Александр Логутов: Доверие людей надо оправдывать: именно депутаты должны назначать глав муниципальных образований
Как укрепить вертикаль, как сделать так, чтобы на местах она эффективно служила людям? Первый шаг был сделан по выборам губернаторовна законодательном уровне и утверждению их Президентом Российской Федерации. Теперь стоит вопрос о реформировании органов местного самоуправления муниципальных образований. Он предметно рассматривался в начале декабре и на Совете при Губернаторе Смоленщины. С экскурса
в недавнюю историю и начался разговор корреспрондента «Смоленской газеты» с первым заместителем главы Администрации области Александром Логутовым.
- Александр Иванович, какие были предложения и какие приняты решения по этому поводу?
- Задача обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления определена Президентом Россий¬ской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Послании Федеральному собранию как одна из значимых в вопросе повышения уровня жизни россиян. Поэтому на её решение и направлены инициативы, выдвинутые Президентом, в соответствии с которыми представительный орган наделяется полномочиями заслушивать ежегодные отчёты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, а также полномочиями по принятию решений об удалении от должности руководителей муниципалитетов.
На Совете при Губернаторе области по развитию местного самоуправления обсуждался вопрос о совершенствовании порядка формирования органов местного самоуправления в муниципальных образованиях Смоленской области. И это не явилось неожиданностью. Опыт работы на территории области в 2006-2008 годах выявил предпосылки для изменения действующего порядка формирования органов местного самоуправления, в первую очередь, в отношении глав муниципальных образований.
Подавляющее большинство из них ответственные, серьёзные, профессионально подготовленные люди, но бывают и исключения. К сожалению, сегодня, если глава муниципального образования фактически не выполняет свои обязанности, нет действенных инструментов, которые могли бы заставить его работать. Даже при очевидных просчётах применить к ним процедуру отзыва, предусмотренную законодательством, практически невозможно.
Ещё одним фактором, послужившим причиной инициирования этого вопроса, является участившееся в последнее время по различным причинам досрочное прекращение главами своих полномочий. При этом муниципальный район или поселение долгое время остаются без руководителя. А народ просит порядка!
К тому же муниципальные выборы (тем более дополнительные) требуют финансовых затрат, которые могли бы быть направлены на решение жизненно важных вопросов местного значения.
Предлагаемые изменения порядка избрания главы муниципального образования не противоречат Европейской хартии местного самоуправления. В соответствии с положениями хартии обязательность избрания отнесена в первую очередь к представительным органам, не противоречат они и российскому законодательству.
Учитывая названные обстоятельства, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Сергеем Владимировичем Антуфьевым была выдвинута инициатива об избрании глав муниципальных образований из состава депутатов и назначении представительным органом глав администраций по контракту. Порядок формирования органов местного самоуправления муниципальных образований по решению Совета при Губернаторе области по развитию местного самоуправления рекомендован для муниципалитетов всех уровней. Его механизм состоит в следующем: глава муниципального образования – муниципального района (городского округа), избранный из состава депутатов, возглавляет представительный орган и осуществляет полномочия его председателя на постоянной или непостоянной основе (по решению представительного органа); глава администрации – руководитель исполнительно-распорядительного органа – назначается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
В предлагаемой модели повышается роль представительного органа, а депутаты более активно участвуют в процессе управления, от имени избирателей оценивают деятельность глав муниципальных образований. Это не ущемление демократии, а ее расширение путем включения населения через своих депутатов в управленческий процесс как формирования муниципальной власти, так и контроля за ее деятельностью. Главная цель – побудить муниципальную власть работать более эффективно, работать на население. Если же глава администрации работает плохо, то депутаты могут выразить ему недоверие и отстранить от должности.
- С того времени уже прошло определённое время. Как проходит в области реализация решения Совета при Губернаторе?
- В настоящее время вносятся изменения в уставы муниципальных образований области всех уровней, и они получают поддержку органов местного самоуправления и населения. Соответствующие изменения внесены либо находятся в процессе внесения в уставы практически всех муниципальных районов нашего субъекта Федерации. Однако отмечу, что, скажем, в Монастырщинском районе этот процесс проходит болезненно, и пока глава муниципального образования не считает необходимым реализовывать решение Совета при Губернаторе по развитию местного самоуправления на территории Смоленской области. Честно говоря, вызывает непонимание и позиция отдельных депутатов Монастырщинского районного Совета, которые поддерживают более чем странную позицию главы муниципального образования по данному вопросу и не инициируют окончательное внесение изменений в устав.
В соседней с нами Калужской области уже давно отказались от прямых выборов глав муниципальных образований и администраций: первых выбирают из состава депутатов, а вторых назначают на конкурс¬ной основе. Как показало время, это оправданно.
Не только в Калужской, но и в Тамбовской, Тульской, Белгородской и ряде других областей также отказались от прямых выборов глав муниципальных образований и администраций.
Делегация в составе руководителей муниципальных районов и работников Департамента области по вопросам государственной службы и местного самоуправления ознакомилась с опытом работы Белгородской области. Там данная схема позволила создать единую команду руководителей от уровня субъекта до уровня муниципального района и поселения, эффективность деятельности которой прослеживается во всех отраслях экономики и социальной сферы региона и способствует развитию высокого уровня жизни населения.
Об опыте работы муниципальных образований Смоленщины, таких, как Гагаринский, Починковский районы и город Десногорск, знают в Совете Федерации, их пример позволяет сделать вывод, что предложенная Губернатором области система формирования единого механизма управления областью дееспособна и в конечном итоге должна служить интересам социально-экономического развития области, работать на всех смолян. Обратите внимание: инвесторы идут в первую очередь в те районы и города, где власть предсказуема, пользуется доверием населения и региональных органов власти, т.е. надёжна в реализации своих обещаний и решений.
Например, Гагаринский район. За два года здесь построен фанерный завод, оснащенный самой современной автоматизированной технологией глубокой переработки древесины. Инвесторы вложили в его строительство 6,5 млрд. рублей. Сегодня предприятие уже производит высококачественную продукцию в режиме пусконаладки. В итоге район получил сотни новых рабочих мест и десятки миллионов рублей в местный бюджет. Аналогичные примеры есть в Сафоновском, Ярцевском и других районах области.
На селекторных совещаниях Губернатора с главами муниципальных образований нередко убеждаешься, что далеко не все руководители владеют обстановкой в своих районах. Деловая несостоятельность таких руководителей очевидна. От должности их надо освобождать, но в законодательном порядке.
- Предложенный порядок формирования органов местного самоуправления муниципальных образований в этом поможет?
- Предложенный порядок позволит укрепить систему власти в регионе, сформировать единую стабильную команду управленцев, что, в свою очередь, предполагает единую стройную систему управления экономикой и социальной сферой области. Особенно сегодня, в период кризиса. Мы вынуждены будем принимать и непопулярные решения, пересматривать уже сформированные планы и программы. А если вместо решения конкретных проблем в экономике и социальной сфере районов мы вынуждены будем терять время и немалые деньги на проведение бесконечных выборов, то кроме раздражения людей и нестабильной обстановки на местах ничего не получим. Самостийно выживать в таких условиях будет очень непросто. Чтобы Смоленщина прошла пик экономического кризиса без особых потерь и потрясений, все: и органы государственной власти, и органы местного самоуправления - должны объединить свои усилия ради тех людей, которые уже оказали им доверие и вправе рассчитывать, чтобы это доверие было оправдано.