Николай Фролов: У Смоленщины должен быть особый статус!
Николай ФРОЛОВ, член Совета Федерации, представляет в Верхней палате российского парламента орган исполнительной государственной власти Смоленской области. Сегодня он – гость quot;СГquot;.- Николай Алексеевич, в парламенте вы активно работаете в комитете Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, являетесь заместителем председателя профильного комитета. В законодательной практике вы много внимания уделяете совершенствованию норм, установленных так называемым 131-м законом. В поселениях и сегодня по-прежнему задаются вопросом: стоило ли торопиться с принятием базового закона, может ли местное самоуправление стать субъектом активной экономической политики?
- Основная тема 131-го закона – дать муниципалитету свободу от органов государственной власти. Процесс разграничения полномочий не завершён, это процедура не одного дня, может быть, даже не одного десятилетия. Данный закон будет играть большую роль в развитии местного самоуправления. Я убеждён, что местное самоуправление вполне может стать субъектом активной экономической политики, направленной на повышение благосостояния людей. Надо просто отказаться от некоторых устаревших, пришедших к нам из 90-х годов либеральных мифов, стать прагматиками. Признать, что муниципалитет отвечает за устойчивое комплексное инфраструктурное социально-экономическое развитие, дать ему для этого достаточные полномочия и ресурсы.
- Иначе говоря, надо больше доверять местной власти?
- Я бы сказал, направлять мест¬ную власть на управление во благо жителей, больше доверять населению, поощрять самоорганизацию граждан для решения мест¬ных проблем. Дайте им возможность строить жильё, иметь собственные магазины, рынки, гостиницы. Безусловно, не за всё на своей территории должен отвечать муниципалитет. Оборона, пенсионное обеспечение, занятость населения, образование и медицина – это государственная сфера, требующая централизованного административного управления. Но то, что может делать местное население в рамках самоуправления, – прерогатива муниципалитета.
- Не секрет, что одна из проб¬лем органов местного самоуправления – отсутствие квалифицированных кадров.
- Согласен. К сожалению, у людей, идущих на эту работу, недостаточно опыта или вообще его нет. А цена ошибок руководителей муниципального образования очень высока. Поскольку местные дела – продолжение дел государственных, следовательно, от того, кто возглавляет ту или иную отрасль на муниципальном уровне, зависит и благополучие государства. А делать испытательным полигоном для обкатки вновь испечённых управленцев любую территорию мы не имеем права.
Хочу несколько слов сказать о муниципальной службе. По данным субъектов Российской Федерации на 1 января 2009 года, к категории quot;муниципальные служащиеquot; относятся 340,8 тысячи человек. В среднем на один городской округ в Российской Федерации приходится 226,2 муниципального служащего, на один муниципальный район – 70,5 муниципального служащего, на одно городское поселение – 11,3, на 1 сельское поселение – 3,9. По данным субъектов Российской Федерации, наибольшая quot;обеспеченностьquot; муниципальными служащими приходится на сельские поселения Московской области, Пермского края – в среднем 11 муниципальных служащих на одно сельское поселение. Меньше всего муниципальных служащих в сельских поселениях Смоленской области, Удмуртской Республики – около одного муниципального служащего на одно сель¬ское поселение. В 17 субъектах Российской Федерации на одно сель¬ское поселение приходится от двух до трёх муниципальных служащих. В связи с их недостаточным количеством особую значимость представляют мероприятия по их обучению, повышению квалификации и переподготовке.
- Помимо работы в комитете по местному самоуправлению, вы являетесь членом комиссии по взаимодействию со Счётной палатой Российской Федерации, являетесь заместителем её председателя. Чем вы руководствовались, если не секрет, принимая решение войти в состав этой комиссии?
- Счётная палата - высший орган финансового контроля в стране, орган, функции и права которого прописаны в Конституции, орган, подотчётный Федеральному Собранию. Это мощный инструмент парламентского контроля за исполнительной властью в вопросах бюджетной дисциплины. Инспектора Счётной палаты провели за прошедший год более 500 контрольных мероприятий, многие из которых носят резонансный характер. Все результаты контрольных мероприятий проходят обсуждение на заседаниях комиссии, мы высказываем аудиторам свои замечания и пожелания.
Скажу несколько слов о приоритетах в контрольной работе. Конечно, главной задачей остаётся проверка целевого характера расходования бюджетных денег: чтобы средства, предназначенные, скажем, на здравоохранение, не уходили вместо ремонта больницы на покупку нового служебного автомобиля. Однако в последнее время упор делается на анализ эффективности использования: как средства, выделенные по статье здравоохранения, положительно отразились на качестве медицинских услуг и, главное, на продолжительности жизни наших граждан.
Через нашу комиссию проходят десятки законов, принятых Государственной Думой, по которым мы готовим свои заключения и докладываем о своём мнении на пленарном заседании Верхней палаты парламента. Выступает комиссия и с собственными проектами законов и поправками к ним, в частности, с проектом закона о Счётной палате, который был принят Советом Федерации и в качестве нашей законодательной инициативы отправлен в Нижнюю палату.
- Николай Алексеевич, что удалось вам сделать за последнее время в регионе?
