Без школьного уполномоченного не обойтись
Анализ обращений, поступающих в адрес уполномоченного по правам человека в Смоленской области, свидетельствует, что уровень правовых знаний населения недостаточен. Почти половина выявленных фактов нарушения прав и законных интересов граждан обусловлена незнанием ими действующего законодательства и механизмов его реализации. Приоритетным направлением деятельности аппарата Уполномоченного по правам человека является правовое просвещение детей. Об этом рассказывает уполномоченный по правам ребёнка в Смоленской области Наталья МИХАЙЛОВА.- 2010 год знаменателен 20-летием присоединения России к Конвенции ООН о правах ребёнка. К сожалению, некоторые положения её до сих пор не реализованы в полной мере. Институт уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса – школьного уполномоченного – показал себя как действенная и эффективная форма правового просвещения обучающихся. Некоторые уполномоченные, избранные из числа учащихся старших классов, ведут работу по распространению правовых знаний среди своих сверстников. Мы оказываем им постоянную методическую и организационную помощь.
- А что делается конкретно?
- Проводятся тематические правовые классные часы, оформляются познавательные стенды, содержащие информацию о правах ребёнка, выставки рисунков и газет, общешкольные недели и декады правовых знаний, ролевые игры, встречи с сотрудниками служб и ведомств, которые по роду своей деятельности связаны с правами детей. Проведена финальная часть многоэтапного правового конкурса инсценированных пресс-конференций по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в нашей области.
- Зачем школьный уполномоченный, ведь есть педсовет, родительский комитет – они призваны защищать права детей?
- Институт школьного уполномоченного достаточно востребован, он является своеобразным связующим звеном между всеми участниками образовательного процесса и позволяет находить компромиссные решения в различных ситуациях. Положительные наработки есть, но чётко отлаженной системы правового обучения и воспитания пока не сложилось. Только в 11 средних школах действуют школьные уполномоченные. Недостаточное распространение находят в школах области правовые компьютерные системы «Консультант» и «Гарант». А их внедрение позволило бы не только эффективно изучать права и свободы человека, но и оперативно знакомиться с вносимыми в действующее законодательство изменениями и дополнениями. Я считаю, что для достижения положительного эффекта необходимо на практике создать реальную единую региональную систему правового всеобуча. Она может быть в рамках мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Повышение правовой культуры населения Смоленской области», а также через правовой портал официального интернет-сайта Администрации области.
- Какими «детскими» вопросами приходится заниматься вам, уполномоченному по правам ребёнка?
- Правовым просвещением как детей, так и родителей. Регулярно посещаю детские учреждения, провожу независимые проверки самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами. Ведётся постоянный мониторинг соблюдения прав детей, восстановление их нарушенных прав на достойное и безопасное детство в семье. Необходимо, чтобы детям были доступны данные о деятельности не только руководства образовательного учреждения, органов образования, но и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, регионального уполномоченного по правам ребёнка. Дети должны знать, куда обратиться в случае конкретной ситуации, жестокого обращения в семье или школе.
- А как позвонить вам?
- 38-00-82.