Монолог о правах. Пресс-конференция уполномоченного по правам человека в Смоленской области Александр Капустина
Гость редакции "СГ" – уполномоченный по правам человека в Смоленской области Александр Капустин.Чудище ЖКХ
– Александр Михайлович, какая сфера вызывает наибольшее количество обращений?
– Это различные проблемы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством. Причём не только коммунальные платежи, но волокита и пустые обещания по благоустройству и ремонту. Часто люди годами не могут добиться устранения протечки крыши, несмотря на все официальные заверения и документы.
К тому же происходит, как бы это помягче сказать, вакханалия с управляющими компаниями. Для многих жилищно-коммунальная сфера стала золотым дном. Приходят компании, не имеющие ничего, кроме авторучки, и начинают хозяйственную деятельность. Собирают деньги, заключают договоры, но сами озабочены лишь тем, чтобы получить дивиденды, и немалые. При этом совершенно не думают о жильцах. В Вязьме был случай, когда руководители управляющей компании попросту исчезли со всеми средствами, не рассчитавшись с поставщиками энергии, газа и воды. Жильцы остались с ними один на один… Мы обращались в Правительство и так или иначе добились того, что управляющие компании берутся под контроль муниципалитетами, вменили в обязанность им заниматься жилищной инспекции, но сколько проблем у людей возникло!
Ситуация, о которой писала ваша газета: в многоквартирных домах устанавливаются общедомовые счётчики потреблённых ресурсов, и одиноким пенсионерам, экономящим буквально на всём, приходят счета за электричество, согласно которым общедомовые потери в 3-4 раза превосходят личное потребление по счётчику. Ну куда это годится?!. В конечном счёте получается, что на плечи добросовестных плательщиков падает львиная доля общих потерь.
– Так есть ли возможность помочь такой бабушке?
– Какие варианты мы предлагаем. Во-первых, показания общедомового счётчика должны сниматься публично, в заранее известный день, чтобы все, кто интересуется этим вопросом, могли прийти и убедиться в истинности этих цифр. Во-вторых, необходимо точно расписать в квитанциях, какая сумма за что взимается, ведь люди жалуются, что не знают, за что платят. В третьих, общедомовой счётчик должен ставиться после капитального или текущего ремонта дома. Сети должны быть отремонтированы, и тогда потери будут меньше. Акт о проведении ремонта должен быть подписан жильцами, а у нас граждане и не знают, что происходит с хозяйством, куда какая проводка ведёт. Если в доме расположены магазины или офисы, необходимо выяснить, как они подключены к коммунальным сетям, платят ли они по своим счётчикам или их расходы идут как общедомовые потери…
– Получается, что жильцам необходимо брать на себя полицейские функции, ведь далеко не каждый владелец магазина подпустит кого-то к своему хозяйству и бухгалтерии.
– Это зависит от правовой основы хозяйствования, от формы собственности этих помещений… К нам приходят одиночные представители – пенсионеры, которые не в состоянии создать ТСЖ или взаимодействовать с управляющей компанией. Беда в том, что управляющие компании и муниципалитеты игнорируют обращения жильцов. И только когда мы выходим на мэра, на главу администрации, тогда они начинают разбираться в проблеме. Те изменения, которые были внесены в Жилищный кодекс, обязывают и жилищную инспекцию, и прежде всего муниципальное образование контролировать управляющие компании. Но как их заставить? Ведь это не совсем приятное дело и они этим раньше не занимались… Вот в этом состоит моя задача. Ведь не только по Жилищному кодексу, но и по 131-му федеральному закону это полномочия органов местного самоуправления – создать нормальные жилищные условия для своих жителей. Они обязаны этим заниматься!
– Недавно мы опубликовали интервью главного судебного пристава Смоленской области. Насторожила та решимость, с которой служба судебных приставов готова проводить выселения граждан в качестве меры принудительного исполнения по долгам ЖКХ. Мол, одного-другого выселим – десятки, а то и сотни нерадивых должников задумаются. Разумеется, не судебные приставы являются инициаторами выселения – такие меры воздействия в судебном порядке предлагают подразделения ЖКХ. Ваше отношение к этой проблеме? Есть ли у вас взаимодействие со службой судебных приставов?
– Да, у нас уже давно заключено соглашение о взаимодействии, и мы очень успешно работаем по алиментам. Что касается выселения, то я не могу согласиться с такой мерой. Ведь как бы не пришлось выселять ту бабушку-пенсионерку, которая не может потянуть собственные платежи и повешенные на неё общедомовые потери. Должен быть дифференцированный подход. Если человек годами не платит, живя в многоквартирном доме, и весь груз его неплатежей падает на соседей – в таком случае можно рассмотреть такую меру. Но рубить с плеча я категорически против!
