Дороги

Главный резерв – чувство ответственности

14 мая 2012 года в 13:18
Смоленский облпотребсоюз вот уже многие годы находится в лидирующей группе потребительских обществ страны, добиваясь всё новых успехов
в соревновании за эффективное развитие отраслей деятельности. 2011 год – не исключение: объём розничного товарооборота вырос на пять процентов; рост товарооборота на предприятиях общепита и оборота собственной продукции составил соответственно девять и одиннадцать процентов; в заготовительной деятельности прибавка – шесть процентов, в промышленности – три, на капитальные вложения, реконструкцию и ремонты израсходовано средств на 26 миллионов рублей больше, чем в 2010 году.

Познакомившись с таким порядком вещей, я вынужден был воскликнуть, обращаясь к председателю cовета облпотребсоюза Виктору АКИМОВУ:

– Виктор Григорьевич, слабых позиций в потребительских обществах Смоленщины, похоже, нет. Делитесь опытом!

– Главная слабая позиция, долговременно сохраняющаяся на территории региона, – демографическая обстановка. Смоленщина – область, по которой кровавый вал войны прокатился дважды: в 41-м году, когда немцы рвались к Москве, и в 1943-м, когда они отступали. Сейчас у нас проживает меньше миллиона, а до Великой Отечественной войны было более трёх миллионов. Скажите, где взять сегодня покупателей, как пополнить ряды пайщиков, студентов кооперативных вузов и техникумов? Казалось бы, давно была война, а до сих пор мы не можем набрать человеческий ресурс, а значит, и социально-экономический потенциал использовать по тем возможностям, которые имеет потребительская кооперация, не можем. Мы вынуждены работать без размаха, основываясь на доверии, на авторитете, который завоевали за долгие годы своей деятельности, используя организационный опыт и выискивая и подтягивая резервы, которые находим благодаря деятельности наших лучших райпо и подсказкам Центросоюза. Подстёгивает и конкуренция.

– Значит, основа движения вперёд – поиск резервов развития отрасли и их реализация?

– Безусловно. Иначе бы мы в жёстких рыночных условиях просто-напросто не выстояли: на один кооперативный магазин в среднем приходится четыре магазина конкурентов («Магнит», «Дикси», «Линия», «Лаваш», «Пятёрочка» и т.п.). Выручает крепкий кадровый состав нашей системы: у нас сильный председательский корпус, именно руководители райпо и гибко реагируют на действия конкурентов, и сами постоянно совершенствуют методику торгового и бытового обслуживания населения. А есть ведь ещё талантливые и предприимчивые менеджеры, бухгалтеры, завторги! Они не стесняются проявлять инициативу, зная, что она будет поддержана, подсказывать руководству, как повысить конкурентоспособность торговой сети, на что сделать упор в производстве собственной продукции в общепите, где разместить аптечный пункт или пункт автосервиса…

Теперь о том, откуда берём объёмы. Основной базой развития потребкооперации всё-таки является торговая деятельность. Значит, надо открывать новые магазины, внедрять прогрессивные формы, кардинально обновлять имеющуюся материально-техническую базу.

Лидером в организации розничной торговли у нас является Сафоновское райпо. Темп роста товарооборота к прошлому году составил десять процентов. Здесь открыты два новых современных магазина и один переведён на работу по методу самообслуживания. В райпо уже имеется 14 магазинов самообслуживания, в большинстве из них внедрена автоматизированная система учёта движения товаров. И главное – создана собственная кооперативная торговая сеть «Огонёк», куда входят двенадцать магазинов, в основном размещённых вдоль автотрассы Москва – Беларусь. Через магазины самообслуживания реализуется 40 процентов всей товарной массы. В райпо на высоком профессиональном уровне поставлена работа коммерческого аппарата, здесь не стесняются называть друг друга коммерсантами. Основные задачи, которые решают коммерсанты, это закупка товаров, конкурентных по цене и качеству; организация доставки их силами поставщиков в магазины (таким образом доставляется 66 процентов товаров); получение от поставщиков максимального бонуса; организация торговых процессов в магазинах с проведением различных рекламных мероприятий, контроль за работой торговых предприятий; обучение материально-ответственных лиц. Результаты повседневной кропотливой работы налицо. В кооперативных магазинах широкий ассортимент товаров, много покупателей и нет вопросов с выполнением планов розничного товарооборота. О том, что закупаются необходимые населению товары, свидетельствует показатель их оборачиваемости, который в прошлом году составил 30 дней. Поскольку большинство товаров заказывают у поставщиков сами заведующие магазинами, специалисты райпо обучают их рыночным методам хозяйствования. Как говорит Виктор Иванович Павлов, кстати, заслуженный работник торговли России, мы растим из таких заведующих «бизнес-леди».

