Дороги

86 лет без Ленина, 24 года плюрализма

18 января 2010 года в 14:34
Накануне очередной годовщины смерти вождя мирового пролетариата мы обратились к смолянам с вопросом: "Как вы относитесь к личности В.И. Ленина на 25-м году перестройки?"

Сергей НОВИКОВ, директор ООО "Союз ДМ" (Смоленский Дом молодёжи):
- Думаю, говорить о 25 годах перестройки нет смысла. Если она и была, то только первые два-три года (с 1985 по 1987 год). В остальные годы, на мой взгляд, были назревающая революционная ситуация, революция и её последствия.
В последнее время моё восприятие личности вождя социалистической революции В.И. Ленина и его соратников, конечно, изменилось. Не в лучшую и не в худшую сторону. Оно просто стало другим. Недаром говорится, что всё познаётся в сравнении. На мой взгляд, лучше понять, кто был Ульянов-Ленин, можно, если сравнить его, например, с лидером революции 1991-93 годов Б.Н. Ельциным.
Если проанализировать происхождение, состав семьи, в которой воспитывался, то есть генетические задатки, то у В.И. Ленина они были впечатляющие. Если сравнивать интеллектуальные способности: образованность, количество опубликованных теоретических работ, знание иностранных языков, умение говорить и убеждать, то преимущество лидера социалистической революции тоже довольно очевидно. Сильной стороной Б.Н. Ельцина были незаурядные организаторские способности, решительность, умение выдвинуть яркий лозунг на злобу дня. Всё, что я знаю о человеческих качествах В.И. Ленина, – скромность, честность, аскетизм, верность выбранным идеалам – до сих пор вызывает у меня симпатию.
Трагично, что деятельность Ленина и Ельцина связана с серьёзными людскими потерями. Но в любом случае оба лидера – это часть истории России. А всё, что связано с историей, не может не вызывать уважения и бережного отношения. Надеюсь, у смолян хватит мудрости и дальше не ставить под сомнение важность наличия в городе множества мест и памятников, связанных с именем В.И. Ленина. Будут ли памятники Б.Н. Ельцину, я не знаю.

Владимир МАКАРЕНКОВ, председатель Смоленского отделения Союза российских писателей:
- До сих пор в деревне Жуково, что находится в нынешнем Сафоновском районе, стоит белокаменный крестьянский дом моих предков по линии матери. В нём жили мой дед и прадед. У них была крепкая крестьянская семья, много детей, скот и хозяйство. Они жили прекрасно, честно и светло. Революция им была совершенно не нужна.
Сейчас в этом доме живут чужие люди, а моя бабушка похоронена на одном из ужасных смоленских кладбищ. Если бы не было революции, то мне думается, что наша семья жила бы совершенно по-другому. И сердце не плакало бы от того ужаса, какой она испытывает при взгляде на некоторые уголки родной Смоленской земли.
Я из рода уничтоженных русских крестьян. И к этой трагедии, безусловно, приложил руку Владимир Ильич Ленин.

Ника НИКИФОРОВА, зав. информационным отделом Смоленского государственного музея-заповедника:
- Будучи человеком аполитичным, к Ульянову-Ленину отношусь исключительно с юмором. Насколько мне известно, он и сам обладал чувством юмора, причём достаточно тонким, частенько рассказывал анекдоты и заразительно смеялся. А чего стоит знаменитая фраза Ленина о Н.К. Крупской: "Я женился на Наде, потому что она была единственной знакомой женщиной, которая понимала Карла Маркса и умела играть в шахматы". Не правда ли, весьма остроумно?
На протяжении всех лет существования "совка" биография Ленина неоднократно переписывалась в соответствии с очередным текущим моментом – от образа добренького вождя, очень любившего детей и печников, до инициатора первых отечественных концлагерей. В любом случае пинать Ленина сейчас – это всё равно, что пинать мёртвого льва, а значит, по моему мнению, достаточно гадко. Если представить, что я могла повстречать сегодня живого Ленина, то попросила бы его выдать какой-нибудь новый лозунг-слоган, например: "Коммунизм есть советская власть плюс компьютеризация всей страны". (Кстати, уверена, что в интернет-пространстве Ильич стал бы своим человеком.) Как женщина поинтересовалась бы, любил ли он всё-таки свою жену… А если серьёзно, то, поскольку ваш опрос проходит в праздничные дни, считаю: как хорошо, что в Новый год к нам приходит Дедушка Мороз, а не дедушка Ленин!

