Станислав Каширин: Мы служим людям
Государственной службе занятости населения Российской Федерации сегодня исполняется 21 год. Смоленская служба занятости – одна из её составляющих. О том, чем живёт служба, как она помогает людям и делает всё, чтобы быть им поддержкой в трудную минуту жизни, на страницах «Смоленской газеты» рассказывает начальник Департамента государственной службы занятости населения Станислав КАШИРИН.– За это время областной службой занятости населения пройден большой путь накопления опыта и развития. Она утвердилась как эффективно работающая на рынке труда и востребованная людьми структура. Профессиональной команде специалистов под силу решение самых сложных и ответственных задач, связанных с трудоустройством людей, оставшихся без работы.
Главное достижение службы занятости Смоленщины – высокая востребованность населением государственных услуг, предлагаемых гражданам и работодателям, и их результативность. К примеру, за эти годы через центры занятости населения области была трудоустроена 631 тысяча человек. Среди них 89,1 тыс. – из категории лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в их числе – 8,9 тыс. инвалидов. Почти 88 тыс. направлены на переобучение профессиям и специальностям, конкурентоспособным на рынке труда. Большинство из них смогло найти себе рабочее место. В общественных работах участвовали 62 тыс. человек. Только за последние три года при содействии службы занятости создано 2314 новых рабочих мест, на которые трудоустроены граждане, получившие безвозмездную субсидию.
Сегодня служба занятости населения Смоленской области – это место, где работодателям окажут содействие в подборе необходимых работников, где люди могут не только получить помощь в поиске подходящей работы, посетить ярмарку вакансий и учебных рабочих мест, но и принять участие в различных программах, в т.ч. переобучения, повышения квалификации, профориентации, открытия собственного дела, содействия гражданам с ограниченными возможностями… Молодому поколению здесь помогут в адаптации на рынке труда, предложат поучаствовать в программах временного трудоустройства школьников и студентов.
Словом, служба занятости населения сегодня – это своего рода посредник между человеком, ищущим работу, и работодателем. По нашим оценкам, около 60 процентов граждан трудоустраиваются через центры занятости населения, располагающиеся во всех городах и районах области. По сути каждый рубль затрат, вложенных в трудоустройство, окупается в среднем более чем троекратно за счёт того, что человек работает и платит налоги. И, конечно, в социальном плане очень важно, что все услуги в сфере содействия занятости населения государственная служба предоставляет своим клиентам бесплатно.
Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области и центры занятости населения ощущают действенную поддержку и помощь органов власти области, городов и районов, лично Губернатора Смоленской области Сергея Владимировича Антуфьева. Особые отношения активного взаимодействия связывают службу занятости с клиентом №1 – работодателем. И это социальное партнёрство с каждым годом становится всё более эффективным. Мы тесно взаимодействуем с депутатами всех уровней, профсоюзами, общественными организациями, совместно разрабатывая программы содействия занятости населения и обеспечивая их успешную реализацию. В конечном итоге всё это способствует сохранению кадрового потенциала, развитию экономики региона. Вследствие совместных активных действий на рынке труда нам удалось сдержать безработицу в социально допустимых пределах. Так, на 1 апреля т.г. уровень регистрируемой безработицы в регионе составил 1,38% (к численности экономически активного населения). Коэффициент напряжённости на рынке труда за последний год также уменьшился почти вдвое и составил 1,4 человека на вакансию.
В нашей области реализуются с пользой для граждан Программа содействия занятости населения на 2012-14 годы и Программа дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда.
Особо хочу подчеркнуть, что заметных результатов в работе удалось достичь благодаря тому, что в течение прошедших десятилетий в области был создан профессиональный кадровый потенциал службы занятости. Здесь трудятся ответственные, добросовестные специалисты, по-настоящему знающие своё дело и преданные ему, которые служат людям.
– Станислав Николаевич, какие профессии сейчас наиболее востребованы на рынке труда Смоленщины? Какая зарплата предлагается по ним работодателями? Претерпел ли изменения спрос на профессии за время существования государственной службы занятости?
– Если рассматривать все заявленные работодателями вакансии, то можно отметить: больше всего не хватает людей рабочих профессий. В их числе водители автомобилей, продавцы, швеи, рабочие торговли, общественного питания, санитарки, сторожа, слесари-сантехники, каменщики, рабочие лёгкой промышленности и сельского хозяйства…
Если говорить о вакансиях специалистов и служащих, то здесь, как и в прошлом году, наиболее востребованы врачи, медсёстры, фельдшеры, а также профессии финансово-экономического, педагогического и строительного профиля.
