О нашем чиновнике замолвите слово
Как-то стало модно нынче ругать чиновников. Любой обыватель, считающий себя прогрессивным, при случае обязательно как-нибудь quot;лягнетquot; чиновничью братию. Взятки они берут, да и расплодилось их много, деньги получают ни за что и так далее. Особо стараются журналисты так называемой свободолюбивой прессы. В их среде сказать что-то в защиту чиновника – это просто дурной тон. Но так ли это на самом деле? Этот риторический по сути вопрос недавно возник у меня сам по себе.Кому-то покажется странным, но автор этих строк – предприниматель, директор пассажирского предприятия. В Ярцеве я начинал с автомобильных перевозок по городу, потом по области. В последние несколько лет мы освоили и междугородные маршруты. Надо сказать, что сейчас это у меня получается, хотя пассажирские перевозки являются очень затратным процессом, требующим значительных финансовых вложений и огромного количества согласований и разрешений. Учитывая социальную значимость этого бизнеса, мы также являемся объектом пристального внимания как со стороны региональных и муниципальных органов власти, так и со стороны различных контролирующих федеральных органов. Так вот, на пути освоения всех премудростей моего бизнеса роль чиновников была очень высока в положительном смысле. Оглядываясь назад, я сейчас понимаю, что именно они сделали из меня профессионального перевозчика. В бизнесе пассажирских перевозок, где окупаемость финансовых вложений требует многих лет, уверенность в том, что этот бизнес надолго, что тебя завтра не выкинут с маршрутов, дорогого стоит. Я считаю, что мне в этом отношении грех жаловаться на недопонимание. Администрация Ярцевского района всегда с вниманием относилась к развитию автобусных перевозок, и именно здесь я получил уверенность, что мой бизнес надолго и я могу рискнуть, вложив максимум средств в его развитие. При расширении бизнеса до междугородных автобусных перевозок я встретил такое же понимание и доброжелательное отношение и со стороны чиновников Администрации Смоленской области. Я очень благодарен им за это.
Но если для органов власти региона и муниципалитета развитие перевозок является необходимостью и социальной задачей, то для Управления государственного автодорожного надзора – УГАДН (чиновникам Минтранса РФ надо было хорошо подумать, прежде чем так называть контролирующую организацию) – по Смоленской области, в народе именуемого по-старому –транспортной инспекцией, социальный фактор вроде ни при чем. Их задача разрешать, контролировать и наказывать. Однако для меня общение со специалистами инспекции стало хорошей школой по изучению самого процесса перевозки пассажиров. Поначалу я считал, что ко мне относятся предвзято (что говорить – чиновники!). Чтобы получить лицензии и разрешения на перевозки, меня заставили изучить кучу законов, документов и инструкций, а потом придирчиво выясняли, что я усвоил, устроив настоящие экзамены. Но это не те экзамены, где можно проскочить на халяву. Здесь пришлось сидеть и зубрить, проваливать и опять зубрить. В конце концов я получил все необходимые бумаги, и мои автобусы поехали. Я облегченно вздохнул, но не тут-то было. Уже в первые дни понял, что транспортная инспекция, как quot;большой братquot;, продолжает пристально следить за новым бизнесменом. Начались проверки: а как это, а как то, а почему не выполняешь предписания и т.п. Как я злился, конфликтовал! Но меня целенаправленно и спокойно ставили на место. При этом отношения всегда были доброжелательными, даже дружескими. Со временем я с удивлением обнаружил, что давление ослабло, видимо, транспортная инспекция поняла, что я усваиваю уроки и мне уже можно доверять. Более того, в ряде неизбежных в нашем бизнесе сбоев, вызванных недопониманием местными органами требований законодательства, попыткой управлять процессом перевозок административными методами и т.п., транспортная инспекция зачастую занимала позицию перевозчика и не давала нас в обиду. Теперь, по прошествии определённого времени, я понимаю, какую роль сыграла эта помощь в моём становлении как специалиста в сфере автобусных перевозок. Вот вам и чиновники!
Уберите с контроля и надзора за перевозками транспортную инспекцию или представьте, что её не было бы вообще (пример тому легковое такси), и получите хаос в перевозках, резкий рост аварийности, да и просто ступор всей отрасли по автобусным перевозкам пассажиров. Теперь я это хорошо понимаю.
Вы думаете, в транспортной инспекции сидит куча чиновников? Как бы не так! Не считая инспекторов, работающих на границе с Белоруссией, контролем и надзором по Смоленской области заняты едва ли 20 человек, и это более чем на 4,5 тысячи единиц коммерческого транспорта, включая более пять тысяч автобусов! Порой диву даёшься: когда же они везде успевают? Возглавляет наше Смоленское управление уже много лет Иван Иванович Кутенков, а помогает ему заместитель, курирующий нас, — Анатолий Александрович Лопутнев. Благодаря им наше Смоленское управление считается одним из лучших в России, укомплектованным высококлассными специалистами, болеющими за успехи транспортной отрасли. Они – наши земляки, выросшие на родной Смоленской земле, и для них слово quot;патриотизмquot; — не пустой звук. Иван Иванович Кутенков слывёт в среде транспортников как добросовестный, знающий и справедливый руководитель. Его кабинет всегда открыт для любого транспортника – как имеющего высший рейтинг среди коллег, так и для начинающего предпринимателя, имеющего один-два автомобиля.
Кто-то может сказать: вот распелся соловьём – или выслуживается, или за¬платили. К сожалению, в наше время многие видят в любых высказываниях некий скрытый смысл, подозревают любого выступающего с положительными примерами в продажности. Но если придерживаться этой логики, то вообще нельзя о ком-либо или чём-либо говорить хорошее, даже если они это и за¬служили. Ну а о чиновниках — либо плохо, либо ничего. Мне такая логика не по душе. Давайте же, если видим хорошее, видим успехи, говорить о них прямо, даже невзирая на то, что они достигнуты чиновниками.