Живые памятники
Об этом месте могли бы ходить легенды. Дубовая роща на окраине Ярцева – уникальный и загадочный объект, настоящий подарок для исследователя аномальных явлений природы. На небольшом пятачке зафиксирована аномальная активность молний – ни в одну рощу не бьёт так часто, как в эту. Почему? Неизвестно. Учёные строят гипотезы, но точно сказать не могут. Большинство дубов поражено небесным огнём, однако не сгорают дотла, живут. Даже с разваленными надвое стволами. Где ещё такое увидишь? Да как только о феномене ярцевских Дубков станет широко известно, на Смоленщину зачастят исследователи аномальных явлений!Подробное описание Дубков есть в специальной литературе. Однако отыскать загадочную рощу непосредственно «на месте» оказалось непросто. Местные жители, конечно, знают о её существовании, однако очень удивляются: какой в ней интерес для приезжих?
Позже мы узнали, что ориентиром на Дубки служит старая насыпь узкоколейки (куда шла эта «железка» и для чего она служила, так и осталось непонятным), но первоначально приходилось соображать путь «по компасу» да по наитию: полтора километра к юго-западу от черты города, излучина реки Песочной, на севере – старица Вопи. Вот и всё. А вместо дороги – неровная колея в чистом поле.
«Ружьё пристрелять?» - спрашивает нас ярцевчанин, у которого уточняем дорогу, и очень удивляется, когда узнаёт, что мы ищем рощу с мирными целями. Дубки служат привычным тиром для местных охотников, а сам он косит там траву для скотины.
Но вот наконец и Дубки. Удивительный пейзаж! Дубы стоят по одному, их листья ещё не распустились (дело было в мае), поэтому на фоне молодого подроста они кажутся мёртвыми, чужеродными. Эти деревья зазеленеют буквально через неделю-другую, впрочем, и тогда они не сольются с окружающим ландшафтом. Каждое дерево останется индивидуальным и очень величественным.
Местные считают, что этим дубам триста лет. Это, конечно, преувеличение. Просто в России всегда так: если дуб, то обязательно «триста лет». Однако самым мощным из них «всего лишь» хорошо за сто. Старые деревья помнят дореволюционные маёвки рабочих хлудовской мануфактуры. (Ныне мануфактура - Ярцевский хлопчатобумажный комбинат. Кстати, в начале XX века это было самое передовое и высокотехнологичное предприятие на Смоленщине, если возможно такое сравнение, что-то вроде нынешнего ПО «Кристалл»). И уж, естественно, эти дубы помнят мемориальные маёвки 50-60 годов, их тоже проводили в этой роще. Впрочем, в годы войны немцы вырубили здесь много деревьев...
***
Честно говоря, отправляясь в Дубки, мы не особо надеялись увидеть нетронутую природу. Чего темнить, думали, что это место весьма популярно у ярцевчан, в связи с чем ожидали лицезреть кострища, порубки, груды мусора. Однако несмотря на то, что совсем недавно были праздники, а погода в эти дни стояла хорошая, следов пребывания туристов оказалось немного, и те, скорее, прошлогодние. Вот удивительное дело: уникальный по красоте мистический объект, а не вызывает интереса! Избалованные эти местные...
Наверное, Дубки спасает то, что роща на пару километров удалена от города, а ближе есть немало лесопарковых зон, куда можно отправиться «на природу». И это просто подарок судьбы. Но всё может измениться. Вспомним весну 2008 года, когда было высказано намерение региональной администрации и правительства Москвы, которому принадлежит крупнейшее здешнее предприятие - Ярцевский литейный завод, поднять численность города до 100 тысяч человек, иначе говоря, вдвое. Конечно, кризис затормозил амбициозную перспективу, но ведь её озвучили солидные люди, они слов на ветер не бросают. Так что в будущем Ярцево ожидает серьёзный рост населения, притом это население явно окажется пришлым. И уж оно точно не будет бережливее, чем местные жители, по отношению к неродному им ландшафту. Что тогда станет с Дубками?
***
На карте Смоленщины немало мест, которые так же, как и Дубки, привлекательны с эстетической точки зрения, имеют свою историю и даже тайну. Сворачиваем с Москва-Минской автомагистрали на Демидов, машина идет чуть в горку, но это горка непростая. Здесь проходит водораздел двух наших главных бассейнов – Черного и Балтийского. Иначе говоря, по одну сторону небольшой гряды все ручейки будут собираться в речки, которые затем впадут в Днепр, а далее их вода потечет на юг, в Черное море, а вот буквально через сотню метров, по другую сторону гряды, такие же ручьи уже потекут на север и соберутся в Западную Двину, что несет свои воды в Балтику. И это строго установленный научный факт. Впечатляет!
