Дороги

О русских в России

12 августа 2009 года в 15:32
На протяжении прошедшей недели в Ярцеве снимался документальный фильм. Московская студия «Глаголь» по заказу телеканала «ТВ Центр» и при поддержке Федерального агентства печати и информации работает над многосерийным циклом «Я – гражданин Российской Федерации!» о разных народах, проживающих в нашей большой стране. Заключительный итоговый фильм посвящен русским людям. «Что значит быть русским?» – на этот вопрос отвечали самые разные люди, жители города Ярцево. А мы взяли интервью у автора идеи и создателя цикла Лилии БОРОВСКОЙ.

- Лилия, вы много работали как сценарист игровых фильмов. Каким образом родилась идея снять документальный цикл?
- Съёмки игрового кино пока приостановились. В этом году Госкино не объявило даже лоты по игровому кино. Документальные фильмы по-своему интересны. Здесь нет придуманных персонажей и надуманной жизни. В общем потоке пытаешься отыскать человека, который тебя чем-то цепляет. Что касается данного сериала, его идея родилась в метро, когда я ехала очень долго с северной станции на южную, рядом со мной стояли люди и говорили на непонятном мне языке. Они вышли, и мне стало как-то не по себе от того, что я не понимала, о чем они говорят, хотя, судя по всему, это были россияне. На территории России живут столько народов, но мы очень мало знаем друг о друге, о культуре различных народностей. С идеей снять фильм о разных культурах, разных людях, живущих в одной стране, я и пришла на канал. Что значит быть россиянином: евреем, но россиянином, татарином, но россиянином – вот об этом мой документальный цикл.

- Какие города посетили в ходе съёмок? Наверняка остались сильные впечатления от увиденного, что потрясло?
- Мы действительно побывали в самых разных уголках страны, начиная с Подмосковья, продолжая в Осетии, Татарстане, выезжали в Нижний Тагил. Самые сильные эмоции – это самые последние, но потом приходят новые. Самое потрясающее – это, конечно, люди. Мы были у академика Акчурина в кардиоцентре, наблюдали в операционной. Но не менее потряс рассказ брата академика о судьбах семьи Акчуриных, о том, что им пришлось вынести. Не могли не зацепить сердце школа в Беслане и это огромное детское кладбище, названное «Город ангелов».

- Среди громких имен и больших городов в вашем цикле появляется небольшой провинциальный городок Ярцево. Здесь у вас был очень плотный график съёмок, по пять-шесть встреч в день. Что же «зацепило» в смоленской глубинке?
- Каждый день приносил новые эмоции. Конечно, в первую очередь, это Гуторово, по праву сравнимое с Хатынью. Это и огромное металлургическое предприятие, его работники. Это и многодетная приёмная семья Велимановой – женщины, потерявшей в своё время мужа и сына, которая нашла в себе силы помогать другим людям, создав прекрасную семью. Не могла не поразить природа. Я думаю, что когда на Смоленщине будут ещё и такие дороги, как рядом проходящая трасса М-1, будет вообще всё замечательно. Нас не могло оставить равнодушным то, что здесь продолжают работать предприятия. О феномене Ярцева мы услышали от своих коллег в Москве. Город, ставший «мёртвым» в годы перестройки после провала Всесоюзной ударной комсомольской стройки в виде завода «Двигатель», возродился к жизни как серьёзный промышленный центр области. Мы много говорили с главой района Владимиром Галкиным, пытаясь понять, как ему удалось вселить оптимизм в людей. Так получается, что когда человек помогает сам себе, он помогает и другим.

- Лилия, в наше время, к сожалению, программы телевидения больше изобилуют всевозможными интеллектуально ущербными шоу, сериалами. Новости превратились в сообщения с мест трагедий. Мы действительно плохо представляем себе, как живут люди в соседних областях. На этом фоне жанр документального кино особенно ценен. Что вы думаете по этому поводу?
- В нашем документальном цикле главные мысли произносят сами люди, авторская точка зрения – на втором плане. Мы с трепетом относимся к своей работе. Согласитесь, на экране уже давно не было сталеваров, плотников, крестьян. Это прискорбно, потому что людям нужен положительный пример. Зритель хочет видеть с экрана человека, а не выдуманную звезду с определенной маской на лице. Баба Нюра, которая открывает нам сундук с раритетными сокровищами в виде русских народных сарафанов XIX века, не менее интересна для зрителя.

- В последние годы стала модной в ряде СМИ тема притеснения русскими других народностей. Большинство из нас не понимает, о чём речь. Может быть, наоборот, мы всё это время слабо защищали свое национальное достоинство?
- Лично мне больно за всё, что происходит со страной. Особенно за сложившуюся точку зрения, что русский человек вечно пьяный. Это то, что нам внушают со стороны. Я категорически против того, чтобы русские брали на себя коллективную вину за всех. Не надо тыкать в нас пальцем и говорить, что мы виноваты во всём происходящем. Каждый человек несет ответственность за свои собственные поступки. Если вы русский, это не значит, что вы плохой или хороший. Если вы священник или коммунист, это не значит, что вы плохой или хороший. Вы плохой или хороший от того, что вы сделали в своей жизни. Интересен тот факт, что представители всех народов, с которыми мы общались, говорили об одном и том же: чем слабее русский народ, тем нам всем хуже. Если ослабить этот остов страны, она сузится до «Золотого кольца».

- Когда мы сможем увидеть отснятый вашей киногруппой документальный цикл на телеэкране?
- Показ планируется на октябрь. Но мы бы хотели ещё раз вернуться в Ярцево и сделать отдельный фильм о сожжённой в годы войны деревне Гуторово. Уникальные факты расследования должны стать общим достоянием, возможно, это поможет придать этому скорбному месту статус смоленской Хатыни. В Ярцеве нам оказали по-настоящему русский гостеприимный приём. Мы рады рассказать об этом городе всей стране.
Беседовала Татьяна Райхлина
На снимке: съёмочная бригада за работой.
Ух, фестиваль!
Александр Логутов: Давайте работать предметно!

Другие новости по теме