Статую оленя в Смоленске защитят от вандалов?
Прохожие уже не один день отмечают отсутствие в смоленском парке Блонье всем известного Оленя. Вместо достопримечательности – табличка: «Скульптура «Олень» – на реставрации».Смоленскую знаменитость восстанавливает в Катыни фирма «Олакс». Реставрацией занимается известный смоленский скульптор, член Союза художников России Пётр Фишман (на снимке). Процесс этот непростой, времени займёт около месяца.
Не всё так просто
Накануне Дня города Олень должен занять своё традиционное место на Блонье. А вот каким будет это место – тут мнения расходятся. Перед началом реставрационных работ был разработан эскизный проект, предусматривающий установку скульптуры на постамент из дикого гранита высотой 70-80 сантиметров и разбивку вокруг Оленя цветника или газона. Кроме эстетической, постамент и газон призваны выполнять функции защиты скульптуры от посягательств вандалов.
Буквально на днях до нас дошла информация, что городская администрация отклонила этот проект и предложила установить скульптуру в прежнем варианте, то есть прямо на грунте.
Мнение спасателя
Ситуацию и возможные последствия прокомментировал для «СГ» Пётр Аронович Фишман:
- Да, я слышал мнение городских властей, что «как стоял, так пусть и стоит». Но в таком случае реставрационные работы не имеют смысла. Через какое-то время результаты этих работ могут сойти на нет. Вандалы, которые не перевелись в нашем обществе, загубят скульптуру.
Почему нужны меры по ограждению? Во-первых, это историческая вещь. Это не просто игровая и парковая скульптура, по которой можно лазить, ломать, резать ножовкой, делать всё, что угодно. Это достояние культуры мирового уровня. Ровно сто лет назад её изготовил знаменитый немецкий скульптор Рихард Фризе. Вдумайтесь – 100 лет! Предметы искусства, изготовленные 50-70 лет назад, уже имеют раритетную ценность. Кроме того, состояние скульптуры не позволяет залезать на неё верхом. Если бы только детей сажали, это полбеды. Но ведь залезают взрослые, и не по одному человеку! Вес Оленя – 600 килограммов. Когда мы демонтировали его, было видно, что даже плинт (бронзовая плита, на которой стоит скульптура) продавлен. Уши стёрты почти до толщины фольги. По корпусу уже пошли трещины. Всяческие восседания на скульптуре чреваты её разрушением. Всё, что сможем, укрепим, но это не значит, что мы Оленя полностью обезопасим.
Три пути
Мы беседовали со смолянами по «оленьим» проблемам. Респонденты – самые разные, от чиновников до пенсионеров. По итогам этих бесед определились три точки зрения.
Первая: «Мы на нём выросли, лазили, пусть и наши дети и внуки по нему лазят, с него не убудет!» Ведь даром достался трофей. А трофеи жалеть не принято.
Вторая: Олень как произведение искусства мирового значения требует ограждения от посягательств. Меры могут быть самые различные: от постаментов, ограды и камер слежения вплоть до поста милиции и штрафования за нанесение ущерба.
Третья мера, за которую высказывается директор фирмы «Олакс», на базе которой реставрируется Олень, Олег Аксёнов: необходимо изготовить точную копию скульптуры. Это вполне возможно, сообщил нам Олег Александрович, силами смоленских скульпторов и местного литейного производства. Оригинал Оленя можно будет экспонировать в историческом музее, а копию поставить на старом месте, на Блонье. Изготовлена она будет очень прочно. Уровень мастерства скульпторов и литейщиков позволит изготовить такую точную копию, что горожане даже не заметят подмены.
Да, замечательно, конечно, что оригинал окажется на хранении в музее, однако видеть его будет ограниченное число смолян (многие ведь в музеи просто не ходят). И это ничего, казалось бы, пусть довольствуются копией, но! У нас ведь все хорошие начинания привыкли привязывать к датам. До Дня города остался месяц. За это время копию изготовить невозможно. Установят отреставрированного Оленя на прежнем месте. Пройдут праздничные торжества. И заглохнет вопрос о копии в круговерти будней, в вязи бюрократических согласований. И останется всё, как есть, на следующие десять лет. Покуда скульптура Рихарда Фризе окончательно или не развалится и не будет растащена на металлолом. 600 килограммов цветного металла – не шутка!
Как реставрируют Оленя
...Из обрубка рога Оленя реставратор Фишман вынул огромную пластиковую бутылку и горсти смердящих окурков. Затем была изготовлена и закреплена на скульптуре проволочная арматура для недостающей части рога.
Из пластилина выполнен макет рога (см. снимок). Этот макет облепят гипсом и будет изготовлена форма, да не одна. В дальнейшем в застывших формах будут отлиты бронзовые части оленьего рога. Они будут сварены в единое целое. Скульптуру очистят от загрязнений и покроют защитным слоем. Таков вкратце процесс реставрации.