Русь: перезагрузка традиций
Вот и весна. Солнце, лужи, всеобщее таяние, всеобщий восторг, лето стало немного ближе, жить стало намного радостней.Весну когда-то встречали три раза (как и осень). Раньше весь уклад жизни был неразрывно связан с природным календарём. Наши предки в первую очередь были огородниками (и вовсе не дачниками) и по погодным приметам судили о готовности земли к весенней пахоте и осеннему сбору, поэтому и задабривали природу разными обрядами.
Первый день весны (по нашему стилю – 14 марта) – день памяти преподобной мученицы Евдокии. Это по церковному календарю. А по народному – Евдокия-плющиха. Такое название вполне объяснимо. От тёплого солнца снег начинает постепенно подтаивать и оседать как бы сплющиваться. Считалось, что у Евдокии есть ключи от весенних вод: захочет – рано воду пустит, прогневается – морозы напустит. Поэтому в особом почёте была талая водица – снежица (словно из рук самой святой). Ею больных мыли, дома обмывали, цветы поливали, курам носили и т.д. Евдокия-весновка считалась важным праздником. Женщины и девушки надевали длинные до земли рубахи, забирались на пригорки, крыши и пели «веснянки».
Другой торжественный и весёлый праздник – С#972;роки (или день памяти сорока севастийских мучеников). Выпадал на равноденствие – 22 марта (или 9 марта по старому стилю). В этот день из тёплых стран прилетали сорок птиц, на своих крыльях несущих весну, и первая из них – жаворонок или кулик. Накануне праздника женщины пекли печенье и булочки в форме жаворонков, а утром раздавали детям. Ребятня весёлой гурьбой бегала по деревне детишки, рассаживали своих птичек на возвышенные места: пригорки, крыши сараев, стога и поленницы, привязывали к высокому шесту, залезали с ними на деревья и заборы, кидали вверх. Чем выше, тем богаче будет урожай злаков и льна. Как правило, ели не целое печенье, голову приносили матерям: «На-ка, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён такой головастый был».
Благая весть о полноправном приходе весны приходила в Благовещенье. Его дата попадала на конец марта – 25-е (ныне 7 апреля). Особо почитаемый день у православных. Для крестьян – благословение на всякое доброе дело, особенно земледелие. В церквях в этот день раздавали просфоры, ими каждый старался запастись в большом количестве. Их измельчали в крошку и смешивали с посевными семенами, примешивали в корм рабочему скоту, прикармливали пчёл и т.д. Говорили, в Благовещение птица гнездо не вьёт, девица косу не плетёт. День считался неудачным для вспахивания и копания. Считалось, что земля ещё беременная и тревожить её нельзя. Только после Благовещения начинают отбирать семена и готовить землю. Где-то ещё кликали весну и пели «веснянки», но не повсеместно. Известно, что в Смоленской губернии весну встречали дважды – на Евдокию и в Сороки.
…Много лет миновало с тех пор, как перестали мы жить на Руси. То Российская империя, то Российская Федерация. Другие названия, другая жизнь, другие обряды.
Но стали ли мы от новых реалий людьми нового мышления? Да, хлебных куликов не печём, веснянок не поём. Да, природа перестала быть довлеющей над человеком. Но новыми люди не стали… Одно язычество (от природы) сменилось другим – от города. Только идолы стали другими. Вместо закличек весны и других обрядов – ожидание сезонной распродажи, ласковые просьбы у компьютера не зависать, гневные проклятья в сторону не отославшего важную эсэмэску мобильника и т.д. Дети теперь не бегают гурьбой по двору, а сидят в разных точках планеты и рубятся в консоль по сети. Женщины изнуряют себя в офисах на благо семейного процветания (хорошо бы…), а хлебных птичек (на радость сидячим детишкам) ищут в сетевых гипермаркетах. Так и живём, с той же сакральной принципиальностью, но с другими орудиями труда. Так, может, сделать upgrade в сторону ретро? Вдруг окажется удачный ход?!