Подкидыши
Накануне Нового года по ярцевскому телевидению прошла информация о ребёнке-подкидыше. Девочку звали Милана. О ней в органах опеки узнали после звонка престарелой женщины. Волнуясь, бабушка сообщила, что две недели назад внучка привела домой маленькую девочку, сказала, что это Милана и скоро за ней вернётся.В Ярцеве по телесюжету в эфире никто из жителей ребёнка не узнал. Обратились в Сафоново, где тоже на трассе quot;промышляютquot; девушки лёгкого поведения. И вот здесь Милану спасло её редкое имя. Мама девочки работала на трассе quot;интердевочкойquot; и была хорошо знакома органам опеки. А в данный момент она, будучи гражданкой Украины и проживая в Сафонове без регистрации, родила ещё одного ребёнка. По заверениям мамы, от Миланы она отказываться не собирается, в отличие от новорождённого.
На последнем заседании комиссии по делам несовершеннолетних среди массы небрежно одетых, бомжеватых непутёвых родителей на беседу пришёл вполне добропорядочный мужчина. Он сообщил, что дочь свою, которая временно живёт в приюте, он недавно видел, всё хорошо: он отказывается от неё в пользу сестры умершей жены, которая готова оформить опеку. quot;А вы не поинтересовались у девочки, может быть, ей надо что-нибудь? Это ведь вы за неё получаете пенсию по потере кормильца, а у ребёнка нет денег на автобус от приюта до школы доехатьquot;. Папаша тут же бодро пообещал, что брат девочки заедет в приют и привезёт ей деньги. Когда после странного диалога пришлось по крупицам собирать историю, на сердце лег холодок.
16-летняя Марина недавно пришла сама в органы опеки, собрав свои вещи, и попросила определить её в приют. Она больше не могла видеть своего отца. Ещё несколько лет назад семья Марины была вполне благополучной. Папа работал в милиции, алкоголем не злоупотреблял. Решение подзаработать денег на московской вахте стало роковым. Вахта стала символом свободной жизни во всех отношениях – деньги там же пропивались, одиноких женщин для утех хватало. Постепенно глава семейства о своих двух детях и жене стал забывать. Что двигало мужчиной, когда на похороны умершей жены он приехал с любовницей, сказать трудно. Здесь же, на новом семейном совете, решили остаться в Ярцеве. С детьми у папиной избранницы отношения не сложились. Они её интересовали гораздо меньше, чем выпивка. Маринин брат, немногим её старше, молча сносил обиды. Марина с отцом ссорилась, и однажды он выгнал её из дома. Было два часа ночи, на календаре – ноябрь. Спасла семья подружки, приютившая девочку. Отца ситуация устраивала до тех пор, пока Марина не пришла в отдел социальной защиты с вопросом, почему папа пропивает деньги, положенные им с братом по потере кормильца. Вся неприглядная история всплыла наружу.
Одинокие дети при живых родителях - это куда страшнее, чем дети-сироты. Каждодневно испытывать предательство со стороны самых близких людей невыносимо тяжело для детского сердца.
Органы опеки отправляются в очередной рейд по неблагополучным семьям. Молодая мама Наталья дома как всегда отсутствует. Свою двухлетнюю Кристину она в очередной раз бросила на престарелую бабушку. Наташа – сирота, впрочем, Кристина тоже – маму она не видит неделями. Каждый раз при попытке забрать малышку от бабули, уже давно самой нуждающейся в уходе, та начинает плакать: quot;Наталья меня убьётquot;. На этот раз девочку всё же забрали из дома, а с мамой поговорили по телефону. Она истошно кричала, что ушла к подруге, ничего в этом такого нет. Ушла и пропадала несколько недель. Временно подкинуть кому-нибудь из родственников своего ребёнка, временно оставить в приюте, ненадолго… А потом это чувство свободы начинает привлекать всё больше и больше. Как правило, большая часть мам в приюте появляется первое время с покаянием и конфетами. Потом всё реже, реже, пока маму не начинают искать, чтобы узнать о её намерениях относительно ребёнка...
