Рафаилов клад
Прошло много лет. Храмы и монастыри открылись вновь. Среди жителей Рославля распространилось предание о том, что якобы настоятелю монастыря о. архимандриту Рафаилу Баутину удалось спрятать часть монастырского серебра. Предание это перешло в легенду, которая жива и в наши дни. Именно об этой легенде и пойдет речь ниже. Но сначала небольшой рассказ о монастыре, о том, что хранил он долгие годы до революционного переворота.Есть в Рославле обитель старинная…
На высоком берегу речки Становки расположился в Рославле Смоленской губернии Спасо-Преображенский монастырь. Время его основания неизвестно, но существует мнение о том, что он был здесь задолго до 1560 года. В XIX веке в городе существовала легенда о происхождении монастыря. Её приводит в своей книге «Опыт исторических записок о городе Рославле» историк Сергей Ракочевский: «В середине XV века на месте монастыря был сплошной лес. Однажды там охотился кухарь, т.е. повар боярина, и на него напал медведь. Кухарь погибал, но проходившие мимо него старики-крестьяне отогнали медведя. В благодарность за свое спасение кухарь построил на этом месте богадельню для престарелых. Она существовала около ста лет. Постепенно среди обитателей богадельни стали появляться старцы-богомольцы. Они выстроили деревянную церковь святого пророка Ильи. Это и послужило основанием монастыря».
В эпоху смуты, в 1611 году, монастырь был разрушен и при поляках не восстанавливался. Позднее была построена деревянная церковь Преображения Господня, деревянная колокольня, восстановлены кельи, весь монастырь был обнесён деревянной оградой. Он существовал и после того, как в 1634 году Рославль вновь отошел к Польше. В XVII веке образовалась Лобырева слобода, где жили ремесленники, работающие на монастырские нужды. После возвращения Рославля в состав России в 1639 году монастырь получил жалованные грамоты на пустоши в деревне Любовке и подмонастырской слободе.
В середине XVIII века в монастыре поживали 11 монахов, ему принадлежали 85 душ вотчинных крестьян и 7 десятин земли.
В 1764 году, после секуляризации церковных земель Екатериной II, Рославльский монастырь перешёл в разряд заштатных и должен был существовать только на собственные средства. В конце XVII века он был упразднён.
Вновь монастырь был открыт в начале XIX века, после чего рославльчане обратились к его настоятелю с просьбой построить каменную церковь, для чего был начат сбор средств на строительство. В 1819 году собор был построен и освящён.
Рославльский Спасо-Преображенский монастырь в течение нескольких веков был маленькой неприметной обителью. Как и многие небольшие монастыри, в меру своих сил и возможностей он служил Богу и России молитвой и делом. В середине XIX века Рославль начал значительно развиваться, в первую очередь это отразилось на храмах города и Спасо-Преображенском монастыре. Люди жертвовали деньги на колокола, иконы и многое другое. Также были пожертвованы монастырю две особенно ценные иконы, украшенные серебряными ризами, инкрустированными драгоценными камнями. Приведу описание этих удивительных святынь.
Тихвинская Богоматерь
«По правую сторону дверей, разделяющих два придела и ведущих из трапезной церкви в настоящую, устроена при стене резная позлащённая сень, увенчанная таковою же короною и опирающаяся на две витые позлащённые колонны с капителями коринфского ордера. Под сенью в позлащённом киоте икона Богоматерь Тихвинская с изображением вокруг Ее чудес, написанная на клеенке в серебряной позлащённой ризе, с двумя таковыми же венцами, в коих весу девять фунтов. Сверх сего на венце Божией Матери имеется круглая звезда, составленная из крупных стразов; на груди Ее три мелких бриллиантовых камня, на правом плече звезда, круг коей из мелких стразов, а середина из семи хрустальных камешков в виде изумруда, на руке Её круглограненый изумрудный камень, также в виде изумруда, обложенный вокруг мелкими стразами. В венце Спасителя над ликом круглый светло-синий камень в виде сапфира, а по сторонам мелкие гранаты, на плече Спасителя стразовая звезда с топазом».
Теперь несколько слов о второй не менее интересной иконе святой великомученицы Варвары.
Как и Тихвинская икона Богородицы, по преданию, она была принесена в Спасский монастырь Рославля юродивым. О чудесах, сопутствующих появлению этой иконы, настоятель игумен Назарий в отчете на имя епископа Иосифа не упоминает. В отчетах игумена Иллариона Летяги о ней также нет упоминания. Возможное время появления – первая половина XIX века.
До революции икона почиталась богомольцами и была украшена серебряным окладом. Вот как об этом нам сообщает «Книга для главной описи церковного имущества» по Преображенскому монастырю: «По левую сторону дверей, ведущих из трапезной церкви в настоящую, в позлащённом, с резными украшениями киоте образ великомученицы Варвары, с изображением чудес её. Вся икона в серебряной позлащённой ризе, в коей весу 5 фунтов 12 золотников».
После прихода к власти большевиков православная церковь фактически была поставлена вне закона. Храмы и монастыри разрушались, а священники подвергались репрессиям. Монастырь был за¬крыт 16 августа 1929 года.
В 1929 году в здании монастыря разместился музей истории и природы края, но побыл он здесь недолго и вскоре переехал в здание бывшей городской гостиницы, в которой находится и по сегодняшний день. Во время Великой Отечественной войны в здании монастыря образовался Спасо-Преображенский приход.
