Виктор Акимов: Соль вопроса – ответвенность за судьбу деревни!
Кооперативные организации Смоленщины, несмотря на зигзаги экономического кризиса, который наиболее чувствителен в сельской глубинке, тем не менее, уверенно развивают свою материально-техническую базу, наращивают объёмы производства и продаж, локальные сети.В итоге – выглядят перед потребителем стабильным партнёром, который не только не снизил количество и качество услуг, но и вышел на новый, более высокий уровень. По итогам прошлого года смоляне, увеличив совокупный объём деятельности по сравнению с 2007 годом на 23 процента, заняли в российском экономическом соревновании второе место. Не снизилась динамика развития потребительских обществ региона и в первом полугодии.
Откуда кооператоры Смоленщины черпают резервы для противостояния кризису, «СГ» рассказывает председатель Совета Смоленского облпотребсоюза заслуженный работник торговли РФ Виктор Акимов.
- Виктор Григорьевич, почему предприятия торговли, общепита и сервиса потребительских обществ Смоленщины даже не вздрогнули, когда Россию накрыла волна мирового кризиса?
- Почему не вздрогнули? Вздрогнули, дрогнули, но устояли. Главное, что не было паники. Наши пайщики, покупатели, деловые партнёры почувствовали –
сотрдуники потребкооперации делают всё возможное для выполнения своих обязанностей и обязательств перед ними. Нам трудно, но, согласитесь, в девяностые годы было труднее. Опыт выживания и развития, помноженный на принципы концепции развития потребкооперации сегодня, и помогает нам в борьбе с очень неприятными зигзагами рынка. Однако, не будем трусить – это всего лишь зигзаги, давайте-ка работать, говорю я своим коллегам.
Мы, например, нисколько не снизили темпов строительства и модернизации материально-технической базы. В прошлом году за счет нового строительства, выкупа и открытия ранее закрытых объектов введено в эксплуатацию 17 магазинов и реконструировано 58. Переведены на работу по методу самообслуживания 24 предп¬риятия. Наиболее активно занимались вопросами создания магазинов, отвечающих современным требованиям, Советы и Правления Сафоновского, Духовщинского, Рославльского, Монастырщинского и Шумячского райпо.
В Сафоновском райпо, которое возглавляет заслуженный работник торговли России Виктор Иванович Павлов, объем капиталовложений в розничную торговую сеть за год составил 14,8 млн. руб. Силами собственной строительной бригады здесь производили ремонты и реконструкцию объектов торговли, оформление наружной рекламы. В течение года на работу по методу самообслуживания переведено пять магазинов, в т.ч. с внедрением автоматизированной системы учета продажи товаров - три. В райпо наработан опыт внедрения самообслуживания в сельских магазинах, расположенных на территории бывших центральных усадеб (Николо-Погорелое, Рыбки, Прудки, Вышегор), в результате чего розничный товарооборот в магазинах возрос в среднем на 60-80%. В абсолютном выражении из четырёх вышеназванных магазинов в трех фактический оборот увеличился до 1 млн. руб в месяц.
В Шумячском райпо, которым руководит Татьяна Павловна Михеенкова, тоже заслуженный работник торговли РФ, шесть магазинов, расположенных в райцентре и поселке Первомайский, уже переведены на работу по методу самообслуживания. Полностью задействованы первый и второй этаж универмага в райцентре. В самих Шумячах и абсолютное большинство магазинов райпо соответствуют современным требованиям к розничным торговым предприятиям. Поэтому в 2008 году Шумячское райпо обеспечило самые высокие показатели роста товарооборота среди кооперативных организаций области.
В Монастырщинском райпо, где лидер – Татьяна Александровна Мушкатерова, обновление материально-технической базы розницы началось с райцентра. Все здания магазинов имеют единую цветовую гамму, яркую наружную рекламу. Проведены ремонты и реконструкция торговых залов. Три магазина переведены на работу по методу самообслуживания, там – широкий ассортимент продуктов питания и промышленных товаров. Прирост товарооборота составил от 30 до 60%.
Торговые предприятия Духовщинского и Рославльского райпо активно организуют свою работу на территории, где ранее потребкооперация не была представлена или представлена ограниченно. В поселке Озерный Духовщинского района теперь действуют четыре кооперативных магазина, два из них работают по методу самообслуживания. Есть здесь и аптечный пункт. В текущем году запланировано открытие кафе. В Рославле за счет реконструкции действующих магазинов и приобретения новых помещений началось создание сетевых магазинов продуктов питания «Эконом» и магазинов хозтоваров «Все для дома».
Серьезные работы по обновлению материально-технической базы розницы, внедрению новых технологий проведены также в Велижском, Дорогобужском, Новодугинском, Сычевском, Стодолищенском, Катынском потребобществах.
- Виктор Григорьевич, понятия «самообслуживание», «автоматизация», «конкурентоспособность», «собственная продукция» не забыты вашими коллегами?
