Уроки cмоленской трагедии
В воскресенье в Кракове обрела свой последний приют президентская чета Республики Польша. С момента трагической гибели польского борта на нашей земле прошли девять дней, и, пожалуй, можно обменяться какими-то впечатлениями. Мы стремимся разобраться в себе и в том, что с нами происходит.Какой самый главный урок можно вынести из происшедшей трагедии и последовавших событий? Мы должны научиться любить и ценить собственных граждан, заботиться о них, отстаивать интересы каждого простого человека и собственной страны в целом. Потому что никому в мире мы больше не нужны и неинтересны. Более того, в силу различных причин отношение к нам настороженное, отрицательное и даже враждебное.
Безусловно, весь мир должен знать правду о катынской трагедии. Спору нет, наша страна должна способствовать выяснению всех обстоятельств расстрела польских граждан на территории бывшего СССР. Однако эта страница Второй мировой войны не является единственной, о чём мы говорить и напоминать стесняемся. Возможно, об этом было неуместно говорить в Кракове, но даже 7 апреля в Смоленске, за несколько дней до авиакатастрофы, официальные лица Польши и России "постеснялись" напомнить друг другу и всему миру о шестистах тысячах солдат и офицеров Красной Армии, отдавших свои жизни за свободу Польши и её народ.
Если мы не напоминаем об этих жертвах войны, то о них никто не напоминает – таков один из уроков услышанного и увиденного в последние дни. А ведь это Красная Армия погасила печи концентрационных лагерей, где поляков уничтожали по национальному признаку, именно за то, что они были поляками, то есть осуществляли геноцид.
В последние дни мы услышали очень много речей. Безобидны ли они? Все разговоры о том, что память о катынской трагедии – это возможность полякам сохранить свою идентичность – это прямая, на весь мир констатация того факта, что именно катынский скандал стал тем молотом, который раздробил советско-польскую дружбу и поставил нас на одну доску с гитлеровцами. Другими словами, именно потрясая катынским делом, польская сторона объявила себя свободной от любых обязательств перед стороной советской. Можно как угодно относиться к этому факту, но именно об этом и мечтал доктор Геббельс.
На траурных мероприятиях воскресенья польская сторона неоднократно говорила о том, что новая трагедия дала всему миру возможность узнать о Катыни. В частности, тема Катыни была по сути центральной в выступлении и.о. президента Польши Бронислава Коморовского. Таким образом, рейтинг катынской трагедии вознесён очень высоко, вплоть до одного из центральных событий новой польской истории. Тогда вопрос: что должно произойти, чтобы мы на весь мир напомнили о 600 тысячах погибших в борьбе с фашизмом за Польшу? Или мы стесняемся говорить о своих жертвах? И ведь наши солдаты погибли не только в Польше… Эти погибшие для нас – люди второго сорта? Сейчас, в дни 65-летия освобождения Европы, почему о них не вспоминают ни зарубежные, ни наши пропагандисты?
О церемонии похорон. Она поразила своей красотой, величественностью, размахом, пронзительностью. С грустью осознаёшь, что пока немногие наши чиновники вызывают у граждан столь сильную симпатию, как погибшие – у поляков. Восхищает участие польских военнослужащих в церемонии, их выправка, красноречие, авторитет, которым они пользуются в обществе. С горечью думаешь о том, что наша нынешняя армия не имеет у нас такого уважения.
На фоне достойной организации церемонии похорон заметен промах, уже не первый раз допускаемый российским телевидением. При проведении долгих и очень ответственных трансляций наши телеканалы не могут найти хорошего синхронного переводчика и выпускают в эфир человека слабого, запинающегося, слушать которого – одна мука. Никто не пришёл на помощь коллеге, безусловно, знающей польский язык, но вынужденной работать в сильном напряжении несколько часов на "России 24".
Зато очень приятно видеть знаки сближения наших народов, появляющиеся на уровне "народной дипломатии". Так, на "Смоленском форуме" завязался живой, доброжелательный российско-польский обмен мнениями и новостями. Большинство посетителей сайта "Смоленской газеты" выражают уверенность, что отношения наших стран, несмотря на все трудности, улучшаются и будут интенсивно улучшаться. Дай Бог!