Гнёздовские герои
Сегодня, когда в России впервые на государственном уровне отмечается День партизан и подпольщиков, на здании Центральной библиотеки Смоленского района, которая находится на окраине Гнёздова, в Батеках состоится открытие мемориальной доски, посвящённой памяти героев гнёздовского подполья.В годы Великой Отечественной войны на территории области во время оккупации действовали 32 подпольных райкома партии, горком партии, 16 подпольных райкомов комсомола, 119 партизанских отрядов и более 100 подпольных организаций.
Решением Государственного комитета обороны СССР от 30 мая 1942 года при военном совете Западного фронта был создан Западный штаб партизанского движения. Ему были подчинены все партизанские отряды и подпольные организации, которые действовали в полосе Западного фронта.
По решению обкома ВКП(б) в июле 1942 года был создан Смоленский партизанский отряд из жителей обастного центра и Смоленского района. Ядро отряда составили комсомольцы-подпольщики из Смоленска, Красного Бора и Гнёздова. К концу июля 1942 года в отряде было 70 человек.
Смоленский партизанский отряд проводил боевые операции на большаке Смоленск – Каспля, на магистрали Москва – Минск, в Ольше, Кувшинове, Чабурах, Замошье, Холме, Куприне.
Только в июне-августе 1942 года партизанским отрядом было проведено 19 боевых операций против врага и предателей родины. Было уничтожено много боевой техники и живой силы противника.
В Смоленске в период оккупации действовало подполье. Установлено до 40 групп, в которые входило несколько сотен патриотов.
К зиме 1941 года подпольные группы возникли на железной дороге в Смоленске и пригородах: Серебрянке, Красном Бору, Колодне, Софиевке, Гнёздове, Шейновке. Группами руководил подпольный партийный центр, имевший связь с обкомом ВКП(б) и со штабом партизанского соединения quot;Батяquot;.
Подпольные группы в Гнёздове и Красном Бору возникли в октябре-ноябре 1941 года, вскоре они объединились в одну организацию. По своему составу организация была молодёжной, но руководящая роль в ней принадлежала коммунистам.
Одной из первых возникла гнёздовская подпольная группа. Организовали её комсомольцы: студент Смоленского мединститута Иван Андреев и выпускники-десятиклассники Василий Анисимов и Михаил Иванов. В подпольную группу входили комсомольцы-студенты смоленских вузов Люба Подало, Надя Савкина, Нина Чуркина, Андрей Иванов, ученики средних школ Николай Архипенков, Люба Ченцова, Сергей Ходченков, братья Лев и Виталий Чепиковы, колхозники из quot;Красной Зариquot; Пётр Евтушенков, Нил Фирсенков, Тимофей Мокрецов, Иван Хамцов и другие.
К весне 1942 года группа гнёздовских подпольщиков насчитывала 18 человек. Подпольщикам необходим был радиоприёмник. Анисимов знал, что у соседа-железнодорожника, который эвакуировался с семьёй на восток, был приёмник на батарейках. Ночью ребята пробрались в дом с заколоченными окнами. В чулане среди хлама отыскали приёмник, но он оказался неисправным - не было питания. Приёмник ребята отнести Анисимову. Василий ещё в школе занимался в радиокружке. Целыми днями друзья возились в сарае: паяли, резали, клеили, накручивали какие-то катушки. Со станции Гнёздово принесли старые батареи, которые немцы выбрасывали из-за непригодности. И приёмник ожил!
Подпольщики стали слушать голос родной Москвы. Сводки Совинформбюро становились известны жителям Гнёздова.
Вскоре стало известно, что недалеко действует партизанский отряд. Гнёздовские подпольщики начали собирать оружие. В прибрежных кустах лозняка возле Днепра, в густых зарослях кустарника, которые покрывали древние гнёздовские курганы, нашлись и винтовки, и ящики с гранатами, и пулемёты. Собранное оружие комсомольцы прятали по домам, укрывали в тайниках. Молодые ребята сначала действовали неосторожно: ходили друг к другу, собирались открыто и не скрывали, что слушают Москву. Но случай заставил подумать о многом и заняться конспирацией. В один из дней в дом Василия Анисимова нагрянули немцы. Переводчик потребовал сдать приёмник. Оказалось, нашёлся предатель, который донёс коменданту, что в доме Анисимовых бывают сходки молодёжи.
Василий не растерялся. Он принёс из сарая старый разбитый приёмник и передал его немцам, заявив, что эту штуковину он нашёл в овраге и взял ради любопытства.
Немцы поверили, успокоились и ушли, но строго предупредили, чтобы молодёжь в доме больше не собиралась.
Товарищи по подполью рассказывали об Анисимове: quot;У Василия было очень много гордости за всё наше, советское. Фашистов он ненавидел всей душой и часто говорил: quot;Нет, не будет им покоя на нашей земле. Многие найдут себе здесь могилуquot;.
Одевался он всегда в черную косоворотку и черные брюки, будто носил траур. Василий часто совершал дальние и ближние прогулки, бывал в Красном Бору, Дубровенке и других местах.
На железнодорожной станции Гнёздово стояли теплушки, где жили поляки-железнодорожники. Они ненавидели фашистов и всячески вредили им.
Поляки были связаны с Василием Анисимовым, получали от него листовки. Известно, что был подготовлен массовый уход поляков к партизанам, но помешали начавшиеся аресты.
В начале июля 1942 года девушка-разведчица Мария Ходченко принесла весть о том, что всем надо уходить в лес. В лес решили уходить по два-три человека. В Гнёздове должен был остаться Ваня Андреев - для связи. В ночь накануне ухода Василий Анисимов не сомкнул глаз. Утром надо было проверить, ушла ли первая партия.
В четыре часа утра раздался сильный стук в дверь. Василий подумал, что вызывают отца на работу. Такое случалось часто. Но когда он открыл дверь, в комнату ворвались фашисты. Гнёздовские подпольщики были арестованы. Страшным пыткам подвергли палачи молодых героев, но ни один комсомолец не нарушил своей клятвы. Фашисты не смогли сломить их дух и железную волю. Измученных, изуродованных подпольщиков вывели на казнь. Они шли в последний путь с высоко поднятыми головами. Торжественно и печально неслась их песня:
Замучен тяжёлой неволей,
Ты славною смертью почил,
В борьбе за рабочее дело
Ты голову честно сложил…
Погибли А. Никонов, К. Сергеев, В. Анисимов, М. Иванов, И. Андреев, Н. Архипенков, С. Ходченков, Н. Чуркина.
В посёлке Гнёздово на улице Южной при ремонте дома из тайника выпал свёрток. В нём оказались комсомольский билет и характеристика на ученика десятого класса Красноборской средней школы Василия Михайловича Анисимова. В тайнике они пролежали с июля 1941 года, когда в Гнёздово ворвались фашисты. Эта находка ещё раз напоминает всем нам о героизме гнёздов¬ских подпольщиков.