- Кризис просто проверяет нас, как и всех, на профессиональную состоятельность. Так давайте почувствуем, осознаем себя антикризисными специалистами, покажем, что мы умеем, давайте разовьём те экономические и сервисные категории, с которыми знакомы и которые могут стать (и стали!) нашими точками опоры в жёсткой рыночной схватке.
Метод самообслуживания для нас – не кот в мешке, он нам давно известен. Так давайте его интенсивно развивать! Нагрузки на один метр торговой площади в магазинах возросли до 10-12 тыс. руб., производительность труда на продавца составила 190-230 тыс. руб. в месяц. Довольны и покупатели. Им предоставлена возможность самостоятельно выбрать товар, поближе познакомиться с его потребительскими свойствами, сэкономить время на приобретение товаров, получить на кассовом чеке детальную информацию о покупке.
Автоматизация процессов в розничной торговле позволила сделать магазины удобными и простыми в управлении. Заведующая магазином в режиме реального времени наблюдает за товародвижением и ходом продаж, вовремя принимает решение о пополнении запасов.
Внедрение электронной почты в магазинах самообслуживания Монастырщинского и Шумячского райпо позволило заказывать товары для магазинов непосредственно у поставщиков.
Потребительская кооперация работает в условиях жесткой конкуренции.
Вложенные в развитие торговли средства повысили конкурентоспособность кооперативных магазинов, что позволило в 2008 году обеспечить достаточно высокие темпы развития розничного оборота. В 2008 году рост в действующих ценах составил 123%, в сопоставимых — 105%.
Важным показателем эффективности работы розничной торговли является оборачиваемость товаров. За 2008 год она составила 36 дней и по сравнению с предыдущим годом «убыстрилась» на два дня, что позволило получить дополнительно 454 тыс. руб. дохода. Вместе с тем необоснованно высокие товарные запасы в течение года имели Краснинское райпо (свыше 50 дней), Демидовское, Сычевское, Хиславичское райпо (свыше 40 дней). Это свидетельствует о том, что работники коммерческих служб этих райпо так и не изменили несовременный стиль работы и товары по-прежнему закупаются для «ассортимента», а не для быстрой их реализации и получения максимальных доходов.
На прошедшей недавно мобильной научно-практической конференции на базе предприятий Монастырщинского и Шумячского райпо, сказала даже центральная пресса, был рассмотрен вопрос о повышении роли производства и общественного питания в формировании собственных товарных и финансовых ресурсов потребительских обществ. Участники конференции на практике увидели широкий ассортимент и высокое качество продукции, вырабатываемой в этих райпо. Удельный всех собственных ресурсов в розничном обороте Монастырщинского райпо составляет 20%, или каждый пятый рубль; в Шумячском - 16%. Население районов высоко оценивает качество и ассортимент продукции райпо и с удовольствием покупает ее в предприятиях общепита и продовольственных магазинах. Мы должны переломить устаревшую психологию, что «чужая» продукция лучше, чем «своя».
Торговля продукцией собственного производства, а также мясом, салом, другими сельхозпродуктами должна сделать кооперативные магазины более привлекательными для населения.
Большие резервы у аптечного бизнеса. На сегодняшний день в системе работают 26 аптечных пунктов. Рост объема товарооборота к предыдущему году – 153%. В экономической целесообразности данного вида деятельности убедились все. И даже в условиях экономического кризиса темпы роста оборота продолжают оставаться очень высокими (за январь-май - 140%). Вывод: там, где есть по одной аптеке, надо открыть ещё две-три, в тех райпо, где нет ни одной – немедленно открыть.
Советом облпотребсоюза принята «Программа развития торговой сети и внедрения самообслуживания» на 2009 год. Она предусматривает открытие как минимум 20 новых магазинов и трех аптечных пунктов, реконструкцию 62 действующих предприятий, перевод на работу по методу самообслуживания 29 магазинов. Планируемый обьем капиталовложений составит 48 млн. руб.
В соответствии с концепцией развития потребительской кооперации до 2015 года в системе Центросоюза планируется создание сетевой розничной торговли. Важная роль в этом будет принадлежать крупным логистическим центрам, которые должны закупать товары для розницы по лучшим ценам, чтобы иметь высокую коммерческую маржу, формировать для магазинов единую ассортиментную матрицу товаров, обеспечивать доставку товаров в магазины с наименьшими затратами.
Определенный опыт в этом направлении у нас накоплен на «Смоленской универсальной базе».
Уровень централизованной доставки товаров до райпо составил более 70%. Уже год по договоренности с райпо база ведёт поставку товаров напрямую в 30 крупных магазинов системы. Всё это позволило ускорить процесс товародвижения и сократить транспортные расходы потребобществ.
В минувшем году оптовые базы облпотребсоюза (Смоленская и Рославльская) закупили централизованно для системы товаров на 606 млн. руб. Рост в действующих ценах составил 132%, в сопоставимых — 112%.
- А как разрабатываете жилу общепита?
