Федеральное казначейство. Призванные повышать качество и сокращать время
В 2012 году Федеральное казначейство будет отмечать свое 20-летие. Для системы это небольшой возраст. Но за этот период был проделан большой путь развития и становления в вопросах кассового обслуживания, учёта и отчётности, финансового контроля и информационных технологий. Начиная с 2010 года одним из актуальных направлений развития системы Федерального казначейства стало создание и реализация проекта «Электронное казначейство». Его цель – повышение качества обслуживания клиентов, обеспечение прозрачности и подотчётности органов управления перед обществом, информирование о расходовании бюджетных средств.Одним из мероприятий по созданию и развитию «Электронного казначейства», обозначенных в стратегической карте казначейства России на 2010-15 годы, является внедрение во всех управлениях по субъектам Российской Федерации централизованного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства» (далее по тексту – ППО АСФК).
Переход на программное обеспечение является важным шагом для создания механизма по автоматизации и централизации бюджетного учёта. Программа позволяет оптимизировать технологические процессы ведения бюджетного учёта органами Федерального казначейства путём подъёма всех бюджетных учётных операций с уровня отделений управления по субъектам на уровень управлений. Это повышает эффективность контроля и учёта операций по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций в органах Федерального казначейства. Результатом такого подхода являются повышение качества составления отчётности, сокращение времени подготовки бюджетных форм по кассовому исполнению и кассовому обслуживанию бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Своевременное представление отчётности в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее по тексту – МОУ ФК) позволяет оперативно провести её консолидацию и представить свод данных по стране в Федеральное казначейство с последующим направлением информации о кассовых поступлениях и выбытиях в Министерство финансов и Правительство Российской Федерации. На расширенном заседании Коллегии Казначейства России, состоявшемся 28 февраля 2012 года в Москве, министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов отметил, что за 20 лет своей деятельности Федеральное казначейство добилось больших успехов, превратившись в кровеносную систему всей финансовой системы страны, от эффективности и слаженности работы которой зависит ситуация в экономике в целом.
При наличии единой базы и централизации в ППО АСФК данных по обслуживаемым лицевым счетам значительно упрощаются вопросы организации внутреннего контроля за деятельностью отделений Федерального казначейства по Смоленской области и территориально удалённых отделов управления. Отпадает необходимость в проведении выездных проверок. Правомочность и своевременность проводимых операций проверяется на уровне управления в режиме on-line (реального времени). Это повышает эффективность удалённого взаимодействия органов Федерального казначейства с другими участниками бюджетного процесса, обеспечивает более углублённую аналитическую обработку данных, своевременное и оперативное устранение ошибок. Наличие электронно-цифровой подписи в базе данных позволяет значительно сократить временные затраты на формирование отдельно выделенных электронных архивов. Также обеспечивается юридическая значимость документа на протяжении всего времени факта хозяйственной жизни. Повышается степень информационной безопасности обрабатываемых данных, усиливается ответственность конкретных государственных служащих за выполнение возложенных персонально на них функций и обязанностей. Важной особенностью централизации является снижение трудозатрат на обработку информации и формирование регистров бюджетного учёта, отчётности.
Кроме того, переход на централизованное программное обеспечение позволил произвести оптимизацию функций в управлении при формировании бюджетной отчётности и изменить структуру управления из двухзвенной, включающей отделения как юридические лица, в однозвенную, в которой отделения преобразовались в территориально удалённые отделы управления без права юридического лица. В результате сократилось число сотрудников и соответственно затраты на содержание органов казначейства, но при этом не снизилось качество формируемых и представляемых показателей бюджетной отчётности. Сокращение численности сотрудников казначейской системы не является самоцелью. В первую очередь, преследуется цель оптимизации структуры и функций казначейства, повышения эффективности бюджетных расходов.
С момента внедрения данной системы и по состоянию на 1 апреля 2012 года сотрудниками управления было сформировано и направлено в адрес МОУ ФК 776 оперативных форм, 651 форма ежемесячных отчётов. В адрес финансовых органов Смоленской области направлено 4893 отчёта.
Показатели отчётных форм раскрывают информацию о кассовых поступлениях и выбытиях бюджетных средств участников и неучастников бюджетного процесса, о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации. Система показателей отчётности по статистике государственных финансов позволяет оценить экономическую деятельность и влияние органов государственного управления на экономику страны, последовательно и систематически изучить динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояние ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора страны.
Кроме того, ежедневно осуществляется сверка ключевых показателей эффективности (далее по тексту – КПЭ) с данными бухгалтерской отчётности в целях обеспечения достоверности информации в «Аналитической системе ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов», используемой в своей работе Федеральным казначейством и Министерством финансов. Эта программа предназначена для формирования оперативной информации о ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с целью осуществления контроля и повышения оперативности и эффективности принятия управленческих решений как для федерального бюджета, так и для региональных и местных бюджетов. Данные, полученные в системе КПЭ, используются исполнительными и финансовыми органами субъекта Российской Федерации для оперативного анализа дефицита (профицита), остатков на счетах, структуры и динамики доходов (расходов) регионального и местных бюджетов на территории субъекта Российской Федерации, а также для оперативного мониторинга кассовых расходов и остатков средств по межбюджетным трансфертам. На уровне Министерства финансов Российской Федерации ключевые показатели эффективности исполнения бюджетов позволяют осуществлять мониторинг исполнения федерального бюджета и оценку качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.
Функция формирования и контроля отчётов управления по всей области стала одной из самых значимых в отделе бюджетного учёта, так как ответственность за отражение достоверных показателей в бюджетной отчётности у сотрудников отдела возросла многократно.
Успешный результат работы отдела бюджетного учёта управления в условиях перехода на новую систему и её промышленная эксплуатация в режиме реального времени напрямую зависят от слаженных действий команды профессионалов. В проведении данной работы активно участвуют главные казначеи Л.Н. Леоненкова, А.М. Иванушкин, О.Н. Земцова, Л.В. Маркова, награждённые за добросовестный труд, преданность делу и большой вклад в развитие органов казначейства почётными грамотами Федерального казначейства и нагрудными знаками «Отличник финансовой работы», а также молодые инициативные специалисты – Е.Е. Комисарик, А.В. Кондрашова.
Говоря о перспективах, можно смело сказать, что казначейство России стоит на пути прогрессивных форм и методов по внедрению такой пилотной системы, как «Электронный бюджет». Этому также способствует централизация бюджетного учёта. Весь 20-летний опыт работы органов Федерального казначейства, достигнутые цели, успешный результат и многоплановые перспективы позволят сделать нашей системе ещё более уверенный и твёрдый шаг вперёд.