с тогда ещё даже не фельдмаршалом Суворовым.
Турецкий гамбит
Адам Иванович довольно резво продвигался по службе. В 1798 году произведён в полковники, затем в чин генерал-майора, вне правил, пожалован 2 марта 1800 года. Эти знаковые события в его жизни случились задолго до очередной русско-турецкой войны, в которой ему пришлось отличиться.
В 1806 году Балла принял участие в покорении Бендер и особенно отличился при осаде Измаила в 1809 году, когда при отбитии вылазки пяти тысяч турок лично водил своих егерей в штыки и был контужен. Награждённый за это дело орденом Святой Анны 2-й степени, за участие во взятии Базарджика в следующем, 1810 году, военачальник был пожалован орденом Святой Анны 1-й степени. Казалось бы, что за награды? Удостоенные любой степенью ордена Святой Анны в то время автоматически становились потомственными дворянами. В отличие от всех других российских орденов, звезда Святой Анны носилась не на левой, а на правой стороне груди.
Без лица и без могилы
В марте 1812 года Балла назначен командиром 3-й бригады (11-й и 36-й егерские полки) 7-й пехотной дивизии, вошедшей в 6-й пехотный корпус генерала Дохтурова 1-й Западной армии. На долю этого корпуса в Отечественную войну выпала одна из первых крупных боевых задач – оборона Смоленска. На второй её день, 5 августа, Балла, находившийся в цепи стрелков, был убит. В Смоленском сражении его бригада была расположена на левом фланге между Мстиславским и Красненским предместьями и в течение нескольких часов отражала атаки неприятеля, затем, вытесненная из предместий, сражалась в стенах города. Балла находился в передней цепи стрелков, был «троекратно» ранен, от полученных ран скончался. По некоторым данным, место гибели генерала находится возле нынешнего центра услуг «Гамаюн».
Погибшему генералу было всего 48 лет. «Все отзывались о генерале Балле как о добром старике и храбром генерале» (артиллерийский офицер корпуса генерала Дохтурова Николай Митаревский).
Согласно воспоминаниям Митаревского, генерал Балла был похоронен отступающими войсками в районе нынешнего Печерска. Могила его не сохранилась.
При собирании по воле императора Александра I портретов для военной галереи Зимнего дворца портрета Баллы не отыскалось, и потому в этой галерее существует одна лишь вызолоченная рама с именем героя. Насколько известно, у генерала Баллы в России никогда не было семьи, а наследников он не оставил.
ЦИТАТА
«Между тем Наполеон готовился повести главную атаку войсками Даву, в центре нашей позиции, на Малаховския ворота. Дивизии Морана, Гюденя и Фриана, неподверженныя фланговому огню наших батарей, на правом берегу Днепра устроенных, после упорнаго боя едва не овладели Мстиславльским и Рославльским предместиями, откуда Капцевич и Коновницын отступили в город. Здесь был убит в цепи генерал-майор Балла».
Богданович М. И., История Отечественной войны 1812 года: Том I. СПб. 1859
СБОР СРЕДСТВ
В Смоленске объявлен сбор добровольных пожертвований на мемориальную доску, которая увековечит память героя 1812 года генерала Адама Баллы. Ориентировочная стоимость проекта#8194;– 80 тысяч рублей.
Вы можете поддержать эту инициативу:
Смоленское отделение Союза краеведов России Р/с 40703810600000000236
ООО КБ «Смоленский Банк» Контактный телефон – (4812) 69-82-59, Ирина Флиманкова.