Механизм и стимулы для наполнения бюджета есть. Надо работать!
Недавно на заседании Администрации Смоленской области рассматривались итоги социально-экономического развития Смоленской области, исполнение бюджета за первое полугодие 2009 года. Ситуация в экономике области выправляется: принимаемые антикризисные меры способствовали возникновению в последние месяцы положительных тенденций в социально-экономическом развитии региона. Но проблем остаётся немало. Наш корреспондент попросил прокомментировать положение дел с исполнением бюджета начальника Департамента бюджета и финансов Игоря СКОБЕЛЕВА.- На заседании Администрации области состоялся отчёт Департамента бюджета и финансов за первое полугодие. По доходам за первое полугодие мы получили в целом около 8,7 млрд. рублей, 5,4 млрд. из которых – это налоговые и неналоговые доходы, что составляет 48,8% к плану. Расходы за этот период составили 8,4 миллиарда рублей, к годовому плану – 47%. По доходам как положительный итог следует отметить, что налоговых и неналоговых доходов насчитывается 5,4 млрд. рублей. Это достаточно хороший темп, и если сравнивать его с таким же уровнем 2008 года, то потери составили 46 млн. рублей. В условиях кризиса, когда уровень производства снижается, а областной бюджет зависит от поступления налога на прибыль, – это неплохой показатель не только для области, но и в целом по ЦФО. Некоторые регионы испытывают кризис намного глубже, сборы у них гораздо меньше.
Как положительный итог отметим неплохой процент исполнения расходов – 47% к плану. Подчеркну, что Администрация своевременно приняла меры, чтобы резко снизить просроченную кредиторскую задолженность консолидированного бюджета. Это один из важных показателей, который мониторится федеральным центром. Добились снижения этого показателя почти в пять раз. Сейчас сумма просроченной кредиторской задолженности составляет 48 млн. рублей, тогда как на начало года она была 217 млн. рублей. Продолжается политика по ликвидации просроченной кредиторской задолженности, и надеемся, что до конца года она будет снижена. Это очень важный показатель для федерального центра. Недавно на заседании Правительства рассматривался вопрос дополнительной финансовой помощи субъектам РФ. Так вот, в методиках распределения данной помощи фигурировал как раз этот показатель – темпы снижения просроченной кредиторской задолженности со стороны субъектов Российской Федерации.
- Какие проблемы Департамент бюджета и финансов предложил рассмотреть в первоочередном порядке?
- Это проблема со сбором ряда доходных источников. На заседании Администрации области подробно рассмотрели проблему, связанную с акцизами, которые поступают в областной бюджет.
Акцизы – серьёзный источник, потому что общий план составляет почти 1,5 млрд. рублей. Это один из основных доходных источников. Акцизы в основном распределяются централизованно, без нашего влияния и участия. Однако из 1,5 млрд. рублей 100 миллионов поступают именно от налогоплательщиков, которые находятся на территории Смоленской области. И вот этот план, к сожалению, выполнен на 43,3%. Он зависит от наших производителей: СОАО «Бахус», ООО «Агрохолдинг», ООО «Монпелье» и других.
Мы предложили рассмотреть на ближайшей комиссии по налоговой политике в первую очередь доклады руководителей этих предприятий, налоговых служб с целью выяснения, смогут ли предприятия выполнить ранее заявленные производственные задания.
- На заседании Администрации области предлагалось принятие и административных мер к руководителям департаментов. Прокомментируйте это, пожалуйста.
- Нами был поставлен вопрос о неудовлетворительной работе нескольких наших главных администраторов доходов, которые следят за неналоговыми доходами. Эти главные администраторы департаменты ответственны за поступление ряда неналоговых источников в достаточно большом объёме. Речь идёт о двух департаментах: по лесному хозяйству, имущественных и земельных отношений. В первом случае речь идёт о плате за использование лесов, во втором – об арендных платежах. Если мы говорим о плате за использование лесов, то у нас в первом полугодии поступило всего 27% к годовому плану – 30 млн. рублей. И эти деньги очень важны. Если мы говорим об арендных платежах, то хотели бы получить в бюджет 85 млн. рублей, за первое полугодие исполнение составляет 34%. Со стороны Департамента бюджета и финансов мы пока не видим необходимости корректировать планы в сторону уменьшения. Выполнение их зависит от организации работы по администрированию данных платежей, своевременной подготовки нормативной базы, необходимой для их сбора. Мы предложили административно вмешаться, обязать руководителей департаментов повысить поступления и выполнить годовой план.