По нашим данным, хуже всего заполняются свободные рабочие места по профессиям: слесарь, уборщик, плотник, штукатур... Причина, к сожалению, банальна – низкий уровень оплаты труда. К примеру, средняя зарплата рабочего составляет 6612 рублей, медсестры – 6159 рублей, водителя – 12768 рублей, швеи – 8473 рубля. А вот переизбыток специалистов ощущается среди юристов, экономистов, офисных служащих низшего звена, техников, а также делопроизводителей...
Потребность в квалифицированных кадрах создаёт предпосылки перемещения трудовых ресурсов, необходимость повышения квалификации или переподготовки с целью расширения возможности трудоустройства. Кстати, у нас наработана солидная практика профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан. Достойное место в этой системе занимает Учебный центр, он может готовить специалистов по более чем 60 профессиям, видам деятельности, наиболее востребованным на рынке труда. Большинство из них – рабочие профессии. В ряде случаев профессию можно получить и не выезжая из родного города и посёлка. Такое обучение ведётся в пяти филиалах этого учебного заведения.
Возвращается практика подготовки квалифицированных рабочих непосредственно на предприятиях. Думается, что и система профессионального образования будет изменена в соответствии с потребностями рынка труда.
Беспокойство вызывает несбалансированность рынка труда и образовательных услуг. Не секрет, что в погоне за «модной» профессией молодые люди тратят драгоценное время и родительские деньги, чтобы потом оказаться невостребованными. Мы должны общими усилиями вернуть престиж рабочих профессий, а для этого нужна не только достойная зарплата квалифицированным рабочим, но изменение к ним отношения в сознании общества.
Сегодня важнейшие отрасли оказываются необеспеченными квалифицированными кадрами в полном объёме, так как модернизация производства, расширение применения и развитие новых наукоёмких технологий приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда.
Службой занятости области немало делается для трудоустройства выпускников. Но по-прежнему высок барьер, отделяющий работодателей от молодых, «не имеющих опыта» (а когда бы выпускник мог его приобрести?). К сожалению, не в полной мере ещё возвращены такие традиции, как наставничество, трудовые династии, шефство предприятий над учебными заведениями. В этой связи хотел бы просить всех работодателей особое внимание уделять молодёжи.
– Каких результатов удалось достичь в деле переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком?
– Согласно социологическим опросам, более 50% женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, испытывают трудности при выходе на прежнее место работы. Одной из причин является снижение практических профессиональных навыков при одновременном повышении требований со стороны работодателя к уровню квалификации.
В 2011 году профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации у нас в регионе прошли 265 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком.
Обучение женщин осуществлялось по таким профессиям (специальностям): кассир торгового зала, оператор ЭВМ, бухгалтер, автоматизация бухгалтерского учёта «1С:Бухгалтерия», «1С:Торговля и склад», парикмахер, маникюрша, швея, кондитер, повар, секретарь, инспектор по кадрам, лаборант химического анализа и другим.
Например, Центр занятости населения Велижского района направил семь женщин на обучение профессии операторов ЭВМ. Две из них, работавшие до отпуска по уходу за ребёнком швеями, обучались для того, чтобы на своём предприятии встать в кадровый резерв на должности бригадира и инспектора по кадрам.
На учебно-производственной базе ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ» по профессиям газовщика, станочника широкого профиля, лаборанта химического анализа обучались четыре женщины, которые до отпуска работали уборщицей, поварами и попадали под сокращение. После обучения на новые профессии они остались работать на заводе.
Из 265 женщин, завершивших обучение, 54 приступили к трудовой деятельности на прежнем месте и четыре – на новом месте работы в 2011 году. Остальные женщины, прошедшие обучение, вернутся к работе в течение 2012-13 годов по мере окончания отпуска по уходу за ребёнком.
Эта услуга позволила женщинам повысить свою профессиональную компетенцию после длительного перерыва в работе, а работодателям – квалификацию своих работников за счёт бюджетных средств.
Сегодня численность женщин, желающих пройти профессиональное обучение, составляет по области порядка ста человек.
– Давайте оценим эффективность работы выездных бригад службы занятости на специализированных автомобилях…
– Мобильные центры занятости (их в областной службе 16) позволили приблизить услуги службы к жителям области, особенно сельской глубинки.
Перерегистрация клиентов службы занятости, поиск подходящей работы в области и через общероссийский банк вакансий «Работа в России», предувольнительные консультации работникам, находящимся под угрозой высвобождения, профессиональная ориентация молодёжи, консультации юриста по вопросам законодательства о занятости – эти и многие другие виды государственных услуг граждане теперь могут получать на месте. Важно, что работа мобильных офисов организована по принципу «единого окна». В этом плане мы взаимодействуем с Департаментом по социальному развитию – для принятия мер социальной поддержки населения, с Департаментом по образованию и науке – для профориентации молодёжи отдалённых сёл и деревень и информированию о деятельности образовательных учреждений и с другими структурами.
