Ещё раз о проекте "Смоленская инициатива"
Материалы на эту тему, в том числе – опубликованные "Смоленской газетой", обсуждались в ветеранских организациях нашей области, получили одобрение и поддержку. Тот факт, что инициатива признана Губернатором нашей области С.В. Антуфьевым достойной, доведения её содержания до Президента Российской Федерации Д.А. Медведева придаёт её особое значение и обязывает каждого жителя Смоленской области определить свою гражданскую позицию. В настоящее время это особенно важно, потому что мы вступили в активную фазу формирования правового государства и организации гражданского общества.Пора дать правовую оценку тяжелейшему для нас, россиян, вопросу – человеческим потерям во Второй мировой войне.
Официально цифры потерь были названы 19 июня 1991 года на пресс-конференции военного советника Президента СССР маршала С.Ф. Ахромеева: военнослужащих и партизан не вернулось с войны 8 миллионов 668 тысяч 400 человек; пропало без вести и попало в плен – 3 миллиона 396 тысяч 400 человек; половина из них погибла в плену; гражданского населения погибло около 19 миллионов. На этой же конференции был поставлен вопрос: "До каких пор мы будем мириться с формулировкой "пропавший без вести"? Маршал ответил: "Сейчас для нас эти люди равны: и пропавшие без вести, и погибшие на глазах однополчан. Все они были защитниками Родины".
Сегодня в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО) в его обобщённой базе данных (ОБД) имеются документальные данные, обосновывающие названные цифры, имеются также трофейные документы на пять миллионов военнопленных солдат и офицеров Красной армии, замученных немецко-фашистскими завоевателями в концлагерях на временно оккупированных территориях и в самой Германии. В настоящее время официальные службы ФРГ и общественные организации занимаются увековечением памяти замученных военнопленных. Издаются в достойном оформлении по нашему образцу Книги Памяти и рассылаются по республикам бывшего СССР. У нас, в Смоленске, эти книги тоже имеются.
Но вопрос о признании "пропавших без вести" и погибших в концлагерях, погибшими при защите Родины, остаётся открытым. Развал СССР и появление на его территориях ряда государств с антироссийской политической ориентацией этот вопрос обострили…
Однако исторические факты и мировая статистика помогают расставлять всё по своим местам: подведены итоги по всем бывшим военным формированиям Красной армии, военнослужащие которых, возможно, какое-то время числились пропавшими без вести. Многие из них были осуждены, у нас и за границей, других судят и сегодня. Число невозвращенцев известно: 451,5 тысячи; из них 382 тысячи после войны отбывали наказание за измену Родине.
Остаётся ответить на последний вопрос, оставшийся с той страшной военной поры, когда главноверх Сталин приказом №227 всех, оказавшихся в плену (а это пропавшие без вести), объявил изменниками Родины. История показала, что это, к счастью, не так. Миллионы, оказавшихся в плену, потом вернулись в армию, ушли в партизаны, влились в "сопротивление" в странах Европы. Многие вернулись домой живыми. Идея "Смоленской инициативы" – исключить "негативный моральный отклик у потомков пропавших без вести. Это может сделать только Президент Российской Федерации – правопреемницы СССР, народы которого сполна заплатили за свободу свою и спасли мировую цивилизацию от фашистской чумы. Нам теперь следует посмертно вернуть им имена патриотов, погибших при защите Отечества.
У "Смоленской инициативы" есть ещё одна тема для обсуждения – активизация деятельности поисковых отрядов, как одного из способов отыскания пропавших без вести, их останков, а возможно и документов.
Бесспорно отряды поисковиков делают большое благородное дело. Но уповать только на него не представляется продуктивным. Да и не очень это по-христиански: тревожить кости, принятые и прикрытые сырой землёй.
Накануне празднования 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне принятие решения о признании "пропавших без вести" погибшими при защите Отечества будет воспринято народами страны как важный стимул воспитания патриотического сознания и формирования гражданского общества.