Война оборвала детство
Детство этих детей прошло не на стадионах и в клубах, а под пулями в окопах и блиндажах, в партизанских лесах. Думаю, что из сынов полков и дочерей милосердия, связных и разведчиков можно составить целую дивизию. Для большинства людей моего поколения годы войны являются тем рубежом, от которого считают всю жизнь: это было до войны, а это – после Победы.Мне было всего 14 лет. Учёба закончилась, впереди летние каникулы, пионерский лагерь в Красном Бору… А оказалось, что попал в лагерь смерти – Смоленское гетто. 27 июня при первом большом налёте немецких самолетов выгорела улица Большая Советская, от знаменитых часов до моста через Днепр. Сгорел и наш дом. Остались вдвоем с мамой без всего: без одежды, еды, крыши над головой, без документов и денег. На время бомбёжки ушли в деревню по Краснинскому большаку, вернулись к обгорелым стенам дома. 17 июля немцы стали устанавливать свой «новый порядок»: на каждом углу разрушенных домов вывешивали объявления – за неповиновение – расстрел, за укрывательство красноармейцев – тоже расстрел. Моментально было организовано гетто для лиц еврейской национальности, мирные люди были обречены на смерть. Мы с мамой – в числе первых жертв.
Зима 1941-42 годов. Начались массовые заболевания, а лекарств никаких, голод и холод страшный. Люди находились у предельной черты. И она, эта черта, подошла. В ночь с 14 на 15 июля 1942 года гетто, где было около 2,5 тысячи человек, уничтожили. Мне одному чудом удалось спастись, я пролежал почти двое суток в картофельной борозде. После двух месяцев скитаний в страхе столкнуться с немцами или полицаями повстречался с группой красноармейцев, попавших в окружение в Белоруссии и пытавшихся пробиться к линии фронта. Но к тому времени фронт отодвинулся далеко на восток, и они приняли решение бороться с врагом с оружием в руках как небольшой партизанский отряд. Командовал капитан Николай Петрович Грицкевич. Идя навстречу моим сердечным просьбам и ясно понимая, что один мальчишка погибнет, они взяли меня в группу. Глубокой осенью 1942 года наш отряд, выросший до 80 человек, вынужден был перебраться в Клетнянские леса, совершив переход в двести с лишним километров. Двигались только ночью, организовывая разведку, уничтожая по пути небольшие группы немцев и полицейские гарнизоны, пополняя оружие и боеприпасы. Влились в состав 2-й Клетнянской партизанской бригады. В её составе – батальон, рота разведки, хозяйственный взвод, медицинский пункт, имелась связь с действующей армией по рации.
Сначала был связным в роте, затем в батальоне. Выдали мне бельгийский карабин и 300 патронов к нему. Все боеприпасы партизаны хранили при себе, специальных складов не было. Участвовал в операции по захвату моста через Ипуть. В зиму 1942-43 годов, когда проходила Сталин¬¬¬-г¬радская битва, партизаны усилили подрывную работу на железной дороге Смоленск – Брянск, по которой направлялись военная техника и войска к волжской твердыне. И самим партизанам пришлось пережить две блокады, немцы пытались нас уничтожить: бросали несколько отборных дивизий СС с артиллерией, танками, полком егерей-финнов. Оцепили многие населенные пункты, перекрёстки дорог, лесные просеки, мосты, разработали детальные планы действий, привлекая полицейские гарнизоны. Но уничтожить партизан не удалось. Маневрируя, мы продолжали громить врага, подрывать мосты и дороги, водокачки, нарушать телефонную связь, сжигать склады боеприпасов, данные разведки передавая фронту.
Сентябрь 1943 года принес освобождение Смоленской области. Наша бригада соединилась с действующей армией, меня направили в запасной полк в Ярцево, а через месяц этот полк прибыл на фронт в район Орши. Мне не пришлось дойти до границы с Германией. В январе 1944 года были организованы суворовские училища, и нас, нескольких сынов полков 33-й армии, отправили в такое училище в городе Калинине.
Открылась новая полоса в жизни. Об алых погонах можно была написать целую повесть. Светлую, по-воински боевую. После Суворовского училища окончил Ленинградское общевойсковое офицерское училище имени
С.М. Кирова, получил лейтенантские погоны, командовал взводом в полку имени легендарного героя Великой Отечественной войны Александра Матросова, участвовал в Параде Победы в июне 1945 года. Это надо было увидеть и пережить. Шагал по Красной площади простой смоленский парнишка и был неимоверно горд, что в одном строю с солдатами-героями, принёсшими освобождение Родине, прошагавшими половину Европы, освободившими мир от фашизма!
Запись Аркадия ГЛАЗКОВА