Сомнительная статья
Госдума РФ 13 июля приняла поправки в Уголовный кодекс, которыми восстанавливается статья «Клевета». Из изначальной редакции во втором чтении была убрана ответственность в виде лишения свободы, зато повышены размеры штрафов. Так, «стандартный» штраф за клевету составит 500 тысяч рублей, а с использованием служебного положения#8194;– до 2 миллионов рублей. Клевета в отношении судьи, прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава может обойтись в штраф до пяти миллионов или обязательные работы на срок до 480 часов. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении или СМИ, будет наказываться штрафом до миллиона рублей. Ольга Чулкова и Николай Медведев спорят: не попадут ли под эту статью не только люди, которые борются с коррупцией и взяточничеством, а журналисты и просто пользователи разных интернет-площадок?ПРОТИВ
Ольга Чулкова: Это палка о двух концах
Вспоминается фильм Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок». Главный герой, которого играет Михаил Ульянов, говорит прокурору: «Фашист ты недобитый». А у прокурора всё записывалось на плёночку. Вполне попадает под статью о клевете. А на самом деле никакая это не клевета – правда. Но доказать правду практически невозможно. Судьями принимаются решения не по закону, в пользу богатых, проплаченные решения. И что простой человек против этой машины неправосудия может? Ничего, кроме как публично крикнуть судье: «Коррупционер! Взяточник!» Или что-нибудь подобное, оскорбительное, чтобы хоть как-то облегчить свою душу. Чиновника нельзя публично обвинить во взяточничестве. Но мы же не слепые, видим – взяточничество, коррупция процветают. По всей стране коттеджи строятся такие, что за зарплату не построить. За взятки, за лоббирование интересов определённых фирм!
Восстановление в Уголовном кодексе статьи «Клевета» больше всего ударит по блоггерам. Они пишут честно, разоблачая коррупционеров, взяточников, мошенников. И общественность благодаря им начинает подниматься. Тогда уж полиция, прокуратура не могут не реагировать. Вспомним, как одна дама сбила двух сестёр на автобусной остановке и даже не вышла из машины узнать, живы ли? Если бы не блоггеры, которые подняли шум в интернете, называя её убийцей, то уголовного дела так бы и не завели. Правда, дамочка отделалась сроком с большой отсрочкой. И опять блоггеры писали о коррупции, называли имена. Тут только русский язык поможет. Можно же написать: «Возможно, Иванов#8194;– убийца, возможно, Петров#8194;– коррупционер?» И обязательно вопрос в конце поставить. Сомнения#8194;– не утверждение. Боюсь, что хуже всего будет правдолюбцам, которые живут в глубинке. Вот врежут они всенародно начальнику, что он вор, а он их к ответственности за клевету. Правдолюбцы люди бедные, с них не то что 500 тысяч, а и три не взять. Как тогда? Пока он, бедняга, штраф выплатит, то начальника могут и посадить за взяточничество.
А станица Кущёвская? За десять лет до известных событий люди писали в органы власти Краснодара, Москвы о том, что банда Цапков держит всех в руках – насилуют, убивают. Клеветали? Клевета пролилась кровью...
ЗА
Николай МЕДВЕДЕВ: Отделить мух от котлет
Клевета возвращается... в Уголовный кодекс. Караул? Шаг назад? Или всё-таки движение в сторону правового государства?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит определиться, по какую вы сторону баррикад. Если вы дорожите своим добрым именем, то закон вас защитит сильнее. Если же вас хлебом не корми, дай «затроллить» оппонента в споре#8194;– тогда ущемит. Но позволю сделать допущение, что первое. Вы же не собирались кого-то оклеветать, пока за это не было уголовной ответственности? В конце концов, презумпцию невиновности никто не отменял.
Не вижу большого вреда и для СМИ. Если, конечно, это не «ведущий таблоид», которому за счастье объявить, что какая-нибудь звезда «страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих». Теперь на этом не то что не заработаешь, так ещё трёх «лимонов» можно лишиться. Для всех остальных мало что изменится. Просто нужно будет тщательнее отделять мух от котлет, мнения от фактов: если уж «катить бочку» – то по делу, с паролями, адресами, явками. Но так и всегда было.
А вот если возвращение клеветы в УК ударит по интернет-троллям (виртуальным персонажам, чаще всего анонимным, которые сеют раздор и смуту между юзерами, не гнушаясь никакими оскорблениями), мне это по душе. А то, бывает, зайдёшь на какой-нибудь форум и вылетаешь как ошпаренный. Там что, собираются энергетические вампиры? Во всяком случае, общий эмоциональный фон именно такой. Если за слова придётся отвечать, качество дискуссии только выиграет.
Но нет ли в этой «драконовской» мере более глубокой задумки? Вот уже совсем скоро пойдут в РФ всенародные выборы губернаторов. Политтехнологи отряхнут от нафталина и пустят в бой телекиллеров. Им, конечно, уже никто не верит, но озлобляют людей они сильно. А озлобленный люд, как мы знаем, – тот ещё выборщик. Три тысячи рублей при огромном бюджете кампании, когда целые регионы на кону, – невелика цена. А вот пять миллионов – уже куда серьёзнее.
Мы подчас смеёмся над курьёзами западного законодательства, когда там чуть ли не за косой взгляд подают в суд. Но почему-то, желая пользоваться благами «как у них», мало кто готов нести такую же ответственность. В Великобритании, например, штрафы за оскорбление и нанесение вреда деловой репутации достигают нескольких сотен тысяч фунтов стерлингов. Видимо, одного без другого не бывает.