Специальные доклады уполномоченного по правам человека в Смоленской области:
«О соблюдении жилищных прав граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием приборов учёта»;
«Проявление насилия и жестокости в отношении несовершеннолетних на территории Смоленской области»;
«Нарушения прав и свобод человека в Смоленской области, связанные с проблемой пьянства и алкоголизма»;
«О соблюдении и обеспечении конституционных прав на жильё детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».
Познакомиться с докладами можно на официальном сайте Уполномоченного по адресу www.admin-smolensk.ru/~upolchel/
От алиментов до гражданства
– А как обстоят дела с взысканием алиментов?
– Вот уж проблема!.. Ведь по отдельным детям долги по алиментам достигают сотен тысяч, и не могут их взыскать. Даже если есть судебное решение и папашу нашли, то с него взять нечего – либо ничем не занимается, либо так запрятал имущество своё, что за ним ничего не числится. У нас действует координационный совет региональных омбудсменов, и мои коллеги вышли с предложением, которое я всячески поддерживаю: создать в стране специальный фонд поддержки детей. Пусть государство поможет детям, пока ведутся розыскные и исполнительские действия. Другое решение этой проблемы – привлекать нерадивых отцов-должников к общественным работам.
– Продолжая «детскую» тему. Одним из основных направлений вашей деятельности является обеспечение жильём сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…
– Да, эта тема вот уже третий год проходит рефреном в моих делах. Сегодня на территории Смоленской области нуждаются в обеспечении жильём 1577 детей-сирот. Три года назад на приобретение такого жилья выделялось всего лишь 3,7 млн. рублей, сегодня – 159 млн., то есть в 40 раз больше. Это не только моя заслуга, но всех моих коллег, работавших над этим вопросом.
Однако много денег – это тоже плохо. В этом году за девять месяцев освоено всего лишь 39% этих средств. Все кивают на федеральный закон, согласно которому необходимо проводить конкурсы, и они отнимают время – это во-первых. Во-вторых, облстатом ранее была установлена одинаковая цена на жильё на всей территории области, а она у нас разнится, и только сейчас ввели шкалу – от 9,6 тыс. рублей в Глинке до 37 тыс. рублей за кв. метр в Смоленске. Неужели нельзя было этого сделать раньше?! И сейчас сохраняется вероятность того, что деньги не будут освоены в полном объёме, люди не получат жильё.
– К вам обращаются и по вопросам жилья для ветеранов Великой Отечественной…
– Вызывает озабоченность ситуация с жильём не только для ветеранов Великой Отечественной, но для вдов участников войны. Проблема в чём? Этим женщинам уже под девяносто лет. Они всю жизнь прожили в домах, которые поставили их мужья, придя с фронта, часто это хатки даже без фундамента. Сегодня она пишет заявление на улучшение жилищных условий, приезжает комиссия и выносит решение: износ дома не достигает критической величины. Значит, в новом жилье отказать. А то, что в нём печное отопление, нет водопровода, за водой нужно ходить на речку, скорая помощь сюда не доберётся – это в расчёт не принимается…
К слову, людям бывает затруднительно приехать в областной центр из деревни. Поэтому мы каждый месяц проводим выездные приёмы в районах. Ближайший состоится 28 ноября в Починке, предыдущий был в Вязьме – 50 человек пришли на приём!
– Какие направления вашей деятельности мы ещё не назвали?
– Многих усилий требует работа по предоставлению российского гражданства. Мы имеем несколько вопиющих случаев, вплоть до того, что гражданства РФ не имел военнослужащий-контрактник, служивший в военной разведке, защищавший нашу Родину с оружием в руках, в том числе и в Чечне. Нам пришлось написать обращение к Президенту, сейчас этот вопрос с трудом, но решился.
Другое очень значимое направление – защита трудовых прав граждан. Чаще всего сейчас обращаются не по увольнениям, а по невыплате заработной платы, причём не в государственных учреждениях, а у частников. Люди приходят к предпринимателю устраиваться на работу, он им что-то обещает, принимает, проходит 2-3 недели, а то и месяц, он им ничего не платит, не издаёт приказ о приёме на работу и не заключает договор. Проходит ещё время, обманутые работники обращаются к нам, а ситуация такая, что нет никаких нормативно-правовых актов, отражающих трудовые отношения: «Мы договорились, и всё». Как помочь в такой ситуации?! Поэтому всегда добивайтесь письменных обязательств работодателя.