С опытом работы райпо мы познакомили всех руководителей потребительских обществ. Активно начали внедрять опыт сафоновцев в Вяземском, Починковском, Руднянском, Хиславичском райпо.

В Дорогобуже открыты магазины самообслуживания «Приветливый» и «Визит». В Монастырщинском райпо открыты три новых магазина, в Сычёвском — торговый центр «Екатерининский», по оформлению стилизованный в духе времён знаменитой императрицы, в Новодугинском – «Стройматериалы». В Вяземском, Духовщинском, Рославльском и Смоленском райпо переведено на работу методом самообслуживания по три магазина. В Рославльском райпо создаётся торговая сеть «Эконом». Тёмкинским райпо открыт современный торговый комплекс самооб¬служивания, куда вошли магазины продовольственный и промтоварный «Золушка», готовится открытие магазина «Всё для вас». В вышеназванных райпо обеспечен прирост товарооборота к уровню 2010 года в среднем на десять процентов.

Вывод: открывать новые предприятия, модернизировать существующую базу, внедрять современные технологии. В этом плане надо предметнее работать целому ряду наших руководителей.

– Но у вас это далеко не главная проблема!

– Самым проблемным вопросом в обслуживании сельского населения является обеспечение товарами жителей небольших населённых пунктов. У нас действуют 57 автомагазинов. Они систематически выезжают более чем в 1200 населённых пунктов, где проживают 25 тысяч человек (в деревне от 1 до 30). Радиус движения от райцентров до мест торговли составляет от 28 до 75 километров. В связи с плохими дорогами, особенно в зимний и весенний периоды, автомобили быстро изнашиваются и выходят из строя. Расходы на содержание автомагазинов составляют 38,7 млн. руб. в год.

Ну а что касается других резервов, то мы считаем важным фактором повышения доходности ускорение оборачиваемости товаров. Скажем, в одном из наших райпо оборачиваемость товаров за год составила 73 дня при среднеобластном показателе 38 дней, товарооборот при этом сократился на шесть процентов. А это значит, что товары закупались явно без учёта покупательского спроса, необоснованно много средств вложено в промышленную группу товаров, которая менее мобильна в обороте. В итоге райпо недополучило дохода в сумме 2 млн. рублей.

Ещё один фактор, влияющий на ускорение оборачиваемости товаров, – организация торгово-рекламных акций непосредственно в магазинах. В Сафоновском райпо в магазинах можно увидеть, например, такие объявления: «На 20 видов товаров снижены цены». И действительно, цены на социально значимые товары конкурентны по сравнению с соседними магазинами частных предпринимателей. Клиент узнаёт эти товары по ярким жёлтым ценникам. Это важный психологический «козырь» в борьбе за покупателя. И мы рекомендуем другим коллективам магазинов такой опыт.

Важным фактором повышения уровня конкурентности кооперативных магазинов является реализация тех продуктов питания, которыми не торгует конкурент. Здесь у потребкооперации огромное преимущество. Имея собственное производство, мы должны использовать его для привлечения покупателей в магазины. Собственная продукция, разумеется, должна быть качественной, по конкурентным ценам, выложена единым блоком на видном месте, а требующая особых условий хранения — в отдельных холодильных ларях. В магазинах проводим выставки-дегустации.