- Недоимка продолжает расти?
- Об этой проблеме мы уже говорили при рассмотрении отчёта за первый квартал. У нас в целом около полумиллиарда недоимки в консолидированном бюджете. По сравнению с началом года эта сумма возросла на 85 миллионов рублей. При корректировках бюджета рассматриваем и утверждаем коэффициенты снижения недоимки по основным налогам, они, как правило, колеблются от 10% и выше. В течение года мы должны выполнить план и ещё погасить ту недоимку, которая была, например, в размере 10%. У нас по 18 муниципальным образованиям из 27 произошёл рост этой задолженности. В разрезе налогов недоимка прирастает по-разному. Например, по налогу на прибыль они снизилась на 4,5 млн. рублей, а по транспортному налогу, налогу на имущество организаций выросла на 82 млн. рублей. Сейчас недоимка составляет 230 млн. рублей по региональным налогам, а в целом по консолидированному бюджету – около 500 млн. рублей.
Особое беспокойство вызывает транспортный налог, недоимка по которому выросла на 69 млн. рублей, т.е. в 1,7 раза.
- Какие меры предлагаете по исправлению ситуации?
- Мы считаем, что есть доля ответственности в росте недоимки в консолидированном бюджете глав муниципальных образований. Мы предложили администрации рассмотреть долю этой ответственности. 20% от прироста недоимки, а также весь прирост по платежам, за которые отвечают непосредственно главы муниципальных образований, например, арендная плата, которая должна поступать в местные бюджеты, если там производится прирост, весь этот прирост будем учитывать в доходах, снижая тем самым возможность муниципалитетов получать дополнительную финансовую помощь, которая у нас распределяется из областного бюджета. Это будет стимулировать глав районов к активизации работы.
Первоначально бюджет был более консервативным – по плану около 94% к факту прошлого года. На последнем заседании Думы был установлен план по налогам и неналоговым доходам примерно 99,7% от уровня 2008 года. По итогам полугодия динамика позволяет сказать, что это реально.
- Владимир Путин, выступая на заседаниях Правительства, акцентирует внимание на необходимости своевременного освоения средств. Как обстоят дела с этим в нашей области?
- Проблемы есть. Если говорить о расходах, то 8,4 млрд. рублей составило исполнение 47%. Достаточно высокий процент освоения годового объёма расходов. Общий уровень прироста расходов почти на миллиард рублей, что на 14% выше, чем было в первом полугодии 2008 года. В основном расходы направлены на социально-культурную сферу, межбюджетные трансферты, 77% составили расходы на эту сферу и межбюджетные трансферты. Это на 2% ниже, чем было в первом полугодии 2008 года. У нас и структура антикризисного бюджета изменилась. В целом расходы на социально-культурную сферу приросли по сравнению с первым полугодием 2008 года на 318 миллионов рублей, или на 11%. Но, как говорил классик, важны детали. Мы предложили Администрации рассмотреть работу наших главных распорядителей областных средств по нескольким направлениям. Как осваивают, например, областные целевые программы? Как идёт выполнение наших публичных обязательств – социальных выплат населению? Как осваивается финансовая помощь, которая в законе о бюджете предусмотрена муниципальным образованиям? Был проведен соответствующий анализ. В целом на исполнение публичных обязательств был направлен один миллиард 300 миллионов рублей. Средний процент освоения составил 43%. Внутри этих обязательств картина складывалась по-разному. Эти обязательства финансировались как за счёт областных, так и за счёт федеральных средств. У нас есть департаменты, которые неравномерно осваивают суммы, которые им выделяются. Это происходит по разным причинам. Есть причины объективные, когда основные выплаты приходятся на вторую половину года. Есть причины, которые показались нам не объективными, мы предложили принимать более жёсткие меры к тому, чтобы средства осваивались. И подвижки начались.
