Результаты переписи в Смоленской области - это не демография, это политика
Смоленская область в зеркале Всероссийской переписи населения-2010, предварительные итоги которой сейчас подвергаются анализу, выглядит не так уж плохо. При 16-м месте в ЦФО (из 18) потери населения за последние десять лет – 64 тыс. человек. Да, Смоленская область выпала из обоймы «миллионеров» (985,5 тыс. человек, против 1019 тысяч в 2005 году), но в экономически и политически сложном периоде с 1993 по 2005 год естественная убыль населения в Смоленской области шла темпом выше и превысила 140 тысяч человек, в основном за счёт миграции трудоспособного населения. Сейчас этот процесс замедляется, однако структура населения продолжает меняться.Картина имеет глубокие корни и уходит в пред- и послевоенные годы, являясь частью больших демографических волн. Да и складывающаяся сегодня социально-экономическая ситуация далеко не проста.
Переписи чётко фиксируют, что отток сельской молодёжи в города, отходничество (до 30% трудоспособного населения) и трудовая миграция на постоянной основе радикально меняют структуру населения малых городов, посёлков, да и самого Смоленска. Население «стареет» темпами, опережающими естественные, да и просто сокращается: потенциал рождаемости перемещается вовне области, оставляя нам растущую заболеваемость и смертность. Традиция не новая: с середины ХIX века Смоленская земля была поставщиком трудовых ресурсов для растущих городов центральной России. Но если в дореволюционные годы убыль населения за счёт миграции быстро восполнялась высокой рождаемостью, то сегодня рождаемость кратно ниже. Характерны также более высокая смертность мужского населения (явление общероссийское) и преобладание населения женского: переписью учтено 448,6 тыс. мужчин и 536,9 тыс. женщин, или 45,5% и 54,5%.
Очень характерное явление конца XX – начала XXI века: молодёжь устремилась в вузы. Некоторые специалисты считают этот поток бегством от армии, но если это и так, то лишь частично. Большую часть студентов представляют девушки, которым армия никак не грозит. Думается, что мы наблюдаем часть процесса компенсации давно сложившихся дефицитов образования, воспитания, наследования профессионального опыта и умений.
Характерное для последнего полувека снижение доли сельского населения (перепись показывает: увеличилась доля городского населения, которая составила 72,7% против 70,8% в 2002 г.). Это явление закономерное и общечеловеческое. В эффективных экономических системах оно сопровождается ростом производительности сельского хозяйства (доля занятых в нём снижается до 2,5-5% трудоспособного населения) и снижением его доли в общем валовом национальном продукте. Всё большее число трудоспособных вливается в экономику знаний, и России, если она хочет удержаться в числе развитых стран, следует поддерживать эти процессы, а не противостоять им.
Тогда мы должны рассматривать данные статистики в конструктивном ключе: не вздыхать и сетовать на тяжёлые проблемы, а видеть их далеко идущее значение. Можно попробовать кратко суммировать некоторые ранее высказанные идеи.
1. Нельзя «удержать» бегство из региона. Но можно сделать область и город, малые города и села более привлекательными для наших молодых граждан. Это серьёзная политическая и правовая работа.
2. Наши студенты (говорю ответственно, поскольку работаю с ними многие годы) обладают очень хорошими возможностями, активны, готовы включиться в работу, совершенствовать свой интеллектуальный багаж. Но почему более трети из них планируют уехать из России, а ещё треть – из Смоленска? Ведь именно они, молодые и энергичные, составляют наш главный человеческий капитал. Может быть, нашим властным лицам стоит провести непредвзятый анализ условий, которые ожидают выпускников в Смоленске, области? Легко ли начать своё дело? Почему молодые предприниматели поголовно жалуются на неоправданно высокие арендные цены и поборы со стороны властных структур?
3. Какое место занимает в региональной политике высшая школа региона? Между прочим, сегодня ВШ – центральный пункт проблемы модернизации экономики страны. И речь не идёт о субсидиях и прямой поддержке, хотя и они бы не помешали. Мы не раз говорили о том, что ВШ нужны институциональные формы поддержки, ей нужно выделить не облагаемые налогом земли и поддержать строительство кампусов; нужны серьёзные формы интеграции науки, технологических изысканий и производства, а это невозможно без льготных форм землевладения, без грантов и целевых венчурных программ.
4. Смоленск и область самой природой, геостратегическим размещением и природным потенциалом предназначены для интенсивного развития экологичных и высокотехнологичных производств; современного «зелёного» сельского хозяйства; развития высшей школы и создания научных центров, примыкающих к российским мегаполисам и сотрудничающих с европейскими научными центрами. Но для этого нужны люди – те самые, которые ещё собираются уехать или уже уехали, но могли бы вернуться. Почему бы не спросить их: чем вам может помочь благожелательная власть?
Статистика, данные переписей, демографический анализ – это лишь один из инструментов для конструирования эффективной политики, в основе которой создание в Смоленске и области условий для закрепления нашего человеческого капитала, более того – для возвращения в Россию обогащённых новым знанием земляков. Это не демография, это политика. Если политика будет разумной, Всеобщая перепись 2020 года может показать нам совсем другие тенденции.