– Виктор Григорьевич, разговор об общепите, о производстве собственной продукции впереди. Сейчас – о состоянии опта, пожалуйста.

– Оптовые предприятия облпотребсоюза в прошлом году закупили товаров для системы с ростом к прошлому году в действующих ценах – три процента. В структуре оптового оборота 74 процента занимают продукты питания и 26 процентов непродовольственные товары. Наша областная база заключила десять прямых контрактов с производителями товаров, в т.ч. последний с ОАО «Вимм-Биль-Данн» — одним из самых крупных производителей соков в России. Сегодня база может полностью удовлетворить потребность розницы в соках и продавать их до 80 тонн в месяц. Большие объёмы помогают держать закупочные и отпускные цены конкурентными по сравнению с другими оптовиками области.

В прошлом году база заключила несколько крупных контрактов с производителями растительного масла, круп, овощной, рыбной и молочной консервации, чая и кофе. Практическую помощь в этих вопросах нам оказывает созданная в Москве кооперативная Межрегиональная торговая компания. По непродовольственным товарам уклон сделан на товары повседневного спроса, сезонного назначения, строительные материалы.
Расширяется перечень магазинов, в которые база доставляет товары централизованно. В настоящее время их более ста единиц.

– Вы активно развиваете аптечную сеть…

– Да, в прошлом году в системе функционировали уже 35 аптечных пунктов. Темп роста к уровню прошлого года в действующих ценах составил восемь процентов. Серьёзные объёмы продаж лекарственных препаратов имели Демидовское, Духовщинское, Монастырщинское, Сычёвское, Хиславичское райпо. Их удельный вес в общем обороте райпо составлял до десяти процентов. Согласитесь, это существенно влияет на увеличение объёмов деятельности и повышение доходности.

Но и здесь не без проблем, главной из которых является недостаток квалифицированных кадров. Возраст наших фармацевтов в основном предпенсионный или пенсионный. Сейчас работаем с выпускниками школ, выявляем желающих получить медицинское образование и направить их на обучение по специальности «фармацевт» за счёт средств райпо.

– А теперь – об общественном питании. Где наиболее высокие темпы роста по выработке собственной продукции?

– В Знаменском, Дорогобужском, Ершичском, Новодугинском, Духовщинском, Починковском, Тёмкинском потребительских обществах. По области удельный вес собственной продукции увеличился до 65 процентов. Во многих потребобществах этот показатель намного выше среднеобластного: в Знаменском – 97 процентов, в Холм-Жирковском – 92, в Руднянском – 84, в Сычёвском – 83, в Катынском – 81 процент.

Увеличили мы и объёмы выработки полуфабрикатов. В действующих ценах рост составил 23 процента. Здесь отличились Дорогобужское, Гагаринское, Тёмкинское, Ершичское, Новодугинское райпо.

Хлебобулочных изделий в отрасли выработано на 17 тонн больше прошлого года, кондитерских изделий – на 33 тонны. Лидеры в выработке кондитерских изделий – Сычёвское, Рославльское, Монастырщинское райпо.

Коллективы предприятий общественного питания значительно расширили ассортимент полуфабрикатов: внедрено 15 новых наименований, хлебобулочных изделий – более 35 наименований. Системно проводили работу по обновлению ассортимента готовых блюд и изделий, по повышению их качества и улучшению упаковки и товарного вида вырабатываемой в предприятиях общественного питания продукции.

– Новизна идёт в общепит?

– Да, объём вложений в отрасль составил 24,2 млн. рублей: расширяем сеть предприятий, обновляем интерьеры торговых залов, ремонтируем производственные цеха, приобретаем энергосберегающее оборудование. Открыто пять новых и отремонтировано 20 действующих предприятий, приобретено 45 единиц оборудования.

В Починковском потребобществе открыт современный ресторан, а начиналось-то всё с реконструкции пустующего помещения. В Духовщинском райпо в посёлке Озёрный открыта кулинария, очень востребованный тип предприятий в настоящее время. В Рославльском райпо цех по выпуску широкого ассортимента кондитерских изделий максимально приближен к покупателю, т.е. открыт в здании продовольственного магазина.