А «великий ветрораздел», который также проходит по территории области чуть севернее? «Великим ветроразделом» учёные образно называют ось Воейкова, открытую прославленным русским климатологом. Условная атмосферная линия служит своеобразным коридором, вдоль которого с запада на Восточно-Европейскую равнину шествуют циклоны, сталкиваясь в нём и расходясь по разным направлениям. Вот почему у нас над северо-западными районами всегда идут дожди, а местные жители, демидовцы-поречане, не первое столетие специализируются на выращивании огурцов (зелёным молодцам, как известно, нужна влага).
А Семлёвское озеро в Вяземском районе? Якобы именно в нём бежавший из Москвы Наполеон утопил обоз с награбленными драгоценностями. Энтузиасты-историки предпринимают попытки отыскать сокровища, но пока безуспешно. Метровые залежи уникального ила – сапропели – не пробить даже современным сканером. Уникальное озеро (кстати, тоже памятник природы) вот уже много лет влечёт на свои берега авантюристов. И не только тех, кто живет поблизости.
И, конечно, самым «туристическим» объектом природы на нашей территории мог бы стать исток Днепра. Река, объединяющая славянские народы, весьма почитаема всеми сторонниками возрождения былого братства. Вот только почитать её принято как-то заочно. А почему бы не у истока? Тем более что он, в отличие от основной протяжённости этой реки, находится на территории России.
Смоленщина - богатая и знаменитая земля, но в основном мы вспоминаем её историко-культурное наследие, а между тем для полноценного развития туризма есть и природный потенциал. Красивейшие озёра на севере региона, не менее красивые – в Руднянском районе, на западе; загадочные объекты природы в центральной части области; удивительные места по берегам Угры, на востоке; исток Днепра – всё это может привлекать увлечённых людей со всей страны, оживить внутриобластной туризм, служить рекреационными площадками для местного населения, стать объектами показа для школьников. Конечно, эти удивительные памятники не превратят окружающие их территории в «Нью-Васюки», но почему бы не использовать ресурс, который любезно предоставлен нам самой природой?..
Как их охраняют и используют на Смоленщине
Регион проводит инвентаризацию памятников природы. Профильный департамент разослал главам районных администраций письма с просьбой проверить их состояние и отыскать организации, готовые взять над ними шефство.
К памятникам природы относят уникальные, оригинальные, невосполнимые и ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты искусственного происхождения (пруды, парки, посадки деревьев). Статус памятника природы позволяет совмещать их охрану и использование прежде всего в образовательных и рекреационных целях.
Численность памятников природы на территории области – особый вопрос. В изданиях Государственного комитета по охране окружающей среды Смоленской области (структура, в 90-е годы отвечавшая «за природу») каждый раз отмечалось их разное количество и состав. Показатели гуляли, причём существенно. В 1997 году на Смоленщине 130 памятников природы, в 1998 году – 124, в
1999-м – 90. В один год в их число включают объекты, находящиеся на территории областного центра, в другой год их из списка исключают. Так, например, парк 1100-летия Смоленска, в котором весной этого года вырубили несколько сотен деревьев (прокуратура занялась данным случаем), тоже одно время числился памятником природы, но позже он им быть перестал. Случай не единичный. И как в такой ситуации проводить ревизию – непонятно.
Выход нашли простой. Как рассказала корреспонденту «СГ» специалист областного Департамента по природным ресурсам Светлана Чмурова, вернулись к данным 1981 года – времени, когда был сформирован список памятников природы советской поры. Таким образом приняли, что на территории Смоленщины находятся 102 памятника природы, из них 59 имеют региональное значение, то есть в свое время были выделены решением областного исполкома и, значит, находятся под протекторатом области, а остальные – местное (инициаторами их создания были районные власти). Но все ли они сохранились сегодня? Для «живых» памятников вопрос не праздный.
По словам эколога, многие руководители районов без энтузиазма восприняли идею инвентаризировать находящиеся на их территориях памятники природы. Ведь мало их «пересчитать», необходимо ещё найти тех, кто будет поддерживать объекты в надлежащем состоянии. А с этим всегда были проблемы. Изначально памятники природы были закреплены за отдельными организациями, предприятиями, хозяйствами, в обязанности которых вменялось обеспечение их сохранности. Этим всё и ограничивалось. Только немногие проявляли реальную заботу о памятниках природы, и то лишь в первые годы после закрепления. Основная часть оставалась без надзора. А сегодня давно уж нет тех организаций, и неизвестно, кому и на каких условиях передавать эти памятники.
