Разум пассажира – лучший контролёр
Компания РЖД проводит эксперимент. На Ярославском и Павелецком вокзалах Москвы в ближайшее время поставят около 300 турникетов от quot;зайцевquot;. На Ленинградском вокзале такие уже появились. А у нас не так давно реконструирована пассажирская пригородная инфраструктура на станции Смоленск – Центральный. Оборудован зал с двумя турникетными линейками АСОКУПЭ. Стоимость проекта – 212 млн. рублей.Высота дверец – 1,7 метра, толщина стекла – 12 мм. Отодвинуть створки нельзя, перепрыгнуть – невозможно! Пройти, “прилипнув” сзади к другому пассажиру, не получится. Неудивительно, что quot;зайцевquot; сразу стало меньше.
- Многие видят турникеты и сразу разворачиваются к кассам, идут покупать билеты, - рассказывают смоленские контролёры.
Если новая техника зарекомендует себя хорошо, как в Смоленске, её установят на всех московских вокзалах. Но даже супер-турникеты, увы, не спасут железную дорогу от огромного количества безбилетников.
“Зайцами”, по мнению психолога Дмитрия Клевцова, далеко не все люди становятся от безденежья.
- Проблема безбилетников – социально-психологическая, - уверен Дмитрий Клевцов. – Советский человек был избалован государством. Ему многие блага доставались или дёшево, или совсем бесплатно. И эта установка: “Весь мир мне должен” – у многих людей осталась. Конечно, это инфантилизм. Но последствия – неприятные. В душе безбилетника постоянно идёт внутренняя борьба. С одной стороны, он понимает, что ездить “зайцем” нехорошо, и боится контролёров. С другой стороны – постоянно убеждает себя, что он прав. Отсюда – рост внутренней напряжённости. Человек становится
нервным, конфликтным. А поскольку безбилетников много, растёт градус социальной тревоги в обществе.
Многие “зайцы” под своё нежелание покупать билет подводят теоретическую базу.
- Каждый день ездим в переполненных электричках. Отопление – то есть, то нет, вагоны старые. А нам ещё за это и платить?!
Действительно, претензии к железной дороге обоснованны. И вагоны часто неновые, и комфорта не хватает, но…
- Немалую часть этих проблем создают сами же безбилетники, - утверждают в управлении Московской железной дороги. – До 30% пригородных пассажиров сегодня ездят “зайцами”. Только за прошлый год мы потеряли из-за безбилетников 4,5 миллиарда (!) рублей. Эту сумму можно было потратить как раз на ремонт старых и покупку новых вагонов, ремонт платформ и другие важные для пассажиров вещи.
Согласны с мнением москвичей и их коллеги из Смоленского отделения МЖД. У нас ежедневно курсирует в среднем 35 пар пригородных поездов. Часть пассажиров норовит проехать quot;зайцемquot;. За год набегает солидная сумма потерь от проезда безбилетников – миллионы рублей.
Недавно, кстати, железнодорожники отчитались, на что уходят деньги, полученные от продажи билетов на электрички. Цифры говорят сами за себя. Из каждого рубля 10 копеек идёт на техобслуживание и текущий ремонт вагонов и локомотивов. 24 копейки – на капитальный ремонт подвижного состава. 6 копеек – на его обновление. 14 копеек – на содержание платформ: чтобы не было на них снега, мусора и ям. Итого: 54 копейки из каждого рубля уходит исключительно на создание комфортных условий поездки! Остальные 46 копеек – на другие эксплуатационные расходы (38 коп.) и зарплату железнодорожникам (8 копеек с каждого рубля).
Итак, деньги от продажи билетов идут на дело. Но их не хватает. И получается замкнутый круг. “Зайцы” не платят, потому что мало комфорта. А мало комфорта, потому что “зайцы” не платят. И что делать? Покупать билет. Другого варианта нет. Ведь пригородные перевозки сегодня для железной дороги убыточны. В прошлом году в области перевезено более двух миллионов пригородных пассажиров, и хорошо, что Администрация Смоленщины по мере сил и возможностей погашает убыточность пригородных сообщений. Ведь государство эти убытки, как было в советское время, не покрывает. А безбилетники их даже увеличивают! Если так пойдёт дальше, не видать нам новых электричек с мягкими креслами. К слову сказать, у нас уже появились рельсовые автобусы РА-2 в трёхвагонном исполнении. Они курсируют из Смоленска до Рудни и Рославля. А что делать с дизель-поездами, которые постепенно изнашиваются? Наши дети не скоро поедут в вагонах с беспроводным Интернетом. Да и число пригородных поездов может резко сократиться. Зачем делать рейсы, приносящие лишь убытки?! Безбилетники сегодня – главный тормоз развития всей системы пригородных перевозок. И от этого тормоза нужно избавляться. В лозунге “Совесть пассажира – лучший контролёр” слово “совесть” можно заменить на “разум”. Потому что разум подсказывает: надо платить! Пока ещё есть за что.