Где недорабатываем, так это в части упаковки, а ещё не всегда общепит и торговля могут договориться об увеличении реализации собственной продукции через сеть кооперативных магазинов. Думаю, мы избавимся от этих накладок уже в ближайшее время, поскольку на недавнем областном собрании потребобществ утверждена годовая программа развития и повышения конкурентоспособности предприятий общественного питания, планируется открыть пять новых предприятий, произвести ремонты торговых залов и производственных цехов в 19 предприятиях.

– А как модернизируете кооперативную промышленность?

– Для укрепления материально-технической базы промышленных предприятий системы мы планировали в 2011 году освоить 14,2 млн. руб, освоили 19,2 млн. руб., из них 4,7 млн. руб. истрачено на газификацию и ремонтные работы. Приобретено 25 единиц технологического оборудования, в том числе пять печей для хлебокомбинатов. Проведена газификация пекарни в селе Каспля Смоленского района, Остёрского хлебокомбината Рославльского райпо.
На семинарах рассказываем о новых оригинальных сортах хлебобулочной и кондитерской продукции, поэтому в хлебопечении освоено 12 видов хлеба и шесть видов кондитерских изделий. Программой развития производственной отрасли на этот год предусмотрено приобрести нового технологического оборудования.

– Вы серьёзно добавили в объёмах заготовительной деятельности…

– Да, общий объём закупок составил 412 млн. рублей с ростом шесть процентов к 2010 году. Особенно возрос объём заготовки мяса, что составило 40 процентов общего объёма закупок.

Вырос объём закупок в Сычёвском райпо в 1,8 раза, Тёмкинском райпо – в 1,5 раза, в Знаменском потребительском обществе – в 1,4 раза, в Ельнинском, Кардымовском – в 1,3 раза. Организациями потребкооперации выплачено сдатчикам за продукцию 115,6 млн. рублей, что на 7,1 млн. рублей больше 2010 года.

Наибольший объём заготовительного оборота получен коллективами Починковского, Гагаринского и Руднянского райпо. Активно занимались закупками Монастырщинское и Демидовское потребительские общества.

Обеспечены темпы роста по закупке молока в потребительском общетве «Феникс» (Демидов), выполнило свои обязательства Сафоновское райпо.
По закупке картофеля лучше всех работали Вяземское и Починковское райпо, которые закупили у населения соответственно 245 и 137 тонн клубней. Заготовка лекарственно-технического сырья активно велась Починковским, Руднянским, Рославльским и Ельнинским райпо, заготовившими в общем 65 процентов областного объёма.

Сбор и выгодную реализацию макулатуры организовали коллективы Гагаринского и Починковского райпо, обеспечившие 38 процентов областного показателя.

Объём платных услуг организациями потребительской кооперации вырос на 3,6 процента к 2010 году.

Заготовки – наиболее перспективная отрасль, где мы можем увеличить доходность, необходимо активизировать работу с хозяевами сельских подворий и фермерами на взаимовыгодных условиях по выращиванию сельхозпродукции и скота, по продвижению этой продукции до горожан через участие в ярмарках выходного дня в областном центре, открывать магазины (отделы) по продаже свежего мяса и полуфабрикатов в районных центрах и крупных населённых пунктах.

– В начале нашей беседы вы добрым словом отозвались о своих соратниках – руководителях районного уровня. Надёжные кадры – основа реализации всех идей планов, не так ли, Виктор Григорьевич?

– Претворение в жизнь утверждённых на собраниях уполномоченных пайщиков планов хозяйственно-финансовой деятельности, обеспечивающих рентабельную работу всех отраслей, финансовую устойчивость организаций, возможно лишь при осуществлении целенаправленной кадровой политики, основная роль которой – полноценное обеспечение организаций квалифицированными специалистами, сохранение и развитие кадрового потенциала, создание эффективной системы мотивации труда, социальной защиты работников, обеспечение высокого уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Работа с людьми является самой сложной. Особенно сейчас, когда демографический кризис углубляется: численность сельского населения у нас продолжает уменьшаться. Совет облпотребсоюза ищет и находит способы влияния, которые побуждают работников потребительской кооперации к саморазвитию, нравственному совершенствованию, раскрытию интеллектуального потенциала.