- Для начала хочу выразить слова благодарности Вячеславу Ефимовичу Балалаеву, председателю Совета муниципальных образований Смоленской области, главам муниципальных образований региона, руководству представительных органов местного самоуправления, с которыми я работаю в постоянном контакте. В конце прошлого года по инициативе Губернатора Сергея Владимировича Антуфьева состоялось выездное заседание комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, в ходе которого были рассмотрены актуальные проблемы законодательного регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, земельной и градостроительной областях. Как член Совета Федерации, я принимаю участие в заседаниях Администрации и областной Думы, знаковых для города и области мероприятиях, встречаюсь с представителями ветеранских и молодёжных общественных организаций, рассматриваю индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в Совет Федерации, осуществляю приём граждан в регионе.
- По приглашению Губернатора вы вошли в состав федерального организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1150-летия города Смоленска. Какие основные задачи предстоит решать?
- Столь значимое событие - это хороший стимул для приведения внешнего вида города и его инфраструктуры в соответствие с самыми высокими стандартами. Воссоздание, реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, поэтапное строительство и ремонт объектов ЖКХ, здравоохранения и спорта, реконструкция дорог, развитие отраслей, имеющих непосредственное отношение к организации празднования основания города, активизация предпринимательской деятельности в сфере туризма - задачи, направленные на формирование имиджа Смоленска как одного из важнейших исторических и культурных центров России. Предстоящие юбилейные и памятные даты – 100-летие со дня рождения Александра Твардовского, 50-летие полёта в космос Юрия Гагарина, 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года, помимо 1150-летия Смоленска, – позволят значительно увеличить численность гостей региона. Большие надежды возлагаются также на создание в Смоленске Всероссийского паломнического центра, так как именно со смоленской кафедры на первосвятительское служение ушёл святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его слова стали девизом создания паломнического центра: quot;Через Смоленск я узнал Россиюquot;.
- В этом году страна отметила 65-ю годовщину Победы в Великой Оте¬чественной войне. Известно, что особый статус городов-героев законодательно не закреплён и не предусматривает мер государственной поддержки. Считаете ли вы, что задача поддержки и развития городов-героев и городов, удостоенных почётного звания quot;Город воинской славыquot;, должна рассматриваться в контексте общефедерального значения? Какие меры предпринимаются законодателями в решении этого вопроса?
- Безусловно, государство ответственно перед будущими поколениями за сохранение памяти о подвиге защитников Отечества. Органы местного самоуправления ряда городов-героев, городов, удостоенных почётного звания Российской Федерации quot;Город воинской славыquot;, не имеют достаточных средств, необходимых для сохранения и развития их военно-исторического наследия, обеспечения сохранности объектов, увековечивающих память защитников городов-героев. Смоленская областная Дума обратилась с просьбой к членам Совета Федерации разработать и принять на федеральном уровне комплекс мер, направленных на законодательное закрепление статуса городов-героев и оказание государственной поддержки в части софинансирования за счёт средств федерального бюджета юбилейных мероприятий. В настоящее время письмо председателя Совета Федерации Сергея Миронова находится на рассмотрении у председателя Правительства РФ Владимира Путина.
Что касается Смоленщины, то у региона должен быть особый статус: область – единственный субъект РФ, где одновременно есть и город-герой и два города воинской славы – Ельня и Вязьма. А сколько реальных претендентов на это звание: Велиж, Духовщина, Ярцево, Дорогобуж, Рославль...
- Положение в правовой сфере жизни общества по-прежнему остаётся серьёзным. Как, по вашему мнению, преодолеть правовой нигилизм?
- Сегодня немногие граждане считают, что quot;хорошиеquot; законы мгновенно решают любые вопросы. Теперь стало понятно, что законы, лишённые механизмов их практической реализации, порождают лишь неверие в правовое устройство жизни. Идёт активная работа по совершенствованию существующего законодательства. Государство широко привлекает представителей общественности к участию в советах при исполнительных и законодательных органах власти всех уровней. В школах и вузах преподают правовые дисциплины, всё чаще в правовом просвещении граждан участвуют СМИ. Вместе с тем факты злоупотребления служебными полномочиями и коррупционные скандалы повторяются с неизменной регулярностью, а уровень правосознания на бытовом, повседневном уровне характеризуют, например, ежедневные сводки дорожно-транспортных происшествий. Я глубоко убеждён в том, что опора на ценности справедливости, коллективизма, понимание огромного значения для россиян государства, неуклонное соблюдение правовых норм – единственно верный путь для нашей страны, крайне сложный, требующий огромных усилий.
- Николай Алексеевич, вам часто приходится выступать перед студентами вузов и слушателями военных академий, пенсионерами и ветеранами войн, участвовать в научно-практических конференциях. С какими вашими публикациями можно ознакомиться, над какими материалами работаете сегодня?
- В конце 2009 года вышли материалы II Международной научной конференции quot;Личность в пространстве и времениquot;, проводимой Смоленским региональным отделением психологического общества, где опубликована моя статья quot;Военный конфликт между Грузией и Южной Осетией: уроки и выводыquot;. Статьи quot;Воспитание военнослужащих на боевых и воинских традицияхquot;, quot;Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасностиquot; размещены в материалах межвузовской научно-практической конференции, проводимой Военной академии ВПВО Вооружённых сил. В настоящее время по просьбе руководства Межрегиональной общественной организации воинов-интернационалистов, ветеранов локальных войн и военных конфликтов подготовлена статья quot;Командировка в Египетquot;. Для третьего издания книги quot;Высшему образованию войсковой ПВО – 70 летquot; готовим статьи о деятельности ветеранов войсковой противовоздушной обороны Вооружённых сил России.