Поэт как брэнд?
Твардовский – брэнд. Именно так его полагают сегодня. У филологов, правда, есть своя, иная точка зрения. Но сколько у нас тех филологов? В 2010 году – году столетия со дня рождения – Александр Трифонович просто обязан привлечь внимание всея Руси на родину всех великих – Смоленщину. Вот только удастся ли?У области есть, мягко говоря, неоднозначный опыт празднования знаковых дат. Причём что ни на есть самых-самых. Двухсотлетие Глинки – а Глинка ведь не менее Пушкина "наше всё", только положенное на ноты, – мы отметили так скромно, что и вспоминать неловко. Ну то дело прошлое, и начальники тогда были другие…
О том, чем нам "грозит" круглый юбилей другой общенационально признанной персоны, мы беседуем с Михаилом ЕВДОКИМОВЫМ, заведующим лабораторией туристско-рекреационных исследований Смоленского гуманитарного университета.
- Почему, если раньше говорили о развитии туризма как отрасли региональной экономики, сегодня говорят о туризме в основном лишь в привязке к четырём главным "смоленским" юбилеям? Оправдан ли такой подход?
- Да, в принципе, вполне закономерно. Во-первых, на юбилеи пойдут федеральные деньги. Во-вторых, под шапкой этих дат будут рассматриваться даже самые неожиданные проекты. Необязательно их осуществлять, но важно рассматривать. И это, в общем-то, очень хорошо. Юбилеи активизируют мысль, которая явно у нас застоялась.
- Как бы вы отранжировали грядущие юбилеи и где в этом ряду 100-летие Твардовского?
- Второе место. Безусловно, после двухсотлетия Отечественной войны 1812 года – вот оно, наше смоленское "всё". Все события той войны происходили у нас, на Смоленщине. Да, было подмосковное Бородино, был калужский Малоярославец, и белорусская Березина тоже была, но ведь мало кто понимает, что вся кампания локализовалась на Смоленской земле, вдоль Старой Смоленской дороги. Туда и обратно… Естественно, юбилей Твардовского надо ставить перед 50-летием полёта человека в космос. Гагарин лишь родился на нашей земле, о чём помнят, по большому счёту, лишь сами смоляне. Гагаринских, а уж тем более "космических" мест в России много. И не факт, что Смоленщина окажется среди них первой. На четвёртом месте 1150-летие упоминания Смоленска в летописи.
- А где находятся "твардовские" места?
- Кстати, вы заметили, что юбилей Твардовского отлично сочетается с 65-летием Победы?.. Места поэта – это его дом в Смоленске, вуз, где он учился, – ныне это СмолГУ, писательская организация, в рядах которой Твардовский состоял. Естественно, это так называемый хутор Загорье, где он родился, и "станция Починок", которую воспел. Ещё имя Твардовского связано с Москвой, но это уже другая история. Хотел бы обозначить и такой аспект: Смоленщина есть место действия литературного героя главного произведения Твардовского – "Василия Тёркина". Ведь Вася сражался на нашей земле. А где ещё? В Гжатском районе, Духовщинском, Вяземском, Руднянском. А Твардовский в это время был военкором. В общем ясно, что всё это дело происходило на Смоленщине. На всей нашей Смоленщине.
- Твардовский – культовая фигура?
- Нет. И в связи с этим не надо ждать на Смоленщину паломничества. Твардовский – всё-таки не Пушкин. Это сложная, двойственная личность. До развенчания культа он – главный проповедник сталинских идей: "Страна Муравия", "За далью даль". После 1953 года – "диссидент", тот, кто печатал в "Новом мире" Солженицына, хотя у них были сложные отношения.
- Твардовский в современном восприятии практически полностью сливается с Василием Тёркиным. Согласны?
- Да. Более того, Василий Тёркин серьёзно перерос своего создателя. Тёркин – это архетип. Вы заметили, что даже на памятнике, который стоит в центре Смоленска, он очень похож лицом на Юрия Гагарина? Кстати, Гагарин - тоже архетип. Вот как слилось… Поэтому, конечно, мы говорим "Твардовский", а подразумеваем Василия Тёркина.
- Кто, по-вашему, приедет к Твардовскому в этот круглый юбилей?
- Смоляне. Может быть, москвичи – юные, в рамках программ патриотического воспитания, организованных правительством Москвы. Белорусы, наверное, подтянутся. Безусловно, фронтовики – тоже по направлениям ветеранских организаций. Плюс филологи – на конференции. И всё.
- Они приедут в Смоленск или в Починок?
- Конечно, в Смоленск. А что в Починке-то им делать? А где их размещать? И уже поздно думать об организации туристической инфраструктуры. Нет её там, и новую создать не успеем. Да и, по большому счёту, не нужна она в Починке к этому юбилею… Приедут на полдня в Загорье, отпразднуют – и обратно, в областной центр.
- А что в областном центре? Памятник на площади Победы, музей-квартира, библиотека имени Твардовского, именная премия Союза писателей России…
- И что с того? Памятник, по-моему, не такой уж необычный – две фигуры на бревне я видал и в болгарском городе Плевен (Плевна). О музее-квартире не знает даже подавляющее большинство смолян. А уж о библиотеке и премии вообще говорить не хочется. Хотя идея с премией хорошая… Об Александре Твардовском, увы, мало кто сейчас помнит. Но, повторюсь, все помнят о его герое - Василии Тёркине. Вот такой у Александра Трифоновича получился нынче "псевдоним"…
- Кстати, о музее. Цитата из Википедии (интернет-энциклопедии), авторы Гризлиус и Паумен:
"В кратком путеводителе "Смоленский государственный музей-заповедник" чёрным по белому написано: "Музей-квартира "А.Т. Твардовский в Смоленске" открыт в 1990 году. Сохранён жилой интерьер, в одной из комнат размещена экспозиция, рассказывающая о творчестве выдающегося поэта и его пребывании на Смоленщине"… Чудом обнаружив малоприметный музей, я нажал на звонок. Он оказался хитрым: нетривиально запищал, а затем раздался звук, напоминающий автоматную очередь, только значительно тише. "Очевидно, оригинальный звонок напоминал Твардовскому о Великой Отечественной войне", - с благоговением подумал я. Однако звонок прозвучал впустую: за дверью никого не было. Квартира явно находилась под сигнализацией, и взламывать замок, чтобы потом в отделении милиции настойчиво рассказывать о своей безграничной любви к Твардовскому, путешественникам не хотелось. Пришлось возвращаться обратно ни с чем.
- Ну ничего, новый район посмотрели, - утешал я Паумена. - Хорошо, что Твардовский не в центре Смоленска жил...
- Хотел бы я знать, где живёт ответственный за музей-квартиру, - мстительно отвечал Паумен. - Поквитались бы...
- В качестве наказания, - пошутил я, - его надо заставить выучить наизусть "Василия Тёркина"...
Чтобы закончить эту грустную историю, сообщу, что мы и на следующий день добрались до музея: ситуация повторилась.
- Ну что тут скажешь: глас народа...