СТРАСТИ ПО ЕГЭ
Единый экзамен по математике – одно из основных и обязательных испытаний. В девятой средней школе Ярцева собрались выпускники пяти ближайших школ. Здесь же, перед входом в школу, шло распределение по аудиториям. Скорее всего, за соседней партой одноклассников не будет. Всё очень индивидуально.В ходе краткого экскурса в процедуру проведения экзамена чувствовалось, что артериальное давление начинает подниматься. Дети расселись по аудиториям, двери в которых должны оставаться открытыми. Сумки, вещи и мобильные телефоны сложены в отдельном месте. В школьном коридоре – ответственный, в классе – еще два преподавателя, совершенно незнакомых и далеких по своей специализации от сдаваемого предмета. Другими словами, подсказывать некому, списать невозможно.
Прежде чем начнется экзамен, ещё одна нервирующая процедура – заполнение документов. Ошибиться нельзя, ведь с каждой заполненной бумагой работает компьютер. Были случаи, когда компьютер не воспринимал чернила в ручке, засчитывал в ошибку непонятно выведенную цифру.
Разнося пакеты с заданиями по коридору, стараемся идти тихо. Нервы напряжены, и даже стук каблуков может раздражать. «Вы сами только не показывайте детям волнение, – говорит куратор ЕГЭ из Департамента области по образованию и науке, ведущий специалист Л.В. Макаренкова, - мы должны излучать спокойствие, помочь им преодолеть это напряжённое состояние». Это правильно, конечно. Руководитель проведения ЕГЭ Леля Алексеевна Кузенкова с улыбкой заходит в каждую аудиторию и говорит: «Для вас, дети, самые лёгкие задания». Стараются подбадривать и преподаватели в классе.
Чем коварен «единый», так этой самой психологической подготовкой. На русском языке у одного из выпускников нервы сдали, и он упал в обморок. У некоторых непросто складываются семейные обстоятельства, у одного из ребят за три часа до экзамена умерла мама, и он, не зная, что делать, пришёл в школу и был отправлен на сдачу в резервный день. Совсем пропустить ЕГЭ – значит, не получить аттестат.
- Очень много зависит от родителей, преподавателей в школе – как они настроят своих детей на сдачу экзамена, - говорит Лариса Вацлавовна Макаренкова. - Мы советуем ещё в десятом классе кому-то из родителей побывать на сдаче ЕГЭ и убедиться, что ничего страшного в этом нет.
Большая часть ожидала, что обращение в суд об отмене ЕГЭ как неоправданного эксперимента будет положительным. Не случилось. Более того, министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что ЕГЭ с 2009 года вводится в России навсегда. В этом году выпускники сдают лишь два обязательных предмета – русский язык и математику, их необходимо сдать на положительную оценку, чтобы получить аттестат.
Школьный звонок. 10 часов утра, заполнение документов закончено, начался экзамен. Дети раскрывают свои задания, ЕГЭ начался…
В кабинете директора Е.А. Хайковой мы обсуждаем плюсы и минусы ЕГЭ. Смоленская область в эксперименте уже седьмой год, так что морально мы готовы к этому новшеству более других регионов. Преподаватели освоили методические рекомендации. Дети имеют возможность сдать пробные экзамены. Всё это сказывается на результатах, в нашей области они неплохие. Скорее всего, оправданным оказался постепенный, длительный переход к «единому», проблемы возникли у тех регионов, где ЕГЭ ввели два года назад, времени для адаптации совсем не было.
Постепенно наш разговор выходит на обсуждение всей системы образования. Не секрет, что в этом вопросе наша страна сейчас на распутье. Старая проверенная школа развалилась вместе с перестройкой, новая так ещё и не оформилась. А ведь именно наша система образования была одной из самых лучших в мире. Сегодня все педагоги сетуют: дети мало читают и как следствие не обладают правильной речью. Программа по математике с годами усложняется, получить пятерку может только вундеркинд, на другие предметы времени не остаётся.
Как-то страшно становится, когда к седьмому классу некоторые дети читают, что говорится, через пень колоду, историю знают приблизительно, литературные произведения изучают в сжатом варианте. Первый вопрос, который хотелось бы задать министру образования: а зачем нам перенимать иноземную систему обучения, не лучше ли взять за основу своё, проверенное? Нет, недаром ректор самого престижного вуза страны – Московского государственного университета – Виктор Садовничий до последнего противился ЕГЭ. Принимая студента в свой вуз, преподаватель должен видеть его, лично оценить уровень развития.
