Дороги

Смоленской гимназии имени Пржевальского - 225 лет

3 октября 2011 года в 17:49
12 августа 1786 года последовало высочайшее повеление Екатерины II об открытии в 25 губерниях новых школ – народных училищ, где могли обучаться сыновья дворян. В Смоленской губернии училища были открыты с особой торжественностью и все одновременно – в день коронации императрицы, 22 сентября. Случилось это 225 лет назад. Именно с тех пор и начался отсчёт этапов большого пути гимназии №1 имени Н.М. Пржевальского – так она называется сейчас. Это одно из пяти старейших образовательных учреждений в России. Наш корреспондент накануне юбилея гимназии вёл беседу с её директором, заслуженным учителем Российской Федерации Татьяной КАЗАНЦЕВОЙ.
– Татьяна Васильевна, а можно сравнить, что было 225 лет назад и сейчас?
– Училище располагалось недалеко от того места, где сейчас находится Смоленская сельскохозяйственная академия, на улице Большой Советской, в здании наместнического правления. В училище были взяты 48 учеников, педагогический коллектив состоял из четырёх человек, потом, конечно, и учеников, и преподавателей стало больше. Учились по шесть часов в день, кроме субботы и воскресенья, а вот каникулы были только один месяц. В 1804 году Александр I издал указ об открытии в каждом губернском городе гимназии, и таковая открылась в здании народного училища. Первым директором её стал Лев Фёдорович Людоговский, человек очень образованный, закончивший философский факультет Московского университета.
– А вот это красивое здание, в котором сейчас находится гимназия, когда появилось?
– 3 сентября 1858 года состоялась закладка первого камня здания мужской гимназии. Она была приурочена к приезду царя Александра II в Смоленск. Для увековечения этого события были изготовлены серебряные молоток и мастерок. Ими Александр II после пышного молебна в присутствии горожан уложил первый кирпич. В 1864 году строительство здания было закончено. Внешне оно практически не изменилось, но в наши времена к нему сделана пристройка, и мы значительно расширили свои возможности. Сейчас в гимназии 811 учащихся, конечно, учатся у нас и мальчики, и девочки – дети самых разных слоёв населения. По итогам прошлого года около 80 гимназистов стали победителями и призёрами различных этапов Всероссийской предметной олимпиады, а победителей и призёров различных городских, областных, межрегиональных конкурсов просто не счесть. Наши выпускники успешно поступают в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
– Гордость гимназии – выпускники, а за 225 лет существования вашего учебного заведения среди них было немало великих!
– Николай Михайлович Пржевальский, имя которого присвоено нашему учебному заведению в 1963 году. Это всемирно известный учёный-путешественник, кавалер как военных, так и научных наград, автор большого количества важных научных работ. Скульпторы Борис Цапенко, Михаил Микешин, Лев Кербель. Известный почвовед Константин Глинка. Наши выпускники стали академиками: математик Александров, астроном Блажко, врачи Давыденков, Краснобаев. Всех просто не перечислить, можно написать отдельную книгу о наших знаменитых выпускниках.
– Но вернёмся к Николаю Михайловичу Пржевальскому. Когда он учился в гимназии, то, мягко выражаясь, шалил. А сейчас бы за такое гимназиста, наверное, исключили бы из гимназии?
– В 1828 году было введено наказание розгами, но допускалось это только для первых трёх классов. В старших классах за серьёзные проступки исключали из гимназии. Мать Николая Михайловича воспитывала сыновей одна, она была вдовой. Воспитывала сыновей по-спартански. После домашнего обучения Елена Алексеевна определила детей в Смоленскую гимназию. Николай учился в шестом классе, когда его одноклассники решили уничтожить классный журнал.
– Сейчас возможно такое?
– Конечно, нет!
– А ещё говорят, что молодёжь плохая!
– Так вот, по жребию уничтожить журнал выпало Николаю Пржевальскому, он похитил журнал и утопил его в Днепре. Конечно, педагоги не могли не обнаружить пропажу. Всех подозреваемых, в том числе и Пржевальского, посадили в карцер, объявили, что будут держать до тех пор, пока не признается виновный. Четверо суток они просидели в холодном подвале на хлебе и воде.
– Да современные родители гимназию уже разнесли на кусочки, если бы что-то подобное произошло! А родители-дворяне, небось, были на стороне не чад своих, а…
– Да. Желая избавить товарищей от мучений, Пржевальский признался, что журнал уничтожил он. Последовал приказ – исключить его из гимназии. Приехала в Смоленск его мать. Она упросила вместо исключения высечь сына розгами. Начальство вняло её просьбам, Николая выдрали так, что домой его унесли на носилках. А закончил он гимназию с золотой медалью, является гордостью всего мира!