- В прошлом году отрасль общественного питания обеспечила высокие темпы роста оборота, особенно по выпуску продукции собст¬венного производства. В действующих ценах рост составил 134%, в сопоставимых -110%. Этому способствовала большая работа по обновлению материально-технической базы предприятий, приобретению современного высокопроизводительного и энергосберегающего оборудования, совершенствованию технологических процессов. Объем вложений в отрасль в отчетном году составил 10,7 млн. руб., что в 1,7 раза больше 2007 года. Наибольшие вложения произведены в ремонт ресторана в Демидове, столовой в Починке, кафе в Кардымове и Ельне. Потребительские общества начали более активно применять опыт работы Монастырщинского райпо по увеличению производства в общественном питании мясных полуфабрикатов, мучных кондитерских изделий и реализации этой продукции через розничные торговые предприятия.
Сегодня основная задача состоит в том, чтобы увеличить удельный вес собственной продукции в общем обороте отрасли до 70%, выработку мясных полуфабрикатов увеличить минимум в 1,7 раза, постоянно иметь в магазинах широкий ассортимент собственной продукции, обеспечивать заготовку и переработку на межсезонный период огурцов, моркови, свеклы, капусты.
В текущем году приобретём (и уже приобретаем!) 90 единиц оборудования, произведём ремонт в 33 предприятиях, откроем семь новых объектов. На эти цели планируется направить 16,7 млн. руб.
Что касается промышленности, то объем продукции составил 360 млн. руб. с ростом 25% в действующих ценах, в том числе, в хлебопечении – 285 млн. руб. с ростом 24%. По выработке продукции выполнены планы, и достигнут рост к 2007 году по макаронным изделиям, мясным полуфабрикатам, кондитерским изделиям, солению рыбы.
Активная работа по реализации хлебобулочной продукции за пределы кооперативной системы проводилась Духовщинским, Руднянским, Хиславичским, Шумячским потребительскими обществами. Их обьемы поставки сторонним организациям составили от 45 до 65% от общей выработки при среднеобластном показателе 34%.
- Центросоюз РФ предлагает уделить особое внимание заготовкам…
- Абсолютно верный вектор развития потребительской кооперации! Исходя из этого, мы уже в 2008 году активизировали здесь работу с населением.
Объем закупок составил 309 млн. руб., с ростом 26% в действующих ценах, в том числе закупки от населения составили 80 млн.руб. с ростом 44%.
Объем заготовок мяса достиг за прошлый год 1547 тонн, что на 13% выше уровня 2007 года.
Лучше всех работало с населением по закупкам мяса Починковское райпо, которое возглавляет Виктор Водкев, закупившее 71 тонну мяса у населения, а общий объем закупок мяса превысил 201 тонну. В райпо отлажена цепочка «заготовки-переработка- реализация». Закреплены на постоянной основе три единицы автотранспорта, имеется два заготовителя, передвижной скотоубойный пункт. Реализация охлажденного мяса и полуфабрикатов осуществляется через специализированный магазин, отделы и предприятия общественного питания.
По опыту работы коллег отк¬рыты отделы по торговле мясом в Монастырщинском, Ершичском, Шумячском, Гусинском потребительских обществах, а также появились магазины «Кулинарии» в Рославльском и Велижском райпо.
Несмотря на увеличение закупок мяса, товарные ресурсы у населения мы осваиваем всё ещё слабо. Наш Губернатор Сергей Владимирович Антуфьев 2009 год объявил на Смоленщине Годом развития личного подворья. Так что кооперация здесь может сказать своё веское слово. Потребительским обществам необходимо активно работать с сельскими жителями по выращиванию свиней и крупного рогатого скота для нужд потребительской кооперации на договорной основе, резко поднять уровень закупок молока, овощей, грибов, картофеля, заготовок макулатуры, кожсырья.Хотя (не в качестве оправдания) скажу: у нас сегодня уже заключено по области более 4000 договоров конт¬рактации!
- Виктор Григорьевич, каково экономическое лицо потребительской кооперации Смоленщины на фоне борьбы с кризисом?
- Совет и правление облпотребсоюза постоянно нацеливают кооперативные организации на качество и эффективность работы, укрепление финансового состояния и устойчивости каждой организации, повышение доходов, снижение затратного механизма.
По сравнению с прошлым годом – в 2008-м мы получили прибыли больше на 93 млн. руб. Возросла рентабельность во всех отраслях кооперативного хозяйства.
Дестабилизация финансовой и экономической ситуации страны в условиях всемирного кризиса, конечно же, внесла в жизнь свои коррективы и требует от наших организаций новых подходов и консолидации имеющихся ресурсов.
Но кризис — своего рода проверка на прочность и устойчивость, он определяет, насколько хорошо руководство организации знает свои сильные и слабые стороны и может управлять внутренними и внешними связями. Ведь соль вопроса – ответвенность за судьбу смленской деревни!
Наша задача в условиях кризиса – определить структуру ассортиментного портфеля и его оптимизацию с учетом изменения объемов продаж и цен на закупку товаров. И это касается не только непродовольственных, но и продовольственных групп товаров. В первую очередь, это позволит сохранить платежеспособность и поддержание потоков денежных средств на должном уровне, а также не потерять доходы oт продаж.
Фото Владимира Королёва