Однажды пришлось общаться с женщиной, которая как ученый-биолог работала по контракту в Штатах. Она была расстроена тем, что дочь вынуждена посещать американскую школу, система обучения в которой казалась неприемлемой. К примеру, имеет ребёнок «пять» по математике – идет в класс, где занимаются отличники, «четыре» по биологии – в класс, где четверочники по этому предмету. И так весь день. Повышаешь свой уровень – переходишь в класс к более сильным по этому предмету детям, понижаешь – в более слабый. Никакого общего коллектива нет, интересов тоже. Что ни урок, сплошные тесты. Моя собеседница сделала для себя бесспорный вывод – наша школа лучшая. Это было восемь лет назад. Тестовая система постепенно «вползла» и в наше образование. Теперь, чтобы получить пятерку по истории, необязательно уметь рассказать о сражении, причинах и следствиях, надо заучить выписанные в тетрадку предложения, чтобы ответить на тест. Наши компьютеризированные дети перестали рассуждать. Сегодня заучили, завтра забыли. Они знают только день сегодняшний и не представляют себе, что было вчера. Как же им понять, где смеяться, читая Зощенко, не говоря уже о восприятии трепетных романов Тургенева? Сдавая тонкости высшей математики, не все скажут сегодня, кто покоится в Мавзолее на Красной площади.
Может быть, кто-то парирует: «А при чём здесь ЕГЭ?» По большому счету, ни при чём, если не брать во внимание тот факт, что весь учебный процесс нацелен на то, чтобы сдать этот ЕГЭ. Сдал – поступил в институт. А вот здесь автоматический подход к знаниям и скажется. Высшая школа всё ещё требует умения логически рассуждать, анализировать и делать выводы.
В чём ещё парадокс. Баллы по ЕГЭ играют большую роль при поступлении в институт. Но чтобы сдать другие предметы, родителям приходится все старшие классы оплачивать репетиторов. Не потому что дети глупы, а потому что школьной программы для поступления в высшее учебное заведение не хватает. Вот тебе и бесплатное образование! Нет, всё-таки жаль, что министр образования не общается с народом так, как это делают Президент и премьер. Оставляя «единый» в системе образования на веки вечные, может быть, стоило более внимательно отнестись не только к плюсам, но и к минусам? Ведь сегодня, чтобы пройти переобучение, и взрослым придётся сначала сдать ЕГЭ в какой-нибудь школе. Второе высшее образование стало под вопросом.
ЕГЭ сегодня пропагандирует равенство. Но чтобы сдать ЕГЭ по немецкому, ярцевские дети должны поехать в Сафоново, французский сдают в Смоленске. Сопровождение и транспорт - всё предоставляется. Но в чём смысл?
…Пора вернуться к экзамену. Уже через полчаса после начала выполнения работ напряжения на лицах ребят не видно. Задания оказались не такими сложными, как представляли.
Уже через два часа (из отведенных четырех) появились первые закончившие свои работы. Кто-то не знал, как делать более трудные задания, кому-то хватило и этого времени. На выходе из школы ребята ставили отметки в своих документах о сдаче ЕГЭ. Самое время поинтересоваться, как всё прошло. Ответы удивили. Большинство опрошенных сильного волнения не испытывали. Сказались хорошая подготовка к самой процедуре сдачи ЕГЭ, пробные экзамены. Один из парней просто сказал, что нервы у него железные. Следующая девушка тоже подтвердила, что не волновалась, потому что характер у неё такой. Вот они, наши современные дети! Похоже, что это мы больше за них переживаем. Что же касается заданий по ЕГЭ, они оказались гораздо легче, чем в пробном экзамене. Не случайно, ведь его написала вся страна откровенно плохо, о чём говорили по всем телеканалам.
Сказать честно, из школы я уходила далеко не так скептически настроенной по отношению к ЕГЭ. Наверное, потому что задания детям были под силу.
И всё же этот вид сдачи экзамена вызывает много споров по всей стране. Бесспорно одно: наши учителя молодцы, они сделали всё, чтобы дети как можно лучше прошли это испытание. Может быть, потому что воспитаны они были советской школой, где чувство ответственности прививалось с детства.
Татьяна РАЙХЛИНА, Ярцево