– Все ваши инициативы и обращения в той или иной степени сопряжены с конфликтами. Вам приходится ежедневно преодолевать сопротивление чиновников, людей, обладающей властью. Наверное, необходимо и личное мужество для такой работы?
– К этой должности очень подходит слоган «свой среди чужих, свой среди своих». Мне помогает в работе то, что я коренной, что я всю жизнь здесь прожил, что у меня есть связи: где-то прошу, где-то увещеваю, а если не получается, то приходится и ругаться. Не хотелось бы – я по характеру человек неконфликтный, если не заведут, но приходится.
Вот пример. В Хиславичском районе изменили маршрут автобуса и двух детей перестали подвозить в школу. Пишем главе администрации: «Найдите возможность подвозить детей!» Ответ: пусть передадут детей в интернат. Мы: «Ни родители, ни дети не хотят в интернат из семьи». Ответ: в интернат! Наши представители выехали туда, увещевали – ни в какую. Мы тогда решили обратиться к депутатам, нам пишут ответ: в бюджете этого года найти возможность профинансировать этот вопрос не представляется возможным, предусмотрим эти затраты в бюджете следующего года... При том, что цена вопроса - копейки! Нам пришлось обратиться в прокуратуру. У нас заключены соглашения о взаимодействии с федеральными органами власти, и мы попросили прокуратуру отразить, по каким статьям в данном случае идёт нарушение закона, чтобы обратиться в суд. Думаю, мы дожмём районные власти обязательно!
– Часто ли приходится отказывать обращающимся?
– Когда вынесено решение суда. Мне закон запрещает вмешиваться, и я мало что могу сделать в таком случае. Мы можем только что-то подсказать, проконсультировать – куда обращаться с жалобой, с кассацией, помочь найти адвоката, составить исковое заявление… Бывает, граждане до Верховного суда доходят, а то и до Страсбурского…
– Вы – один из немногих субъектов в регионе, кто имеет право законодательной инициативы...
– Да. Ежегодно в декабре мы вносим свои предложения по совершенствованию и принятию нормативно-правовых актов в Смоленской области. Мы всегда включены в план законотворческой деятельности Смоленской областной Думы. Не было случая за время моей работы, чтобы мы не внесли свои предложения по законам, по решениям Думы. Иногда мы даже опережаем федеральное законодательство. Вот пример по детям.
Одно дело, когда жилья нет, другое – когда в 4-м или 5-м классе забрали ребёнка в интернат, и за ним какое-то жильё было закреплено. Пока он учится – в школе, в училище, не всегда приезжает домой. Жильё ветшает, за коммунальные услуги подростку платить сложно. Проходят годы, ему нужно возвращаться, а некуда! Всё рухнуло. Мы выходили с инициативой, чтобы наши муниципалитеты взяли на себя расходы по оплате и содержанию жилья в период отсутствия собственников в таких случаях. Как вариант они могут сдать это жильё в аренду… Мы вышли с этой инициативой год назад и отстаиваем её, но конкретная программа пока не принята – ожидается принятие федерального закона.
Другую нашу инициативу услышали, и внесены изменения в закон об административных правонарушениях в Смоленской области – мы были инициаторами повышения штрафов для тех, кто вовлекает подростков в производство и распространение крепких спиртных напитков домашней выработки.
– Как вы взаимодействуете с Губернатором, с областной Думой?
– Мы условились с Губернатором, что немедленно встречаемся в случае массового нарушения прав граждан, проживающих на территории Смоленщины. Рабочие встречи у нас происходят регулярно, раз в квартал. Что касается Думы, то нам никогда не отказывают в наших просьбах – например, рассмотреть вопрос на комиссии. Есть и совместная комиссия, где мы рассматриваем проблемы ветеранов, в частности, предоставление жилья. На этом уровне я не вижу каких-то проблем и считаю, что взаимодействие полное.
В третьем квартале 2011 года в адрес уполномоченного по правам человека в Смоленской области поступило 448 письменных обращений. Рассмотрено 431, удовлетворено 96. Дано 326 консультаций.
Распределение обращений по отраслям права:
социальная защита – 23,7%;
жилищное – 22,5%;
уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное – 22,7%;
трудовое – 7,9%;
семейное – 6,4%;
гражданское, гражданско-процессуальное – 8,2%;
земельное – 2,5%;
налоговое – 1,4%.