Заменит ли компьютер педагога?
Издревле и вплоть до конца XX века профессия учителя была одной из самых почётных и уважаемых в русском обществе. Учитель не только давал знания детям, но обучал их, как эти самые знания расширить и углубить, как найти оптимальное применение. Морально-нравственное, духовное и патриотическое воспитание стояло во главе угла всего воспитательного процесса в школе, и учитель, отведя все уроки и внеклассные мероприятия, возвращался домой, где ещё до полуночи проверял тетрадки учеников, составлял рабочие планы на следующий день. А оплата его труда никогда не была высокой, зато было уважение к его труду!А теперь обратим внимание на современные реформы в системе школьного образования. Школам навязываются всё новые и новые программы, эксперименты, линии, учебники. Да и требования к учителю сейчас стали предъявлять такие, что по силам разве что профессору МГУ. Вовсю идёт так называемая реструктуризация, а попросту говоря, закрытие малокомплектных школ под умные разговоры об экономии и повышении зарплаты за счёт уволенных педагогов.
Людмила Малютенко в недавнем интревью quot;СГquot; quot;Каким должен быть педагог сегодняquot; говорит о такой инновации, как компетентностный подход, определённый аж Советом Европы. Но позвольте, все эти quot;компетентностиquot; успешно развивала забытая ныне советская школа. Что же здесь нового? Скорее, это возврат к забытому старому, под который списываются неплохие деньги. А что значит quot;педагог-адаптант, умеющий приспосабливатьсяquot;? В советской школе работали педагоги-творцы, вспомните хотя бы имена Сухомлинского, Макаренко, Алёшина. В те годы именно quot;формировалась личность ученикаquot;, пусть и с некоторым идеологическим уклоном, но дети покидали школу с глубокими знаниями и были востребованы в обществе. Не случайно ведь все значимые достижения и научные разработки Запада, какие ни возьми, связаны с выходцами из нашей страны. И информации учителя получали столько, сколько хотели: хватало и методичек, и семинаров по обмену опытом. Учителя тогда именно творили, а не использовали под себя компьютерные наработки, в которых зачастую масса нелепостей и грубых ошибок. А нас сейчас чуть ли не насильно загоняют под компьютер и даже заставляют свои рабочие планы и всю документацию quot;вести на электронных носителяхquot;, в противном случае грозя увольнением. Простите, зачем?! Неужели без компьютера учитель не в состоянии вести quot;эффективную прямую и обратную связи с воспитанниками, установить контакт с обучающимися разного возраста, родителями, коллегамиquot;?!
Нет, никто не спорит, что в современном обществе необходимо владение компьютером, но в школах есть для этого специальный предмет, да и без него современные школьники хорошо осваивают все нюансы этой чудо-техники: легко скачивают выложенные там рефераты, выдавая их за свои, взламывают чужие базы данных, выуживают ответы на ЕГЭ… Простите, в чём же суть современного образовательного процесса, разве в этом? Такими темпами скоро заменим учителя компьютером и окончательно похороним наше образование!
Если уничтожим школу с её традициями и бесценным опытом, заменим учителя бездушным компьютером, то утратим стержень, на котором держится весь институт российского государства.