Дороги

Когда дети не чужие

9 ноября 2011 года в 16:30
В 1987 году школу-интернат в Ярцеве переименовали в специальную. Сюда стали поступать не просто сироты, а ещё и с задержкой в умственном или психическом развитии. Годами складывался опыт работы с такими непростыми детьми. Сегодня здесь есть кем и чем гордиться.

От Ирландии до Японии
Андрея Шкуратова врачи определили в инвалиды уже в интернате. После шести операций нога продолжала усыхать. Если бы тогда медицинским светилам сказали, что парень возьмёт олимпийское «золото», они бы ни за что не поверили. Учитель Александр Кованов привлёк Андрея к занятиям спортом. Начинали утром с пробежек, потом турник. Андрей встал на лыжи, для чего ему были изготовлены специальные ботинки. Участвуя в паралимпийских играх в Нагано, Андрей Шкуратов показал замечательный результат. По возвращении из Японии героев спортивного олимпа пригласил к себе Владимир Путин, потом все вернулись домой, а Андрей – в интернат. Но он был уже другим, осознав, какой потрясающий результат можно получить упорным трудом.
Три года назад, уже будучи самостоятельным, Андрей по собственной инициативе поехал в Сыктывкар, где проходил чемпионат России по лыжам, в том числе и среди специальных спортсменов. На 10-километровой дистанции он стал третьим, с присвоением звания мастера спорта. Такая же настойчивость, воспитанная спортом, проявилась и в жизни. Андрей освоил несколько специальностей, сейчас работает в трамвайном парке Смоленска. А главное – его пример многих детей воодушевил на свои личные, внутренние подвиги.
– Дети, которые воспитывались у Александра Кованова, – говорит директор интерната Сергей Володин, – не теряют связи с ним. У всех сложилась судьба. Это учитель с большой буквы. Благодаря усилиям Александра Владимировича, за последние три года почти у 20 ребят снят диагноз отставания в развитии.
Кованов действительно обладает талантом распознать в каждом ребёнке его внутренние возможности. По каким только видам спорта не становились интернатовцы победителями! Последняя «звёздочка» – Серёжа Николаев, двукратный чемпион области по лыжным гонкам, кандидат в мастера спорта по биатлону. В интернат он пришёл с серьёзными травмами. Родная мать нанесла ребёнку увечья в виде ожогов. Как это ни странно звучит, но сердце мальчика оттаяло в интернате, здесь же он поверил в свои способности и научился быть первым.
Достигая побед в спорте, дети и в жизни не хотят отставать от «домашних» сверстников. Оля Ворсина сегодня – кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике, студентка медицинского колледжа. Чтобы снять коррекционный диагноз, пришлось потрудиться, позже она смогла освоить обычную школу. Отслеживая судьбы учеников, директор интерната рассказывает, что на сентябрьском «Кроссе наций» Оля второй год лидирует. Её фотография теперь дополняет целую галерею тех, кем гордится школа. А начинала галерею в начале двухтысячных Лида Фёдорова, взявшая «золото» по плаванию на специальных играх в Ирландии. После этого судьба девочки круто изменилась: нашёлся замечательный опекун, затем поступление в академию физкультуры и спорта. Сегодня Лида работает в Москве по специальности, а ведь всё могло быть по-другому.
Если с Лидой Фёдоровой в своё время занимались частным образом, сегодня все интернатские дети ездят заниматься в бассейн. Благодаря фонду «Виктория» заключён договор на проведение спортивных тренировок по плаванию. Спорт стал основой в воспитании детей – не просто их физических возможностей, а внутреннего жизненного стержня.
– Спорт вырабатывает терпение, трудолюбие, – говорит директор школы-интерната С.А. Володин. – Чтобы добиться результата, надо уметь переступить через себя. Недавно к нам из Вязьмы приехали два парня, два года скитавшихся и перепробовавших всё, вплоть до алкоголя и наркотиков. Мы тут же подключили их к занятиям спортом. Но правило в интернате жёсткое: если застали курящим, ни о каких соревнованиях и речи быть не может. Им пришлось отказаться от вредных привычек.
Когда интернатский ребёнок достигает каких-то результатов, он понимает: что-то могу в этой жизни. Ещё на заре своей педагогической деятельности преподаватель физкультуры Александр Кованов создал свою методику воспитания. К его теории в интернате отнеслись по-разному, а директор поддержал талантливого педагога – свободная энергия должна пойти в положительное русло. «Формировать трудолюбие надо так, чтобы у ребёнка оставались потом хорошие воспоминания» – эту фразу Александра можно оценить по достоинству, видя результат работы. Кстати, на последних сентябрьских соревнованиях по футболу в Вязьме, где участвовали как учащиеся интернатов, так и общеобразовательных школ, ярцевчане стали первыми. В этом же месяце на областном первенстве по баскетболу ребята тоже лидировали и в декабре поедут на специальную олимпиаду России по баскетболу в Екатеринбург.