Но главное – статус памятника природы не работает из-за отсутствия правовой базы: в области нет конкретизирующего Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» законодательства. И хотя намерение «защитить экологию» декларируют все действующие на Смоленщине политические партии (а некоторые, наверное, и на деле готовы взять под опеку отдельные памятники, как, например, «Единая Россия», которая озаботилась состоянием береговой линии Днепра), шагов к изменению ситуации не видно. Возможно, когда на руках у специалистов будет полная информация об уникальных природных объектах региона, такое законодательство появится.
Павел ФИЛИППОВ
Призрачный Прозрачный и эталонный Микулинский
- С памятниками природы много непонятного, - говорит доктор географических наук, профессор Виктор Шкаликов (на фото). Группа ученых под его руководством проводила инвентаризацию этих объектов, однако в 2004 году из-за недостатка государственных средств работа была свёрнута и полностью не завершена. – В 90-е годы некоторые из них лишали статуса памятника даже без консультации с учёными. Да и вводили их в 70-80-е годы тоже порой с изрядной долей субъективизма. Общество охраны природы подняло волну, местные органы власти получили указание, и пошло… В результате среди смоленских памятников природы мало тех, которые имеют научный и познавательный интерес. При их выделении часто не производилось описание, не определялись границы и занимаемая площадь. Не было даже данных о том, что же послужило основанием для придания объекту охранного статуса. Одни на поверку оказываются вполне заурядными, другие уже не выполняют свои функции. Доходит до смешного: много лет в списке памятников природы числится водоисточник Прозрачный вблизи Ярцева. Проверили и выяснили - сегодня не сохранились даже следы этого родника!
Наши исследования показывают, что в категорию гидрологических памятников природы достаточно обоснованно включены 27 наиболее привлекательных смоленских озёр, а вот что касается прудов и отдельных родников, то выделение их не всегда представляется справедливым. Среди памятников природы ботанического профиля преобладают парки дворянских усадеб. Их в списке 34, почти все имеют региональный статус. Выделение некоторых из них также является спорным, главным образом по причине их современной деградации. Для многих отсутствует информация о прошлом состоянии, утрачены сведения о связанных с ними интересных исторических событиях. Из остальных 24 ботанических памятников 14 представлены берёзовыми рощами, являющимися мало примечательными насаждениями естественного происхождения. Заметно выделяется среди ботанических памятников лесной массив «Загон» в поселке Дугино с уникальными насаждениями лиственницы сибирской, кедра, сосны Веймутова и других пород. Этот объект находится под надзором местного лесхоза.
Комплексные памятники природы представлены в основном прудами с прилегающими к ним лесными насаждениями зон отдыха. Пять из десяти этих памятников находятся в Смоленске и Смоленском районе. Среди них озёра Кривое, Ключевое, Дубровенское, Астрогань с прилегающими лесными массивами.
На территории области нет ни одного не только регионального, но даже местного памятника природы геологического профиля, несмотря на то, что у нас находятся уникальные объекты, такие, как, например, имеющий широкую научную известность Микулинский разрез межледниковых отложений (Руднянский район). Во всём мире геологический период, когда они, эти отложения, образовались, называют Микулинским, а сам разрез признают эталонным!
Ухудшение состояния памятников природы становится наиболее заметно с начала
90-х годов. Предприятия и организации полностью прекратили и без того слабый контроль и уход за ними. Не соблюдались простейшие меры охраны. Так, во многих усадебных парках пасли скот, строили дома, рубили деревья. С исчезновением деревень некоторые памятники оказались в труднодоступных местах, вдали от населённых пунктов. Постепенно прилегающие к ним территории зарастали кустарником и мелколесьем, в связи с чем возникли трудности определения их местонахождения. Некоторые уже через несколько лет будет сложно найти, так как они войдут в состав окружающих их естественных насаждений, изменив при этом свой породный состав деревьев.
Негативная тенденция в основном относится к ботаническим памятникам природы, а вот гидрологические имеют более оптимистичные перспективы. В последние десятилетия заметно улучшилось качество воды во многих озёрах, так как уменьшились поступления в них ядохимикатов и минеральных удобрений. В ряде водоёмов стало больше видов рыб. Однако в городах и парки, и водоемы, отнесенные к категории памятников природы, находятся в крайне плачевном состоянии и утрачивают свои рекреационные функции.
Общий вывод профессора Шкаликова прост: после детальной ревизии систему смоленских памятников природы необходимо существенно пересмотреть, секвестрировать примерно пятую часть, а главное, грамотно вписать её в общую систему особо охраняемых природных территорий региона.