Смоленск – археологическая столица России?
Наконец над Гнёздовским комплексом стали рассеиваться тучи. На мартовском заседании рабочей группы при Администрации области было решено уже в этом году учредить дирекцию.Для ускорения работы заседания теперь будут проходить не ежеквартально, а ежемесячно. Также обсудили музеефикацию комплекса и возможность создания автономного некоммерческого партнёрства. По словам председателя общественного движения "Духовное наследие" Юрия Ходуненкова, на проблему впервые стали смотреть шире её исторической составляющей.
Чья ответственность?
До настоящего времени наш исторический памятник юридически не был закреплён ни за какой музейной структурой. Формально он уже 50 лет является федеральной собственностью. С 1 января 2010 года законодательство изменилось, и смоленским властям дали карт-бланш – передали соответствующие полномочия. У комплекса наконец появится юридически ответственное лицо – дирекция, за ней будет закреплена охраняемая территория, и на её счёт будут переводиться федеральные отчисления (до сих пор комплекс не получал ни копейки). Конец полувековой комы!
Что дальше?
На этот животрепещущий вопрос отвечал приглашённый гость из Москвы. Заместитель директора Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва Павел Шульгин о возможном пути музеефикации археологического комплекса:
- В 2005 году была разработана "Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации". Одна из её фундаментальных задач – развитие сети музеев-заповедников в регионах
Специалисты и исследователи готовы в каждом субъекте выделить от 10 до 30 достопримечательных мест, достойных стать музеями-заповедниками разного типа. Среди них упоминается и группа гнёздовских курганов в Смоленской области (как памятник археологии с недостаточным использованием туристского потенциала). Отрадно, что всё-таки заметили.
Павел Матвеевич в своём выступлении подчеркнул особую значимость гнёздовского объекта:
– Музеефикация любого археологического памятника – предельно сложная процедура. Значимость таких объектов видна только специалистам. Для остальных это просто земля, которую зимой засыпает снегом, а весной и осенью она непроходима. Поэтому внимание нужно зафиксировать не только на археологии, а на комплексе направлений.
Должно быть создано несколько музеефицированных объектов. П.М. Шульгин, примеряя европейский опыт, предложил сделать срез кургана или вала городища и поместить под стекло как живой археологический памятник. Это может быть этнографическая композиция с восстановлением быта X-XII веков в одном из домиков. Возможно, это будут мастерские по древним промыслам.
Необходимо создать музейное здание, где хранились бы великолепные находки, делались реконструкции жилья, вещей. Особенно важно грамотно выбрать место для его строительства, не разрушая целостности исторической территории, ведь сохранение уникального ландшафта должно стать главной целью при музеефикации.
Павел Матвеевич рассказал о необходимости разработки самых разных направлений работы будущего музея-заповедника: культурно-просветительского, образовательного, туристического, экономического, инфраструктурного (создание гостиниц, стоянок для авто, визит-центра и др.), социального (реализация разнообразных социальных проектов на его территории).
Почему так велики шансы?
И окажемся мы у... гуманитарной Кремниевой долины! (Если, конечно, всё сделаем правильно, сообща и заинтересованно.)
Таковы амбициозные планы другого гостя – Василия Новикова, который на протяжении десяти лет участвует в исследовании Гнёздовского памятника в составе Смоленской археологической экспедиции, по совместительству – советник директора по развитию управляющей компании "Тверьрегионинвест".
– За долгое время исследования памятника сложился достаточно серьёзный коллектив людей с наработанными идеями. Это специалисты МГУ, СмолГУ, ГИМ, а также Норвегии, Словакии, Польши, Венгрии, которые готовы подключиться к работе над музеем в любой момент, – заметил В.В. Новиков.
Василий Васильевич зафиксировал внимание на развитии Гнёздовского комплекса как многокомпонентного. Помимо исторического пути "из варяг в греки", Гнёздово сопряжено с объектами Великой Отечественной войны, польской интервенции, что даёт простор для создания самых различных экспозиций.
– Когда мы говорим о Гнёздовском археологическом комплексе, мы должны смотреть максимально широко, – поясняет Василий Новиков. – При грамотной реализации концепции в России может появиться не просто глобальный центр, но и своеобразная гуманитарная силиконовая долина. В России есть замечательные примеры: Санкт-Петербург – культурная столица, Пермь – столица современного искусства. А у Смоленска есть все шансы стать культурно-археологической столицей России. Это, конечно, сложная и достаточно уникальная задача, но вполне реализуемая. На Севере у нас есть Ладога (Ленинградская область), Рюриково городище (Великий Новгород), Киев, увы, не наш, а вот на юге – такой шикарный Гнёздовский памятник, но он не до конца используется.
В нашей стране заповедных а вот комплексов ландшафтного типа наперечёт. Поэтому для нашей области это втройне ответственная задача: и чтобы смоляне были довольны, и чтобы в глазах россиян подняться на уровень выше, и чтобы иностранцы знали дорогу до смоленских курганов (учитывая, что регион – один из близлежащих к Западной Европе). И тогда действительно получится грандиозный проект... Было бы здорово!