В зоне повышенной опасности
Не так давно вокзал в Ярцеве приобрел современный вид. Вместе с комфортом для пассажиров улучшились условия работы и у транспортной милиции. Для сотрудников это очень важный момент, поскольку работа у милиционеров круглосуточная. За сутки приходится встречать и провожать 10 пригородных и 18 пассажирских поездов. Протяженность участка, попадающего в зону ответственности, составляет 70 километров.- Самодисциплина - вот что я в первую очередь требую от своих сотрудников, - говорит начальник линейного пункта милиции по станции Ярцево Игорь Федорин. - Зачастую постовому милиционеру приходится самостоятельно принимать решение по поступившему сигналу. Наша работа требует способности моментально концентрироваться.
Специфика работы железнодорожной милиции имеет свои особенности: сотрудник должен обладать навыками дознавательной, розыскной и других видов деятельности. Потому и школа милиции для транспортников своя, и постоянные курсы повышения профессионального уровня организованы. Вместе с Игорем Юрьевичем мы проходим по служебным помещениям, здесь учтено всё - и для работы, и для отдыха, и для занятий физической подготовкой. Это немаловажный фактор, ведь человек действительно половину своей жизни проводит на работе. Из кабинета дежурного хорошо просматривается и зал ожидания. В общем, всё под контролем.
Чтобы лучше понять и оценить объем работы железнодорожной милиции, начнем со статистики. В 2008 году за распитие спиртных напитков было составлено 347 административных протоколов, за появление в нетрезвом состоянии - 25, за нарушение правил перехода через железнодорожные пути - 43. Были выявлены 11 нелегальных иммигрантов, на предмет федерального розыска проверены 1795 человек. Помимо этого, сотрудники работали по раскрытию тяжких преступлений, грабежей и разбоев, принимали участие в пресечении незаконного перевоза наркотических средств. Кстати, на преступника или того же наркомана у милиционера, как говорится, глаз намётан.
Как любого пассажира, журналиста в первую очередь интересует вопрос безопасности в поездах. Здесь, казалось бы, если что случилось, найти преступника практически невозможно. Но это мнение обывателя. Секретов розыска Игорь Юрьевич выдавать не стал, а вот о халатности пассажиров напомнил:
- Многие оставляют без присмотра свои мобильные телефоны. Для людей криминального склада ума это просто как «красная тряпка». Если телефон оценивается как дорогостоящий, похититель готов выйти не на своей станции. Частенько бывают такие случаи, когда женщины при других пассажирах выставляют напоказ содержимое своих сумочек. Это наиболее часто встречающиеся случаи хищений. А времена, когда в поездах забывали телевизоры, прошли. С такими случаями в 90-х годах приходилось сталкиваться.
Игорь Юрьевич, прежде чем стать начальником, 18 лет отработал постовым милиционером. Привычка замечать каждую мелочь, возможно, необходимую в дальнейшем деталь выработалась за годы службы. В одно из дежурств в смоленском поезде была совершена необычная кража - пропали оленьи рога. Мужчина с такой большой ношей отпечатался в памяти, вплоть до машины, в которую он сел, что в дальнейшем и помогло раскрытию преступления.
Если для милиционера территория у железнодорожных путей является зоной повышенного внимания, то для пассажира - зоной повышенной опасности. Но люди, к сожалению, это для себя уясняют плохо. Вот один из примеров: восьмидесятилетняя бабуля, переходя через пути в неположенном месте, выронила трехлитровую банку. Несмотря на приближающийся поезд, решила поднять ее. Только по счастливой случайности травмированная пожилая женщина осталась жива. Давая показания, всё же себя оправдывала: «Банки нынче дорогие». А сколько же стоит жизнь? Почему-то этот вопрос в голове человека при виде надвигающегося поезда не возникает.