Александр МУХАНОВ, программист:
- Ленин для моего поколения "людей за 40" – персонаж, с одной стороны, сказочный, наравне с Дедом Морозом. Легенды и сказки о жизни вождя сопровождали меня всё детство, вызывая тихие сомнения в реальности существования этого человека. А с другой стороны, когда я больше узнал о том, что он сумел сделать, у меня возникло ощущение, что его достижения удивительно легки и произошли "сами собой" только потому, что ему удалось ловко оседлать некую стихию…
Ленин-фокусник жил в моём сознании недолго. Началась перестройка, и я увидел многих людей, на разные лады менявших мою жизнь, далеко не всегда к лучшему. На глазах возникали и рушились авторитеты, и политики той поры вызывали стойкое ощущение стёклышек в калейдоскопе. Ленин же был незыблем – "он сокрушил Россию, которую мы потеряли" и которая, как уверяли "стёклышки", бодро возвращалась к нам. Симпатий к этому возврату у меня не нашлось, и Ленин снова оказался в фокусе моего умственного внимания.
Что выяснилось? Безусловный западник, не видевший в России собственных ресурсов и идей для развития, он рассчитывал на то, что прогрессивная Европа проснётся, возьмёт и потащит русский народ в светлое будущее, научит работать, жить – в общем, всему. Надо только помочь робкой Европе, вдохновить её на подвиги, и вот тут русские придутся кстати, они безусловно прорвут брешь в "цепи капиталистических держав" и Европу разбудят. Что и произошло в 1917 году. Окончание же истории было удивительным – русская революция освободила и повела вперёд русский народ, дав ему новую историческую субъектность, а вот Европа как-то не сподобилась, расчёт на мировую революцию провалился. Отсюда вывод – организатор революции в России объективно действовал как национальный лидер в интересах большинства населения, которое эту революцию поддержало. Упрёки в ужасах и кровавых судорогах 17-го года справедливы, но чтобы всерьёз их принять, сначала следует объяснить, откуда вообще революции и гражданские войны в истории берутся. Мы ведь тут не первые: в Реформацию, в период религиозных войн в Германии перебили больше половины народа, про Великую Французскую революцию уж и не говорю. Учебники истории за 6-й и 8-й классы советской школы не врали, так что выводы всем доступны.
Что такое Ленин сегодня? Это пример человека, который имел огромный замысел и сумел его воплотить. Когда я слышу причитания политических карликов, не умеющих ни сформулировать собственные цели и средства, ни воспользоваться гигантскими, по сравнению с ленинскими, возможностями Интернета, радио и прочего, приходит истинное понимание гениальности Ленина и его значения для России. Хотя, возможно, объективная оценка этого деятеля и его свершений ещё впереди.

Ольга ГОЛОБОКОВА, учитель русского языка и литературы:
- Когда говорят об исторических личностях, часто употребляют фразу "суд истории". В отношении личности Ленина суд истории творится, скорее, не в поиске каких-то фактов его биографии и истолковании его деяний, а в том, что доныне Ленину отказано в христианском погребении. Факт немыслимый для истории Европы! Изобрётенная Лениным антирелигия надругалась над её же творцом, продолжающим истлевать под аккомпанементы рок-концертов на Красной площади. А русские люди, по словам христианского мыслителя ХХ века И.А. Ильина, то и дело ошибаются, верят провокаторам, возвеличивают бесстыдников, торопятся прицепить свой чёлн к корме большого, хотя бы и проклятого корабля.

Сергей ЛЮБИМОВ, журналист:
- Почему-то в новой России все ленинские даты – это повод прежде всего говорить о необходимости захоронения его тела. Во-первых, знающие люди утверждают, что саркофаг и так находится ниже уровня земли, во-вторых, закопать вождя призывают как раз те, кто как огня боится ленинского наследия и самой памяти о ленинских делах. Тем самым проблема социальной справедливости в обществе опошляется до пререканий "хоронить – не хоронить". Однако раз уж всё слышнее голоса "похоронной команды", давайте попробуем разобраться со значением одной отдельно взятой могилы.
Мне непонятно, почему у самой большой страны мира не может быть своего особого пути, особенно если вся её история его подтверждает. Почему у нас при всей нашей уникальности и неповторимости не может быть – хотя бы в виде исключения – мавзолея создателя государства, одного из самых могущественных и уважаемых в истории России? Почему мы вообще не можем похоронить так, как считаем нужным, самого выдающегося исторического деятеля современности, кардинально изменившего ход мировой истории? Может, мы должны прислушиваться к мнению карликовых государств Европы, следующих в фарватере лидеров мировой политики?
Часто говорят, что мавзолей – это "азиатчина". Может, так оно и есть, но разве весь современный мир не торжество "азиатчины"? Оцените Китай, Японию, Малайзию, Индию…
Дальше. Почему многие из нас не соблюдают христианские заповеди, но так охотно рассуждают о "нехристианскости" упокоения Ленина? Разве Ленин был христианином? Лев Николаевич Толстой, христианин, совесть нации, похоронен без креста и вот уже больше века отлучён от церкви. Однако это не беспокоит некоторых наших правдоискателей так, как мощи Ильича. Может, "советские" даты – это повод заглянуть в себя, а не сбиваться в стаю, какой бы она ни была?

Продолжение темы gt;gt;>
Информация – это ресурс
Смоленская команда КВН будет \"зажигать\"!

Другие новости по теме