100 дней святейшего Патриарха Кирилла напомнили нам, что Бог неизменен
5 июня исполнилось полгода со дня кончины Патриарха Алексия II. Этой датой хронологически завершается 18-летняя эпоха его управления Русской Православной церковью. А после краткого переходного периода, главным событием которого стал Поместный собор, избравший следующим Предстоятелем Русской Православной церкви святейшего Кирилла, начинается отсчёт исторического времени нынешнего, 16-го, патриаршества.Другая недавняя рубежная дата осталась незамеченной православными верующими, однако привлекла повышенное внимание некоторых светских комментаторов. Речь идёт о первых 100 днях пребывания святейшего Кирилла у кормила высшей церковной власти.
Разумеется, новейшая политическая магия, придающая особое значение первым 100 дням всякого нового правления, органически чужеродна для Церкви с её устоявшимся тысячелетним опытом исторического бытия, с практикой устроения своей внутренней жизни согласно древним канонам и традициям, с присущим ей спасительным иммунитетом к модным поветриям века сего.
Однако святейший Кирилл, следуя принципу всегдашней открытости Церкви миру и человеку, а также её готовности дать ответ всякому, требующему у неё отчёта в её уповании (1 Пет. 3.15), в беседах с журналистами коснулся также и темы 100 дней своего патриаршества, говорил о своём видении ближайших задач и отдалённых перспектив Церкви.
И вот то главное, что он сказал в связи с этим: «О реформе вероучений речи нет и быть не может, ведь неизменен Сам Бог. Другое дело - и это ещё одна из задач современных миссионеров и богословов - мы должны научиться озвучивать вечные истины применительно к сегодняшнему дню, открывая присутствие Христа в современной жизни, в обстоятельствах настоящего времени».
Сказанное означает прежде всего, что русское православие остаётся таким же камнем веры и якорем спасения, каким оно на протяжении веков было на Руси для народа Божия. Таков патриарший ответ тем антицерковным силам, которые не оставляют попыток посеять плевелы взаимного недоверия, враждебности и расколов в лоне русского православия.
Кроме того, эти слова Патриарха Кирилла свидетельствуют о завершении в основных чертах предшествующего этапа церковного возрождения, начатого Патриархом Алексием и связанного прежде всего с восстановлением и новым строительством храмов и монастырей, с возобновлением активной приходской жизни, с обращением российского общества и государства к исконным религиозным ценностям, хранительницей которых является Русская Православная церковь.
Нынешняя задача Церкви гораздо более многотрудна и потребует для своего решения времени куда больше, чем те два десятилетия, что минули со времени празднования 1000-летия крещения Руси и уже были названы историками современности «весной русского православия». Ибо главная цель патриаршества святейшего Кирилла видится в усилии соединить традицию отеческой веры, исповедуемой подавляющим большинством сограждан, с практикой их повседневной жизни. Об этом Предстоятель Церкви настойчиво упоминал, ещё будучи в сане митрополита Смоленского и Калининградского: Россия сумеет найти достойный её величия ответ на вызовы XXI века только в том случае, если религиозная мотивация станет главенствующим фактором, которым будет определяться наш общий выбор в сфере личной, семейной и общественной жизни, в профессиональной и государственной деятельности. В сущности, именно об этом сложена старая русская поговорка: «Бог не в брёвнах, а в рёбрах».
Церковь видит, что существование современного человека изобилует губительными соблазнами и ложными идеалами. И потому те структурные и кадровые изменения, которые были проведены на первом же заседании Священного синода, состоявшемся под председательством новоизбранного Патриарха, отвечали в первую очередь задаче привнесения духовно-нравственного начала в современную жизнь.
Так, в системе Московской патриархии образованы два новых синодальных отдела - один по взаимоотношениям Церкви и общества, другой - по информационной деятельности Церкви. Первому из них поручается осуществление связей с органами законодательной власти, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества на канонической территории Московского патриархата. Другой отдел призван заботиться о развитии информационной деятельности Церкви как в собственно церковных, так и в светских СМИ.
Помимо этого, синодом создан специальный секретариат, который будет обеспечивать связь Московского патриархата с православными соотечественниками в дальнем зарубежье, вести от имени Русской Православной церкви диалог с государственными учреждениями, институтами гражданского общества в соответствующих странах, контактировать с правительственными и неправительственными международными организациями.
Ещё одна чрезвычайно важная новация церковной жизни, инициированная Патриархом Кириллом, - организация так называемого Межсоборного присутствия Русской Православной церкви, которое в промежуток времени между двумя соборами станет своего рода дискуссионной площадкой для гласного общецерковного обсуждения наиболее актуальных и острых вопросов, волнующих верующих. Таким образом, Межсоборное присутствие призвано стать не только демократическим механизмом внутрицерковного диалога, но и привлекать членов Церкви к формулированию православных ответов на вызовы времени.
Наконец, весьма важное, но оставшееся практически незамеченным светскими наблюдателями нововведение – организация общецерковной аспирантуры при отделе внешних церковных связей. Здесь, в частности, будут проходить курс обучения и те люди, которым предстоит в дальнейшем стать кандидатами на высшие церковные должности. Это в известной степени послужит гарантией от появления в церковной ограде архиереев-раскольников, подобных, например, извергнутому из сана год назад бывшему епископу Диомиду.
Особое внимание будет уделено работе Церкви с молодыми россиянами, без чего невозможно достижение тех великих целей, которые ставят перед собой Патриарх и Церковь. Самое пристальное внимание Церковь уделит воспитанию детей, юношества и молодёжи, заботливо прививая новым поколениям знание основ православной культуры. О серьёзности этих намерений нового Патриарха зримо свидетельствовали две его недавние встречи с многотысячными молодёжными аудиториями на стадионах в Москве и Санкт-Петербурге. Помимо этого, состоялась беседа Патриарха Кирилла с московскими байкерами, а в прошлом году, в ходе первосвятительского визита Патриарха Алексия II на Украину, тогдашний митрополит Кирилл был с восторгом встречен участниками и зрителями рок-концерта на Крещатике. Ничего подобного Русская Православная церковь доселе не знала. Наряду с молодёжной проблематикой ещё одним приоритетом социальной работы Церкви объявлено активное противостояние угрозе алкоголизации народа, нравственной и физической деградации сограждан вследствие пьянства.
И, разумеется, самое пристальное внимание будет уделено Святейшим совершенствованию церковно-государственных отношений. Абсолютной и полной симфонии духовной и светской властей оказалось невозможно достигнуть даже в православной Византии, однако их гармония остаётся идеалом, к которому, по мнению Патриарха Кирилла, надлежит неустанно стремиться. Эта позиция находит понимание и поддержку у политического руководства страны.