Основным инструментом кадровой работы является доступность качественного образования, повышение квалификации и переподготовка кадров. И прежде всего – руководителей. Ежемесячно мы проводим совещания-семинары, на которых руководители и специалисты облпотребсоюза, кроме подведения итогов работы за истекший месяц по всем отраслям деятельности, знакомят с новыми законодательными, нормативными и локальными документами для использования в каждодневной работе.

Мы сотрудничаем с учёными Московского университета кооперации, которые побывали в июне в Смоленске и познакомили нас с передовыми методиками обустройства кооперации в XXI веке, способами привлечения инвестиций и внедрения их в национальные проекты, эффективного управления финансовыми потоками.

А на постоянно действующих курсах при Смоленском кооперативном техникуме в 2011 году повысили квалификацию 168 человек, из них 61 работник розничной и оптовой торговли, 34 – производственной сферы, 25 – общественного питания.

Собранием представителей потребительских обществ России принята программа ускоренной подготовки продавцов. По этой программе наш кооперативный техникум обучил уже 95 человек из Смоленского, Шумячского, Хиславичского райпо.

Кстати, во исполнение решения 137-го собрания представителей потребительских обществ системы Центросоюза по развитию кадрового потенциала техникум разработал ряд мероприятий, цель которых – создать прогрессивную устойчивую модель вовлечения молодёжи в кооперативное движение, соответствующую современным требованиям ведения кооперативного бизнеса.

– Виктор Григорьевич, в ходе отчётной кампании, которая прошла зимой, собрания пайщиков прошли на 490 кооперативных участках. Даже если на каждом собрании была обозначена одна проблема, дан один наказ – и то набирается полтысячи предложений! Но ведь их намного больше, вы получили конкретную исходную информацию, осмысление которой уже началось и поможет системе кооперации идти дальше, учитывая интересы потребителей. Так о чём шёл разговор на собраниях, какие задачи поставил народ, какие задачи будут решать совет и правление облпотребсоюза, районных потребительских обществ?

– Да, мы обладаем громадным объёмом информации, полученной, что называется, из первых рук, из уст населения. Конечно же, на собраниях обсуждались вопросы деятельности наших предприятий, расположенных на территории участков, вносились многочисленные предложения по улучшению их работы, повышению роли пайщиков в жизни кооператива. Нас благодарили за определяющую роль кооперации в жизни села и те существенные преобразования, которые претерпели кооперативные предприятия за последние годы. Высказывались и конкретные предложения по обновлению материально-технической базы, продаже товаров в кредит, повышению качества вырабатываемой на кооперативных предприятиях продукции. Вместе с тем на собраниях затрагивались вопросы, которые, казалось бы, не имеют отношения к жизни кооператоров: ремонт сельских дорог, доставка лекарств жителям отдалённых населённых пунктов, ремонт бытовой техники, предоставление других услуг.

Доверительность разговора, прошедшего по всей области, говорит о главном: на собраниях деятельность потребительской кооперации получила поддержку и одобрение пайщиков. И нам нельзя подводить верящих в нас тружеников полей и ферм, ветеранов сельскохозяйственного производства, которые лучшие годы своей жизни отдали труду на нашей героической земле.

Уверен, задачи, которые предстоит нам решать в текущем году, потребуют напряжённых усилий всех кооператоров Смоленщины, и от того, насколько целеустремлённо и экономически грамотно мы будем их решать, как задействуем потенциал потребительской кооперации, будет зависеть и конечный результат – повышение уровня благосостояния и комфорта, качества жизни наших земляков.
Юрий Герасёв в редакции "Смоленской газеты"
Дрова подешевели, а вот валидол…

Другие новости по теме