Обман в магазине: кто кого?
Кто из нас не сталкивался с обманом в магазине? Конечно, говорить о том, что все продавцы являются честными, не приходится. Однако попробуем разобраться, каким образом и как часто обманывают в смоленских магазинах. И главное – кто кого обманывает.В нашем городе много торговых сетей продуктов питания: «Дикси», «Второй дом», «Фортуна», «Пайба», «Магнит». Все они похожи только на первый взгляд. А на самом деле различаются по ассортименту, уровню обслуживания, технологиям и, конечно же, ценам.
Одной из самых распространённых жалоб покупателей торговых сетей является несоответствие ценника конечной цене товара, которая значится в чеке. Разница обычно не в сторону потребителя. Многие думают, что таким образом магазин «обманывает» покупателя, выставляя ценник с заведомо заниженной ценой. Однако это почти всегда происходит из-за того, что цена товара возросла «в связи с изменением конъюнктуры рынка» (из-за переоценки товара самой организацией). А старый ценник остался на месте. Конечно, сотрудники магазина должны его поменять и поставить правильный. Но они не всегда знают об этом, так как информацию об изменении цены обновляют в компьютерной сети магазина автоматически, не известив об этом продавцов! А вот отсутствие ценника вовсе – это грубое нарушение правил торговли.
Несоответствие товара на руках и в чеке или неправильный вес товара – это уже полностью вина кассира. Многие опять-таки думают, что так кассир решил их обмануть. Но и тут не всё просто. Если кассир в чеке пробил вам 1300 г конфет, а вы брали только 1200 г, то он всё равно не сможет забрать ни деньги, ни конфеты, т.к. чек уже пробит и информация осталась в компьютерной базе данных магазина. Кассир будет «должен» деньги магазину. А то, что он может забрать их из кассы, только миф…. Но если вас обвесили, обсчитали – возвращайтесь к кассиру как можно скорее и просите перевесить товар. Если факт нехватки товара будет подтверждён, вы имеете полное право забрать деньги или получить недостающее количество товара. Например, 100 г конфет. Они не будут лишними.
А вот если кассир недодал вам сдачу… Скорее всего, он решил вас обмануть с корыстной целью, ведь в таком случае он легко может забрать ваши денежки себе. В подобной ситуации требуйте их возврата, а если кассир не соглашается вернуть деньги, зовите администратора и требуйте пересчёта кассы! В большинстве случаев деньги возвращают.
На выходе из магазина вас или ваши вещи пытаются обыскать. Тут главное помнить, что это может произойти только по вашему согласию. Если вы не хотите, чтобы вас досматривали, то по закону сотрудники магазина этого не могут сделать. Даже если продавцы уверены, что кто-то из покупателей совершил кражу, они могут вызвать охрану, полицию или следовать за «подозреваемым», но не обыскивать без его согласия!
Данные факты встречаются чаще всего в магазинах крупных торговых сетей. Если подобное случится в одном из маленьких магазинчиков, который принадлежит какому-то ИП, то ваши шансы доказать свою правоту снижаются. В любом случае, не паникуйте и... всегда сохраняйте кассовые и товарные чеки. Возможно, они вам ещё пригодятся!
Кстати, а что вы будете делать, если вас действительно обманули в магазине? На самом деле мало кто пойдёт писать жалобу в Роспотребнадзор. Большинство будет требовать «Жалобную книгу», только правильно она называется «Книга отзывов и предложений». В неё и следует писать свою жалобу или предложение.
Для чистоты эксперимента зашёл в первый попавшийся супермаркет в центре города. Им оказалась «Сота», что на улице Большой Советской. Сразу бросилась в глаза очередь человек на десять и только одна работающая касса. Хорошо, что ничего покупать я не собирался! Однако это тоже нарушение. В магазине в это время должно работать столько касс, сколько требуется для обслуживания покупателей. Культурно прошу «Книгу отзывов и предложений» у администрации. А её мне должны по закону дать по первому требованию и без разъяснения причин с моей стороны. Так и произошло. И, поверьте, очень меня обрадовало. Всё равно жалоб писать я не собирался, только хотел посмотреть, на что жалуются другие покупатели.
Жалобы были типичными. Большинство сетовало на длинные очереди. Многие – на несоответствие цен. Елена Александровна, например, недоумевала, почему конфеты на ценнике были 104 руб., а в чеке – 124. Но об этом я уже писал. Администрация ответила (а в «Книге отзывов и предложений» эта графа обязательна) примерно то же, что и я. Очень похвально!
Вот какие-то дети (судя по почерку) жаловались, что их обозвали ворами и обыскали при выходе. В таком случае, конечно, действия продавцов были некорректными и нарушали правила торговли. Однако кражи в супермаркетах – обычное явление.
Далее – довольно курьёзная запись. Женщина жаловалась на отсутствие в продаже одноразовой посуды, а в частности, стаканчиков. Администрация держалась молодцом и на этот раз. В ответе убеждала, что «впредь такого не повторится!».
Главное, в магазине быть внимательными, вежливыми, знать законы и свои права. И помните: кто и кого обманывает в торговой точке – решать только вам! Зная всё это, поход в супермаркет должен закончиться для вас вполне благополучно!