К слову, только за первые три месяца нынешнего года мобильными центрами сделано 112 выездов мобильных бригад, при этом численность граждан, получивших государственные услуги, составила около двух тысяч человек.
– Какие изменения прогнозируются на рынке труда в связи со вступлением России в ВТО?
– Вступление в ВТО, несомненно, даст мощный импульс для динамичного инновационного развития нашей экономики. Однако, как утверждают эксперты, это событие обязательно окажет влияние и на важный вопрос жизни общества – состояние рынка труда.
Одна сторона обсуждения опасается, что увеличение конкуренции как среди товаров, так и специалистов (из зарубежных стран ожидается приезд многих топ-менеджеров) приведёт к росту числа безработных, так как отдельные отечественные предприятия не смогут конкурировать с зарубежными.
Другие же специалисты, наоборот, оптимистично смотрят на вопрос: с приходом новых и расширением действующих иностранных компаний в России появятся новые инвестиции, новые рабочие места, которые смогут поглотить высвободившиеся трудовые ресурсы.
Ни одна из сторон, однако, не отрицает, что конкуренция неизбежна, а её положительным моментом станет необходимость претендентов на ту или иную должность постоянно повышать квалификацию, работать качественно и эффективно, чтобы не остаться за бортом.
– Каковы общие тенденции на мировом рынке труда? Может, есть какие-то явно отмирающие профессии? Давайте их назовём.
– Современное общество не стоит на месте, а постоянно развивается. Сегодня компьютеры, видеокамеры, сенсоры и ID-чипы, работающие на радиочастотах, генерируют огромное количество информации. Специалисты по хранению данных занимаются созданием структур (виртуальных и реальных), которые трансформируют эту реку информации.
На мой взгляд, на грани исчезновения находится профессия почтальона. Необходимость в ней отпадает по мере того, как бумажные послания постепенно заменяются электронными. Всё меньшей популярностью пользуется и подписка на газеты и журналы, доставкой которых занимаются почтальоны. Российские работники почты, помимо этого, разносят ещё и пенсии, однако и эта функция со временем отпадёт, когда отечественные пенсионеры будут получать переводы на банковские карты.
По-видимому, в скором времени могут значительно поредеть и ряды типографских служащих и библиотекарей. В первую очередь рискуют остаться без работы полиграфические работники и печатники. Их главные враги – электронные книги, пользующиеся всё большей популярностью.
Рост популярности интернет-магазинов в Европе и Америке поставил на грань исчезновения и достаточно распространённую профессию продавца. В России эта отрасль пока развита значительно слабее, однако, по мнению аналитиков, будущее – за сетевыми «магазинами на диване». А значит, многим работникам торговли в скором будущем, наверное, придётся переквалифицироваться.
– Станислав Николаевич, кем вы хотели стать в детстве? Как пришли в службу занятости? Как стали руководителем?
– Так уж получается, что детские мечты стать поваром, пожарным или разведчиком не всегда сбываются. По окончании энергоинститута мне пришлось оказаться в гуще молодёжных дел и событий – такой была атмосфера тогдашнего комитета по делам молодёжи. Хорошей школой стала работа в администрации области, затем пришлось с головой окунуться в социальные проблемы области, в частности, в проблемы чернобыльцев, военнослужащих. Два года назад, в канун 19-летия службы занятости, мне было оказано большое доверие – возглавить Департамент службы занятости.
– Кого можно выделить как лучших работников службы? Обладает ли кто-то из них особенными способностями при работе с людьми?
– Мне трудно выделить кого-то… В каждом центре занятости населения есть свои «звёздочки», заслуживающие самых добрых слов людей, которые обращаются к ним за помощью. За ветеранами, отдавшими службе занятости не один год, тянется молодёжь, учась у них чуткости и вниманию к людям.
И в центрах занятости, и в департаменте у нас работают профессионалы или стремящиеся стать ими люди, неравнодушные к бедам и проблемам смолян.
– Ваши пожелания коллегам в день рождения службы занятости?
– Служба занятости всегда останется для смолян помощником, советчиком, надёжным партнёром. И это происходит в тесном взаимодействии с исполнительной властью всех уровней, работодателями, профсоюзами, общественными организациями.
От всей души желаю всему коллективу службы занятости Смоленщины, каждому из коллег новых успехов в работе, оптимизма, здоровья, семейного благополучия, добра, благодарности людей за их нелёгкий, но очень нужный труд!