Подорожает ли бензин?
В Смоленском УФАС считают, что причин для беспокойства нет, но автомобилисты всё равно настроены скептично. Этим летом автомобилисты всей страны ожидают очередного скачка цен на топливо. Причины – повышенный спрос, связанный с приближающимся сбором урожая, а также инфляция и рост акцизов.Что говорят в России
Ситуация со стоимостью на топливо складывается оригинально: одни специалисты убеждают, что ценники непременно поднимутся вверх, другие заверяют, что ситуация не изменится, добавляя, что вообще-то у нас бензин не такой уж и дорогой в сравнении с другими странами.
В первых числах мая эксперты Минэкономразвития дали свой прогноз: летом цены продолжат расти. С начала года показатель стоимостей был стабильным, но начиная с апреля планка резво потянулась вверх. В своих расчётах чиновники в качестве причин роста указывают тот факт, что в скором времени подойдёт к концу неформальная договорённость между Министерством энергетики и нефтяными компаниями, по которой последние дали слово сдерживать цены. При этом повышение розничной стоимости, как считают эксперты, скажется и на оптовом рынке. Противники такого заключения, в частности, Союз нефтегазопромышленников, считают его необоснованным, указывая на то, что модернизация и усовершенствование нефтеперерабатывающих предприятий не только повлияет на надбавки, но и наоборот – позволить зафиксировать цены на одном уровне.
Однако цифры пока говорят об ином. Тем удивительнее тот факт, что на мировых фондовых биржах нефть дешевеет по ряду причин, к примеру, из-за чрезмерных поставок из Саудовского бассейна. Что, впрочем, на России никак не отражается. Зато цены падают (правда, незначительно) не только в Евросоюзе и за океаном, но и у наших соседей, например на Украине. Всего же «чёрное золото» на планете упало в ценах на 4,5%.
Россиян поспешила успокоить антимонопольная служба: у нас бензин не такой дорогой, как в западных странах. Глава ведомства Игорь Артемьев, общаясь с журналистами, озвучил данные о сравнении цен на наших и европейских автозаправках. При этом он добавил, что в России показатели стоимости всё же превышают американские.
Ситуацию разъяснили на сухом языке цифр. По сообщению Федеральной службы государственной статистики, в апреле цены производителей бензина выросли на 5,8%, а с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2011-го – снизились на 8,9%.
Что говорят у нас
В качестве принимаемых контрмер в июне ожидается проверка Федеральной антимонопольной службы. «С 2007 года мы осуществляем еженедельный мониторинг розничных и мелкооптовых цен на нефтепродукты, а с прошлого года – уже ежедневный, – рассказала «СГ» начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы УФАС по Смоленской области Нина Малашенкова. – Также каждую неделю мы отслеживаем движение моторного топлива по хозяйственным субъектам (по остатку и отпускам нефтепродуктов с нефтебаз области). Сейчас резких скачков в повышении цен в области не наблюдается. Поставщики сами устанавливают цены. Наш мониторинг позволяет устанавливать фиксированные цены.
В случае повышения стоимости крупнейшими отечественными нефтяными компаниями возможно необоснованное установление розничных цен, считает Малашенкова: «Тогда мы издадим предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и возбуждении дела об административном правонарушении. Ответственность в виде оборотного штрафа налагается на хозяйствующий субъект».
Что говорят автомобилисты
В УФАС заверили, что пока на бензоколонках и АЗС ценовая политика не изменится. Однако многие смоленские автомобилисты настроены скептически. Общее суждение – не летом, так к осени цены всё равно подрастут. Вот, в частности, выдержки из дискуссии на Смоленском автофоруме (www.smolensk-auto.ru):
Пользователь dasin: «Если государство не будет вмешиваться в ценообразование нефтепродуктов, уже в мае литр бензина АИ-95 будет стоить 30,5 руб.».
Пользователь zOrg: «Я вот думаю, может, велик на лето купить? Велосипед стоит меньше, чем я трачу на топливо в месяц».
«СГ» провела свой опрос смолян-автомобилистов, мнениями поделились 20 горожан, цитируем наиболее красноречивые.
Леван, водитель: «Я работаю водителем, и расходы на бензин ложатся полностью на организацию. Но у меня есть свой автомобиль, и здесь расходы будут не в пользу моего бюджета».
Владимир Сипулин, водитель такси: «Рост цен на бензин – это всегда негатив. Я работаю таксистом, и повышение стоимости невольно повлечёт за собой рост цен на наши услуги, впрочем, как и на всё остальное».
Максим, бизнесмен: «Безусловно, рост цен на топливо – это прискорбное событие. Придётся увеличивать расходы на бензин, так как ездить меньше попросту нет возможности. Сэкономить на движении невозможно. Учитывая то, что мы и автомобилисты, и к тому же занимаемся организацией грузовых перевозок, твёрдо можем сказать: рост цен на бензин – это рост цен на услуги перевозчиков. Хочется задать встречный вопрос: почему в нефтяной стране такой дорогой бензин?»