Возрождение монастыря началось в 1996 году. 28 декабря 1996 года на заседании Священного синода РПЦ было принято решение о возобновлении монастыря в городе Рославле Смоленской области. Настоятелем был назначен игумен Сергий (Зятьков), с января 2007 г. – архимандрит.
Вернёмся теперь к основному нашему вопросу о происхождении Рафаилового клада. Время появления легенды – это время изъятия церковных ценностей из храмов Рославля. Считаю необходимым привести фрагмент главы «изъятия ценностей» из книги Рафаила Ивочкина «Крестный путь архимандрита Рафаила Баутина».
«В Рославле изъятие ценностей прошло без столкновений. Епископ Рославльский Вениамин обратился к пастве с воззванием о передаче ценностей на нужды голодающих.
Монастырь не владел большим количеством золотых изделий, но много было серебра. Автору работы («Крестный путь архимандрита Рафаила Баутина». – Авт.) приходилось слышать рассказы пожилых прихожан о том, что действительно монастырь владел серебряными окладами икон, крестами и так далее. Рассказы эти подтвердились архивными документами. По описи, хранящейся в Российском государственном историческом архиве, видно, что в монастыре было серебряных изделий общей массой 38 килограммов. Чтимые иконы Тихвинская и св.Варвара были украшены серебряными ризами и бриллиантами, топазами и изумрудами. Изъятие прошло спокойно, если были какие-то народные волнения по этому поводу, то весьма незначительные. В одном документе, написанном рукой архимандрита, видно, что изъятие прошло благополучно.
Но в другом документе (это заявление протоиерея П. Ширяева на имя уполномоченного ГПУ) мы видим следующее: «При изъятии ценностей в монастыре, при попытке приступить к изъятию власти гражданской толпой не были допущены, после чего архимандрит Рафаил служил благодарственный молебен».
Зная о том, что Ширяев в дальнейшем примкнул к обновленцам и старался оклеветать настоятеля монастыря перед властями, можно заключить, что это не что иное, как клевета. Тем более ни в одном обвинении отца Рафаила совет¬ской властью нет даже упоминания об изъятии ценностей. И только в одном протоколе сделана приписка после записей уполномоченного. Да и дела по обвинению в утаивании, нежелании передачи и сопротивлении перед властью при изъятии нет».
В поисках Рафаилова клада
Легенда о Рафаиловом кладе гласит о том, что отец архимандрит Рафаил успел спрятать часть серебра и ценные иконы перед изъятием церковных ценностей. Существуют несколько версий о местонахождении клада.
Версия первая
С давних времён бытует в Рославле предание о существовании подземного хода, ведущего ко всем храмам и некоторым городским зданиям. Как раз в этом месте находятся спрятанные архимандритом сокровища: в разных частях этого хода, в специально изготовленных тайниках. Этот подземный ход никто не мог найти, возможно, он со временем обрушился в некоторых местах и сокрыл монастырский клад. Напрасно жители Рославля пытались найти сокровища, как они ни старались – все поиски оказались безрезультатными.
Версия вторая
В 1857 году в память об окончании строительства Московско-Варшавского шоссе на территории Рославльского Спасо-Преображенского монастыря была возведена часовня в честь святого благоверного князя Александра Нев¬ского, в 1872 году освящена уже как церковь. Храм этот небольшой, очень уютный, он не вмещает в себя большое количество людей, поэтому богослужения проводятся в нём лишь в престольный праздник. Именно в этом храме провёл свои последние дни отец архимандрит Рафаил, отсюда возникло утверждение, будто бы монастырское имущество зарыто под полом Александро-Невской церкви монастыря. При ремонте монастыря пол был вскрыт и заменён, но, как ни странно, ничего не было обнаружено.
Версия третья
Некоторые пожилые прихожане высказывают мнение, что клад находится в самом Спасо-Преображенском соборе Рославльского монастыря. В нём при входе на хоры, в стенах узкого хода есть два отверстия, в которых и прятал архимандрит золото и камни. Также не исключают возможность нахождения клада в подвальном помещении монастыря.
Версия четвёртая
До революции рядом с монастырём протекала речка Становка, в процессе изменений природного и архитектурного ландшафта она значительно обмелела, и образовался пруд. В советское время он был приспособлен под каток, но впоследствии снова зарос травой и кустарниками. Быть может, в этом пруду и почивает клад, так долго не дававший покоя гражданам города?
Версия пятая
После закрытия монастыря в 1929 году в его помещениях разместился музей. Многие иконы продолжали находиться в монастырском соборе, а кабинет директора музея находился в алтарном помещении храма. По разным данным, в музее творился полный беспорядок: устраивались попойки, оргии и т.п. Всё это продолжалось до того, пока не застрелился директор музея Борис Соколовский по невыясненным причинам. Музей был переведён в здание бывшей городской гостиницы. Возможно, именно директор музея мог припрятать монастырское серебро и некоторые драгоценности.
Однако это только догадки!
Как бы то ни было, а легенда о Рафаиловом кладе продолжает ходить по городу Рославлю. Зная о том, что в монастыре хранятся некоторые серебряные изделия и предметы, принадлежавшие монастырю до революции, можно сделать вывод, что некоторую их часть настоятель успел передать верным людям, которые после падения безбожной власти возвратили в монастырь хранимое.
Константин ЗАБЕЛИН