Расширяя рамки знаний
Роль дополнительного образования в формировании личности подростка стала предметом изучения на областной конференции педагогов. Работа шла по четырём направлениям: краеведческое, туристское, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное. Открыл конференцию директор детско-юношеского центра М.И. Малахов. Приоритетное направление отводилось обмену опытом работы и выработке единой концепции по основным направлениям.Полковник МЧС О.Л. Шуляк высказался о необходимости подготовки населения к выживаемости в условиях ЧС ещё с детских лет. В прошлом году были проведены соревнования юных пожарных, юных водников. В соревнованиях по «Школе безопасности» победу одержала вяземская команда, получив возможность участвовать в состязаниях на всеросиийском уровне, где наша младшая группа завоевала первое место. А в этом году уже у нас в Красном Бору состоятся соревнования ЦФО «Юный пожарный», поскольку ранее смоляне сумели одержать победу во всероссийских соревнованиях.
Представитель ДОСААФ России А.В. Дроздов рассказал, как проводятся соревнования по авто- и мотокроссу, в том числе на всероссийском уровне. В этом году планируется проведение Кубка мира по авиамодельному спорту и Президентских спортивных игр. Главное здесь – рост интереса у детей к занятиям спортом и повышение их самооценки.
Заместитель начальника областного Департамента по образованию и науке Ю.А. Глебов отметил ведущую роль дополнительного образования в плане формирования личности, ведь всё то, что ребёнок получает в этой системе образования, остаётся у него на всю жизнь. Юрий Александрович подчеркнул, что в Смоленском регионе развиваются все виды туризма, имеется богатый историко-краеведческий потенциал, успешно действуют разнообразные спортивные секции и кружки. В настоящее время возраждаются давно забытые спартакиады и организация «Трудовые резервы».
На пленарном заседании был рассмотрен и краеведческий аспект. Это единственное направление, не требующее никаких затрат, кроме духовных. Сейчас краеведение стало актуальным и по причине возросшего интереса к истории. А лучше всего изучать её по живым источникам, записывая воспоминания старожилов, собирая старые письма, фотографии… Краеведние – это поиск, своего рода интрига, пусть маленькое, но очень важное для ребёнка открытие.
Во второй части конференции её участники работали по секциям. Туристкая секция обсуждала особенности организации и проведения различных соревнований, в том числе по спортивному туризму и ориентированию. Военно-патриотическая секция анализировала особенности проведения соревнований по таким программам, как «Школа безопасности» и «Зарница». Физкультурно-спортивная секция занималась проблемами организации всероссийских спортивных соревнований «Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания», а также особенностями внедрения системы олимпийского образования.
Краеведческая секция уделила внимание подготовке одарённых детей к участию в различных конкурсах, а также работе школьных музеев. Работа секции проводилась на базе школы №13, располагающейся в Колодне и имеющей богатый опыт. Здесь функционируют два прекрасно оборудованных музея, есть энтузиасты, долгие годы занимающиеся этоим важным делом, – супруги Ивановы. Гостям были проведены экскурсии по школе, в которой учился адмирал Балтин и носящей его имя, а также по музеям, где выставлены редчайшие экспонаты.
А на итоговом «круглом столе» участники форума смогли обсудить возникающие проблемы в системе дополнительного образования и получить массу ценной информации.