Дороги

Сожжённые деревни Смоленщины

28 мая 2010 года в 09:40
С 1994 года Смоленская областная дет¬ская библиотека им. И.С. Соколова-Микитова ведёт историко-литературную экспедицию "Война в судьбе моей семьи". По итогам этой экспедиции уже изданы книги: "Внуки о дедах-героях", "Дети войны", "Сын полка", "День Победы", которые написаны и проиллюстрированы читателями детских библиотек Смоленска и Смоленской области. В них по воспоминаниям ветеранов собраны ценные документальные материалы о Великой Отечественной войне. Книги "Внуки о дедах-героях" и "День Победы" получили звания лауреатов Всероссийского конкурса "Лучшие книги года" Ассоциации книгоиздателей в 1998 и 2005 годах.

В год 65-летия Великой Победы библиотека подготовила к изданию новую книгу - "Сожженные деревни Смоленщины". В библиотеке состоялся областной праздник по итогам литературной экспедиции с презентацией электронной версии этой книги. На праздник прибыли дети из Смоленского, Духовщинского, Монастырщинского, Сафоновского, Краснинского районов, а также ветераны, свидетели событий войны Нина Ивановна Колосова из села Рыбки Сафоновского района, Владимир Федосович Петухов со своей внучкой Наташей из Монастырщинского района. Это был праздник со слезами на глазах, где вспоминали не только победу, но и то огромное горе, которое принесла нашему народу война.
Вот несколько детских работ из книги "Сожжённые деревни Смоленщины", написанных по воспоминаниям оставшихся в живых очевидцев тех страшных событий.

Тяжёлые дни
Деревня Платково находилась в 5 км от деревни Любавичи Любавичской сельской администрации Монастырщинского района. С одной стороны её окружал лес, с другой протекала река Вихра. В деревне был крахмало-паточный завод, мельница, куда со всей округи привозили на лошадях молоть зерно, плотина, сделанная из прутьев, камней и всяких подручных средств. В деревне Платково до войны проживало более 200 человек, было 50 домов.
Началась Великая Отечественная война, всех мужчин призвали на фронт, в деревне остались женщины, старики и дети. 27 сентября 1943 года немцы на пароме перебрались со стороны деревни Крупец в деревню Баченки и двинулись в направлении деревни Платково. В это раннее утро моя прабабушка Ефросинья Трофимовна Худащевская вышла на улицу и увидела, что горит деревня. Она с детьми выбежала на улицу, а немцы с факелами на лошадях верхом уже поджигали крыши домов. Дом моей прабабушки находился на окраине деревни, и пока немцы подъехали к их дому, они успели вынести кое-какие вещи, скарб. Были сожжены все дома, кроме хаты Химы Семёновны Федосеенковой (ныне покойной), мельница, крахмало-паточный завод. Жители деревни все ушли в овраги. Моя прабабушка с двумя дочерьми, сестрой и племянником больше суток сидели во рву. Немцы ушли, и через некоторое время появились партизаны. Потом все стали копать себе землянки. Наступили холода, и люди вынуждены были проситься на постой к жителям деревни Войнино и деревни Шелеговка. Мою прабабушку и её дочерей приютила Степанида Буракова, там они прожили до весны, а затем стали строить свой дом. На следующую зиму они перешли уже в него жить, но он ещё не был достроен, без полов и печи. Вместо печи была поставлена буржуйка. После войны завод и мельница были восстановлены.
Записано со слов Виктора Трифоновича Худащевского по рассказам его матери Ефросиньи Трофимовны Худащевской (ныне покойной).
Игорь ЗАХАРОВ, 10 лет, Любавичская сельская библиотека, Монастырщинский район

Партизанская Чача
Через кустарники по бездорожью идём в деревню Чача, в которой сейчас никто не живёт. Только по оставшимся плодовым деревьям можно сказать, что когда-то здесь жили люди.
В годы войны Чача стала местом, где ночью бывали партизаны, а в дневное время наведывался враг. Жители давали партизанам хлеб, одежду, выполняли партизанские поручения, а мужчины стали бойцами партизанских отрядов. Летом 1942 года немцы во время проведения карательной операции "Жёлтый слон" неоднократно прочёсывали лес, но после их ухода партизаны вновь появлялись в Соколинской Даче. Знали немцы, что партизанам помогают жители деревень Чача, Желуды, Жарь. И они решили расправиться с непокорными.
9 октября на рассвете они окружили деревню и подожгли её трассирующими пулями. Многих жителей в это время не было дома: ушли искать угнанных ранее немцами коров. Из оставшихся были уничтожены 72 человека. Степанида Тарасовна Елисеева вспоминает: "Женщины, выбегая из горящих домов, направлялись к лесу. У многих на руках были дети. Каратели косили их автоматными очередями. Евдокия Михайловна Вишнева с ребёнком на руках подошла к немцу и стала просить о пощаде, объясняла, что её муж на фронте, а не в партизанском отряде. Изверги не пощадили. Сначала немец у неё на глазах застрелил и бросил в огонь ребёнка, а затем убил и её саму. В огне сгорела и Ефросинья Степановна Стрелкова, а также жена лесного объездчика Сергея с двумя детьми (фамилию не помню). В укрытие, где со своим сыном Геной находился учитель начальных классов Вишнев, немцы бросили гранату. Убиты были Наталья и Дарья Елисеевы, сгорел в родном доме больной Матвей Евсеев. Сгорела вся деревня. А после пожара был слышен только голос чудом уцелевшего петуха. Потом в деревню пришли партизаны. Стали разбирать завалы, вытаскивать обгорелые трупы и предавать их земле. Нашли тяжело раненного Гену Вишнева. Партизанский врач Антонина Алексеевна Яшкина спасла мальчику жизнь".
Совсем рядом находились эти три деревни: Чача, Желуды, Жарь. Теперь даже Желуды нельзя назвать деревней, хотя в ней и проживают три человека. Дома вросли в землю, нет ни электричества, ни радио, не носят сюда газеты, не привозят хлеб, а самый ближний магазин - в пяти километрах. Жители живут лесом: собирают, грибы, обдирают лозу. Часть сдают заготовителям, часть продают.
С тяжёлым сердцем мы покидали эту деревню, правильнее, бывшую деревню. А ведь у этих деревень своя история, своё прошлое.
Светлана БОРОВКОВА, 13 лет, Касплянская сельская библиотека, Смоленский район
Патриархи Варфоломей и Кирилл отслужили божественную литургию в Храме Христа Спасителя
Дом-открытка

Другие новости по теме