- Какова ситуация по целевым программам?
- В этом году у нас действуют 23 долгосрочных программы и 12 ведомственных. В первом полугодии расходы составили 583 млн. рублей. К установленному плану освоено 45% средств. Но есть департаменты, которые имеют показатели в 40 и менее процентов. Был заслушан ряд департаментов. Главные распорядители поясняли причины неосвоения средств. Всем было указано на необходимость более равномерного использования средств. Губернатор подчеркнул, что средства будут либо перераспределяться из-за неэффективного использования, либо будут приниматься другие радикальные меры.
- А как с освоением федеральных средств, полученных ранее?
- У нас есть в бюджете средства, которые мы получали ещё в 2007 году на капитальный и текущий ремонт жилого фонда, но они пока не освоены. И плохо идёт освоение в 2009 году. Средства небольшие, но проблема существует. Нами было предложено принять административные меры к тем работникам, которые курируют это направление, занимаются освоением средств. Не могут освоить – надо возвратить в федеральный бюджет, поскольку прошло более двух лет.
Даже документы заполняются некачественно, что приводит к большим трудозатратам Департамента бюджета и финансов. Мы предложили принять меры к руководителю одного из бюджетных учреждений, для того чтобы на таком примере стимулировать работу других.
- По итогам работы за первое полугодие получен небольшой профицит?
- Да, это так. Профицит составил 280 миллионов рублей. Это связано с тем, что мы получили много средств из федерального бюджета в годовом объёме, и эти средства, безусловно, у нас на счетах. И они в составе доходов превысили тот уровень расходов, о котором я говорил, – 47%. На мой взгляд, это в общем-то технический показатель.
- А что с кредитами?
- Дефицит бюджета, утверждённый на этот год, примерно 2 млрд. рублей. Мы привлекаем заимствования на кредитном рынке. Рынок в ходе кризиса был не очень доступен. Основные банки, с которыми мы работали и где были установлены лимиты, – это Сбербанк и ВТБ. Кредиты привлекались под 17-20%. Мы отправили на обслуживание долга, на процентные платежи по данным кредитам около 100 млн. рублей. Федеральный центр понимает эту тяжёлую ситуацию, и федеральным бюджетом выделены средства на предоставление бюджетных кредитов. Эти кредиты предоставляются под 2,8% годовых. Сергей Владимирович Антуфьев в Минфине РФ был настойчив, и нам удалось доказать необходимость выделения такого кредита. Получили на три года кредит в размере одного миллиарда рублей. В настоящее время постарались заместить дорогие кредиты, чтобы расходы на обслуживание долга уменьшить. Продолжаем вести работу по привлечению бюджетного кредита.
- Исполнение бюджета за первое полугодие рассматривается областной Думой и областной Администрацией. Есть ли нюансы в этих двух рассмотрениях?
- Процедура рассмотрения на заседаниях Администрации, на областной Думе урегулирована законодательством. Жёстче происходит разговор на заседаниях Администрации, которая может активно влиять на этот процесс, в первую очередь, применять административные меры к своим главным распорядителям, главным администраторам доходов. Это видно и по проекту решения. Губернатор очень активно в этом процессе участвует, требует, чтобы средства осваивались и равномерно расходовались. Средства должны доходить, когда они необходимы, а не ближе к зиме, когда их трудно освоить и они могут остаться на счетах. Наш департамент удовлетворён, что на заседании Администрации области были поддержаны решения, которые смогут повысить бюджетную дисциплину и помочь в сборе доходных источников, которые при дефицитном бюджете очень важны. Достижение уровня 2008 года – это планка, которую необходимо обеспечить.
Интервью вела Ольга ЧУЛКОВА