В чьих руках судьба?
К диагнозу ребёнка можно отнестись как к клейму, а можно дать шанс всё изменить в жизни к лучшему. Анализируя, как сложились судьбы воспитанников школы-интерната, директор вправе гордиться результатом работы педагогического коллектива. Если в 2006 году из 18 выпускников только 67% смогли адаптироваться (трое попали в места лишения свободы), в 2007 году нашли себя в жизни 76% выпускников, в 2008-м – 81%, в 2009-м 87% хорошо устроились в плане работы и быта. Все печальные цифры приходятся на тех, кто поступает в интернат поздно, в 13-14 лет.
Для социальной адаптации в интернате открыли специальную квартиру, где старшие ребята могут пожить отдельно, почувствовать себя взрослыми. Выходить в самостоятельную жизнь, не представляя себе, что это такое, непросто. Тесты, которые проходят выпускники школы, позволяют сделать выводы, готов ли молодой человек к самостоятельной жизни.
– Если мы видим, что наш выпускник не повзрослел для того, чтобы самому принимать решения в жизни, мы оставляем его ещё на год в интернате, – говорит Сергей Анатольевич. – Раньше наша школа была девятилеткой. Но выпускать подростка в 15-16 лет в свободное плавание очень рано. Мы изменили Устав, и теперь обучение в школе – 12 лет, 12-й год – трудовое обучение. Дети стали заметно лучше адаптироваться в обществе.
Слово «эксперимент» к Ярцевской школе-интернату неприменимо. Всё, что внедрялось, вначале хорошо продумывалось. Добротные мастерские для воспитания трудовых навыков, кабинеты для развития творческих способностей, компьютерный класс. Но самое главное – подход учителя к ребёнку. Здесь учитель заменяет родителя. Он не просто отвёл уроки и ушёл домой. Для всех, кто остаётся здесь работать, интернат становится вторым домом.

Семья – мечта каждого
Семь лет назад в интернате появилась православная семья. По договору с приходом Николо-Георгиевской церкви в Смогирях дети стали проводить там каникулы и выходные дни. Усилиями спонсоров небольшая избушка превратилась в современный дом со всеми удобствами. Помимо православных уроков, к воспитательному процессу присоединились казаки. А последнее время частым гостем здесь стал известный актёр Антон Макарский, как-то случайно заехавший вместе с женой посмотреть храм. По его приглашению дети не раз бывали на концертах в Москве.
Сегодня об опыте православной семьи можно говорить много. Прихожане приняли активное участие в судьбе детей-сирот. А благодаря одному из них Ваня Поваров теперь студент четвёртого курса Суворовского училища. В интернат он попал с диагнозом «задержка психического развития», что было больше связано с его поведением, чем с умственным развитием. До того момента, как Ваня попал в православную семью, он постоянно убегал из интерната. В один из судьбоносных дней храм посетил генерал, перебравшийся на пенсию в Смоленскую область. Чем-то зацепил сердце военного худенький смекалистый мальчишка. Обещание помочь поступить в военное училище подстегнуло Ваню и в учёбе, и в дисциплине. Теперь, когда он в форме появляется в родном интернате, у многих мальчишек появляется своя заветная мечта.
За время существования православной семьи более 80 ребят побывали в приходе. Многим детям был снят диагноз, и они смогли закончить городскую школу, а затем другие учебные заведения. Кому-то из детей прихожане оказывали юридическую помощь в приобретении жилья, кому-то материально помогали в лечении хронических заболеваний. Конечно, в любом случае администрация интерната не оставила бы своего воспитанника с проблемами наедине, но когда сиротам начинают помогать другие люди, это многое значит для ребёнка. Он чувствует, что кому-то нужен.
Победить одиночество, поверить в свои возможности – для ребёнка-сироты это очень непростые задачи. И если нет рядом сильного, надёжного плеча, то в общем-то и невыполнимые. Работать в таком детском учреждении могут далеко не все.
– Дети обижены и тем, что их бросили собственные родители, и тем, что с их способностями не всё в порядке, – говорит директор школы-интерната С.А. Володин. – Они чутко ощущают фальшь, их нельзя обмануть. Мы стараемся в наших стенах создать добрую обстановку. В какой-то степени мы все здесь родители.
Юноша и девушка погибли в Смоленской области при аварии автобуса
Украли памятник у фронтовика

Другие новости по теме