Узоры Екатерины
Не все мечтают поскорее уйти на пенсию только для того, чтобы наконец отдохнуть. Некоторые люди ждут целую жизнь, чтобы заняться любимым делом. Одна из них – смолянка Екатерина Чанба. В послевоенные годы людей в СССР окружала незатейливая обстановка. Бабушка Екатерины Абрамовны была рукодельницей от Бога: сама ткала скатерти, полотно для одежды, а ещё так называемые лиштвы – полосы, которые потом нашивали на рубахи. Главные цвета лиштв – белый, красный и чёрный. Нитки, полученные после распускания бабушкиных творений, как раз и стали первыми драгоценными запасами, которыми начала вышивать и вязать маленькая Катя.После отступления фашистов в Вязовеньке, где ребята пасли коров, остались огромные запасы пороха, упакованного в круглые картонные коробки. Порох был насыпан в полотняные мешочки, по кругу прошитые прекрасными шёлковыми разноцветными нитками. Девочки забирали себе мешочки, распускали их. В иголках недостатка не было, а вот вязальные крючки приходилось делать из проволоки, надтачивая её рашпилем.
– О моём детстве можно сказать коротко: военное, – рассказывает Екатерина Абрамовна. – Мы – дети войны. Нам и вспомнить-то нечего, кроме бедности и холода. В лютые морозы нечем было протопить печь. Весь запас топлива составлял хворост, который мы, дети, по колено проваливаясь в снег, волокли из леса. Бедными тогда были все, поэтому мы почти не обращали на это внимания. После школы оставляли дома портфели, собирались на площадках и играли в лапту, в чижика… Собиралась вся окрестная ребятня, нам было весело, и на это время мы забывали о том, как тяжело и бедно живём.
Я всегда мечтала стать учительницей и стала ею. Мечтала о семье – вышла замуж, мы воспитали троих прекрасных детей, подрастают внуки. В наше время получить профессию было намного проще, чем сейчас. Все доски объявлений были заполнены предложениями о курсах, ПТУ и техникумах. Специальность мы получали бесплатно, а устроиться на работу было просто: везде требовались рабочие руки.
Вышивать в послевоенные годы учились по книгам и друг от дружки. Родителям было некогда: они страну восстанавливали. Окна в немногочисленных домах Смоленска, которые уцелели в годы Великой Отечественной войны, хозяйки завешивали марлевыми занавесками, обработанными техникой мережки. Девочки заглядывались на красивые окна и мечтали научиться делать такие же.
– Меня всегда тянуло серьёзно заняться рукоделием, – вспоминает Екатерина Абрамовна. – Но пока училась, работала, растила детей, было совсем не до этого. Зато когда ушла на пенсию, появилась возможность заняться любимым делом.
По словам Екатерины Чанба, вышивка – дело нелёгкое и очень кропотливое. Мало того, что на процесс вышивания уходят недели, нужно ещё и подобрать нитки по цвету, что не всегда получается быстро. Пробовала она вышивать и по готовым наборам, которые дарил сын, живущий за границей. В наших магазинах теперь такое разнообразие ниток всех видов и цветов и различных инструментов, что проблем не возникает. Вышивает женщина крестиком и художественной гладью. Одна из её работ – «Маки» – находится в Центре творчества на улице им. Шевченко. Говорит, возраст работе не помеха – было бы здоровье (Екатерине Абрамовне идёт 79-й год. – Прим. авт.). Главное – давать глазам отдых, делать зарядку, сидеть на стуле с удобной спинкой. Не обойтись без хорошей настольной лампы. А вот пяльцы или другие специальные приспособления нужны далеко не всегда. Гладью удобнее вышивать на пяльцах, а для вышивки крестиком достаточно ткани, ниток и иголки.
– Вышила я немало картин, но дома почти ничего нет, – улыбается Екатерина Абрамовна. – Свои работы я раздала детям, а теперь уже нужно позаботиться и о подарках внукам. Хочется, чтобы спустя много лет они вспоминали о бабушке, взглянув на мои вышивки.