– В этом случае видится и другое: Пржевальский всё претерпел, хотел остаться гимназистом. Нынешние гимназисты гордятся своей принадлежностью к учебному заведению?
– Да! У нас своя система самоуправления, представленная союзом гимназистов. Ежегодно у нас происходит посвящение в гимназисты первоклассников. Есть клятва, которую дают вступающие в братство гимназисты, есть и свой гимн.
– А не считаете ли вы, что порой телесные наказания не помешали бы некоторым, чтобы лучше себя вести, лучше учиться?
– Я физических наказаний не приемлю. Этот метод в воспитании недопустим. Произошла гуманизация общества, и дороги назад нет, только по этому пути можно развивать образование и воспитание. А если оно построено на страхе, то угнетается личность ребёнка, не сможет он дать высших результатов, развиваться творчески.
– В вашу гимназию стремятся поступить многие, почему?
– Гимназическое образование востребовано, потому что оно качественное. Реализуются программы повышенной степени сложности. Они формируют более глубокие знания, дают шанс поступить в МГУ, МФТИ, МИФИ, МГИМО. Это одна сторона. Другая – десятилетиями сложившаяся воспитательная система, у нас традиции, насчитывающие полвека. Ежегодные фестивали искусств, Дни путешественника. Есть школьное научное общество. Ежегодно проводится День науки, где дети защищают свои работы. Но главное – уважение к личности. В нашем учебном заведении ценится личность ученика, его достижения. Авторитетом являются те, кто добивается результатов своим интеллектом, своим талантом.
– Как удалось это сохранить, ведь окружающий социум не может не влиять?
– Влияет, конечно же, но внутренняя система, которая сложилась, сопротивляется размытости моральных ценностей в обществе. В любой другой школе это сделать трудно. А мы ведь воспитываем своих учащихся на примере выпускников! Наше учебное заведение закончили великие люди, шесть Героев Советского Союза. Нравственные идеалы вытекают из истории гимназии.
– В основном учатся-то у вас дети обеспеченных родителей. Это имеет свои плюсы и минусы.
– Совершенно верно. Дети мотивированы на обучение, родители за ними следят, помогают. Это хорошо. Но обеспеченные, высокопоставленные родители считают, что хорошо разбираются в педагогике, хотя не всегда бывают правы, приходится сталкиваться с амбициями.
– Как разрешаются конфликты?
– У нас есть конфликтная комиссия, но за последние четыре года она собиралась всего три раза, удалось все конфликты разрешить благополучно.
– А отчисляете гимназистов, которые учатся на тройки? Некоторые школы не любят троечников, советуют родителям забрать документы и перевести ребёнка в другую школу.
– Не отчисляем. Если ребёнка приняли, то мы с ним и работаем. Нельзя ученика бросать на полпути.
– Чем сильна гимназия?
– Традиционно физико-математическим профилем. Это связано с работой учителей, которые, ещё когда это была школа №7, создавали математические классы. Им было нелегко. Школа в те времена была единообразная, унифицированные программы, учебники. И благодаря заслуженному учителю России, учителю от Бога Владимиру Витальевичу Синявскому удалось вывести математику на высокий уровень. Необыкновенного таланта человек! Для смоленской педагогики это был прорыв. Если бы не он, математика не стояла бы на таком высоком уровне. А Валентин Григорьевич Тимофеев! Он был директором гимназии долгие годы и как физик готовил призёров Всероссийской олимпиады. Этот удивительный человек пользовался огромным авторитетом и у педагогов, и у учащихся. В нём особая культура, личность! Физик Анна Фёдоровна Зверева завораживала детей своим предметом. Евгения Семёновна Кунчукина работала заместителем директора, курировала начальные классы. Сколько же у неё было профессионализма, человечности! Всё это золотой фонд нашего учительства, сейчас эти люди на пенсии, но не забывают нас, заходят в гимназию.
– За 225 лет много воды утекло, образование изменилось, а какие из предметов, которые были ранее, остались?
– Гимназисты обязательно изучают два иностранных языка, риторику, хореографию, этикет и много других. Действует у нас и авторская программа нашего педагога Светланы Эдуардовны Морозовой «Институт благородных людей».
– Что должен сделать учитель, чтобы воспитать ученика и им гордиться?
– Учитель не может знать всё, он должен научить добывать знания, заложить стремление учиться. Вот это и делают все наши учителя, у нас нет слабых педагогов, все большие профессионалы.
Смоленской гимназии имени Пржевальского - 225 летСмоленской гимназии имени Пржевальского - 225 летСмоленской гимназии имени Пржевальского - 225 лет
«Выдающиеся люди Смоленщины»: знай наших!
Смолянка - в финале российского конкурса \"Учитель года\"

Другие новости по теме