Валентина во времена пробуждения своих чувств к детям сама делает обход по надзорным органам. В эффектно накрашенной и вполне прилично одетой даме признать неблагополучную маму трудно. В этом Валина тактика: она открывает дверь инспекции по делам несовершеннолетних, каждый раз пытаясь произвести фурор: quot;А вот и я, господа, такая вся красивая и благополучнаяquot;. Редкий экземпляр.
К театральным сценам с переодеванием и пафосными речами в милиции и опеке уже привыкли. Но последняя выходка непризнанной актрисы возмутила всех. После того как один из детей несколько дней не появлялся в школе, учительница решила узнать причину. Детей она обнаружила дома, где всё было перевёрнуто, разбросано, ребятишки сидели голодные. Сердце женщины дрогнуло, она повела детей к себе домой, накормила, потом созвонилась с социальной защитой. Первым в приют прибежал папа, вернувшийся с заработков. Он искренне заплакал в кабинете специалиста по опеке: quot;Отдайте мне моего ребёнкаquot;. Валя появилась через время, необходимое для того, чтобы макияж смотрелся естественно, и с порога бодрым голосом спросила: quot;Когда мне можно забрать детей?quot; Однако на этот раз дело на лишение её родительских прав передано в прокуратуру.
Перебирая одну историю за другой, возникает много разных мыслей. Сколько у нас в стране создано структур для защиты прав детей, для решения их судеб! Сколько сил и средств тратит государство, чтобы уберечь детей от их преступных родителей! Они же в качестве наказания получают свободу от родительских забот. Может, эта лояльность и привела к такой массовой безответственности?
Последние годы своей бестолковой жизни Света провела на город¬ской свалке. Здесь был и дом, и работа. Трое ребятишек оставлены на бабушку в соседней со свалкой деревне. Перебирая мусор, Света о смысле жизни вряд ли размышляла. От бурного прошлого она устала. В школе была, как все: в меру активная, читала стихи со сцены. А потом случайно попала к цыганам. Приглянулась девушка старой цыганке, уговорила остаться в их семье, стать женой её сыну. Когда цыганское счастье закончилось, муж пропал, Света вернулась к родственникам в деревню. И здесь всё бы ничего, если бы бабушка, тянувшая на себе троих внуков, не умерла. Горе подействовало на Свету не лучшим образом – она запила окончательно, вынося всё из дома. Решением суда Свету лишили родительских прав, дети были направлены в Сафоновский интернат. А мать продолжала пить, свобода от всех и всего в конце концов стоила ей жизни. Буквально через месяц после лишения родительских прав в пьяном угаре она выбежала на дорогу, прямо под колёса большегрузного автомобиля.
Энциклопедия несчастий пишется самими людьми. Переворачивая страницы одной истории за другой, всё же удалось найти и намечающийся хэппи-энд. Лариса свою пятилетнюю дочь тоже оставила на бабушку и дедушку. Не зная, как повлиять на дочь, отец стал завсегдатаем органов опеки. Ларису взяли на контроль. При очередном посещении её на дому сотрудники милиции заметили намечающийся живот. Признавать себя беременной Лариса отказалась. А через некоторое время в отделе опеки раздался звонок из роддома: quot;Приезжайте быстрее, у нас мама сбежать пытается!quot; Мамой оказалась Лариса. Она билась в истерике и отказывалась признавать новорождённого сынишку.
Забрать малыша из роддома уговаривали все, Лариса упорно просила принять отказ. Решение было принято верное – попытаться найти отца ребёнка. Через компанию, подруг нашли родителя. Молодой человек о том, что стал отцом, не подозревал. И он, и его родители появлению на свет малыша обрадовались. Теперь Ларису уговаривали забрать ребёнка из роддома все бабушки и дедушки, а главное – отец малыша.Так Ванечка не успел стать сиротой при живых родителях. Лариса, едва не потерявшая своё счастье, теперь примерная мама и обдумывает предложение о замужестве.
Каждый день в отделе опеки начинается со звонков, приходят обеспокоенные чьей-то судьбой люди – вряд ли кто смотрит график приёма граждан на дверях. Какой тут график, когда речь идёт о судьбе ребёнка? За каждой историей детская трагедия. Почему же их в наш век не становится меньше? Ответ напрашивается один – наше общество слишком мягко наказывает за родительскую безответственность.