Интересный факт: по статистике, количество погибших людей на железнодорожных путях возрастает именно осенью. Только на Ярцевском участке в 2008 году осенью зарегистрировано четыре эпизода с летальным исходом. Бывают и случаи самоубийства. Такая форма прощания с жизнью, известная со времён Анны Карениной, поражает особенно. Надвигающаяся махина не останавливает человека. Кто-то садится на рельсы, кто-то идёт навстречу поезду. Каждый случай индивидуален, по каждому потом проводится расследование в полном объёме. Бывают, конечно, и случаи гибели людей из-за их бессознательного состояния. Один из таких травмированных осенью остался жив, но лишился ног. Человек до сих пор не может вспомнить, как так случилось, что «не успел перенести ноги» через рельсы. Может быть, полз, может, упал - одним словом, был пьян.
Продолжая тему алкоголизма, начальник линейного пункта милиции заметил, что пить стали меньше. Сказалось и то, что на вокзалах наведен порядок, и теперь это не место, где можно «перехватить». Ещё несколько лет назад в смоленские поезда московского направления люди боялись брать билеты. Вахтовики устраивали бурное прощание с родиной задолго до отправления, тогда работы у милиции было через край. Как только появились специальные автобусные рейсы, спокойствие вернулось на вокзал. Нет здесь и когда-то досаждавших цыган, бомжей, желающих переночевать в тепле. Существующим порядком в линейном пункте довольны: всё же вокзал - лицо города.
Сегодня отчетливо видно любому пассажиру, насколько современнее стало обслуживание на железной дороге. Кстати, помимо объявлений дежурных по станции, появились и записи голосовых роботов, предупреждающих о движении поезда. Но, к сожалению, продвигается вперед только технический прогресс, что касается человека, здесь, как и вчера, недостаточное осознание опасности. Особенно начальника линейного пункта милиции волнуют дети:
- Редкий ребёнок пройдет, чтобы не кинуть камень или подложить что-нибудь на рельсы. Особенно опасным стал район железной дороги, проходящий через городскую черту. У детей появилась игра - садиться на рельсы и сидеть до последнего, кто сколько выдержит перед надвигающимся поездом. Проводим большую совместную работу с инспекцией по делам несовершеннолетних. Но, похоже, подросткам не хватает родительского внимания.
Стремление к чему-то необычному всегда влекло детей. Только за 2008 год в линейный пункт милиции были доставлены 29 несовершеннолетних, без цели блуждающих в районе железнодорожного полотна. Бывают среди таких подростков и беглецы из детских социальных учреждений. Это хотя и другая проблема, но итог может быть плачевным. Так, на станции Милохово несколько лет назад погиб подросток, собиравший банки из-под пива.
Машинисты поездов часто жалуются на случаи обкидывания камнями железнодорожных составов во время движения. Несколько лет назад такой случай, происшедший на территории нашей области, привел к очень серьезным травмам, нанесенным пассажиру. Немалые материальные потери несет железная дорога и от подкладывания камней на рельсы. Прокручиваясь под колесами состава, даже небольшой камешек создает неровности на рельсах. Иногда камни выкладывают на рельсы чередой метров в десять. Детской шалостью такое уже не назовёшь. В один из зимних периодов работникам железнодорожной милиции пришлось расследовать и более серьезные игры уже повзрослевших подростков. Возвращаясь с городской дискотеки в частный сектор, молодые люди подкладывали на железнодорожные пути брёвна спиленных неподалёку сосен. Варшавскому поезду приходилось несколько раз применять экстренное торможение. Подобная шалость имеет своё название статьи уже в Уголовном кодексе.
- О чем бы мы с вами ни говорили, вот это меня беспокоит больше всего, - говорит Игорь Юрьевич. - Кражи в поездах были и будут всегда, расследовать их - наша работа. А вот что касается поведения детей, печальных исходов после их «игр», надо, к большому сожалению, заметить, что из поколения в поколение передаются одни и те же ошибки.
Похоже, что в этом направлении у железнодорожной милиции ещё много работы. Впрочем, необходимость этой структуры не отпадёт при любой автоматизации. Потому что есть понятие «человеческий фактор». Разное воспитание, разное понимание, плюс жизненные обстоятельства. Присутствие милиционера на любой станции дисциплинирует пассажиров и даёт уверенность, что всё в дороге будет хорошо. Но при этом и самим не стоит расслабляться.
Татьяна РАЙХЛИНА