Трамвайчик тронется, депо останется
От повышения платы за проезд в муниципальном электротранспорте выиграют… строители! В 2001 году смоленский трамвай отметил вековой юбилей, а сегодня уже можно говорить о ликвидации этого вида транспорта. Деградация трамвайного сообщения в областном центре идёт всё последнее десятилетие. В 2000 году в Смоленске было 12 трамвайных маршрутов, затем их количество сократилось до восьми, а ещё через несколько лет – до четырёх. Впрочем, тут же спохватились, ввели дополнительный маршрут (quot;семёркуquot;), однако это уже что мёртвому припарка.Ликвидация путей на главной улице города – Большой Советской – нанесло смертельный удар этому виду транспорта. Трамвайное quot;кольцоquot;, опоясывающее центральную часть города, оказалось разорванным. Отныне в случае аварии или ДТП всем трамваям приходится стоять, а раньше их можно было пускать в обход. Любая мелочь фактически парализует рельсовое движение в центральной части города.
Ждать трамвая приходится всё дольше. На некоторых маршрутах интервал движения по норме растянут в послеобеденные часы на 15-19 минут, но из-за плохого диспетчеринга увеличивается порой до получаса. А с интервалом в полчаса это уже не общественный транспорт, это издевательство.
Изрядно изношенный и постоянно сокращающийся парк смоленских трамваев явно не справляется со своими задачами. Старые, изуродованные пёстрой многослойной рекламой вагоны не украшают, а уродуют город и не вызывают особых симпатий у жителей. Среди смолян много тех, кто поддерживает решение убрать трамвай с улиц областного центра. Нынешним летом подобное, уже не стесняясь, озвучивали в городской администрации.
Налегли на рельсы
А ведь ровно год назад администрация Смоленска подавала совсем другие quot;сигналыquot;. Исполняющий тогда обязанности мэра Владимир Колпаков так рисовал перспективы смоленского трамвая: quot;Электротранспорт будем совершенствовать. Необходимо обновить подвижной состав, отремонтировать пути и сделать скоростной трамвай. При этом надо устроить так, чтобы автомобильный транспорт и рельсовый не мешали друг другу – значит, рельсы придётся оградить бордюром или обособить как-то иначе. Трамвай ликвидировать ни в коем случае нельзя! Выручка, которую он ежедневно приносит, больше, чем та, что получают муниципальное автобусное предприятие и смоленский троллейбус вместе взятые. Может быть, в трамвайном парке меньше воруют?.. Но правдоподобнее другая версия – трамваи ходят по графику, а автобусы его постоянно нарушают. Плюс к тому, трамваи начинают движение раньше, а заканчивают его существенно позже другого транспортаquot;.
Вот так, на полном серьёзе. В 2008 году даже обсуждалась возможность организации ночного трамвайного движения по повышенному тарифу.
Пустота – красота!
Нынешнее quot;справедливоеquot; повышение тарифа на проезд сразу на три рубля не улучшит положение, а окончательно добьёт смоленский трамвай. Главный аргумент в пользу этого тезиса: кто же за такие деньги на нём поедет?!
А ведь нечто подобное уже было. После так называемой монетизации льгот тысячи старушек-ветеранов, которые раньше катались бесплатно, перестали разъезжать туда-сюда. Вернее, разъезжали они от дома до рынка, как правило, оптового, с целью закупить ежедневную снедь хоть на рубль, но дешевле. Времени у пенсионеров много, чего не ездить-то? Однако после того, как бабушек заставили платить, выяснилось, что им выгоднее затариваться в ближайшем к дому магазине. В результате в салонах трамваев стало заметно просторнее – это, конечно, плюс. А то, что многие оптовые рынки, как, например, некогда популярный рынок на Речной, тогда фактически оказались на грани закрытия из-за ухода привычных покупателей, – так это монетизаторы просчитать не удосужились.
Интересно, а выгодно ли будет сейчас гонять по городу опустевшие трамваи?
За семь – и с прибылью!
В сфере общественного транспорта главным конкурентом трамвая и троллейбуса являются автобусы: муниципальные и частные, многоместные и quot;Газелиquot;. Неужели и они затянут властям свой quot;плач Ярославныquot; с требованием увеличить тариф? Не сомневайтесь, так и случится.
Однако если разобраться, большинство из них сегодня вполне рентабельны, более того, работают с прибылью! Разве вывел бы частник машины на линию себе в убыток? Да, ждите! Так что 7-9 рублей вполне окупают автобусные перевозки. Весной и летом нынешнего кризисного года, когда цена на самый массовый бензин марки Аи-92 падала до 16,5 рубля, прибыль ещё и увеличивалась, ведь тариф рассчитывался из докризисных 22 рублей за литр горючего.
И вот когда автобусники и маршрутчики уровняют свои тарифы с трамвайщиками, начнётся самое интересное. Люди просто-напросто пересядут на авто.
По машинам!
Как правило, человек делает не менее двух поездок в будний день (на работу и с работы), причём не на самые большие расстояния (с Киселёвки в центр, из центра в Заднепровье и т.д.). Грубо говоря, пять километров туда да пять обратно – итого 10 километров. На трамвае по новым тарифам это будет стоить 20 рублей.
А если воспользоваться личным транспортом? При нормативном расходе горючего в городском цикле (10 литров на 100 километров у quot;Жигулейquot;) и нынешней цене на бензин в 21 рубль за литр Аи-92 получаются практически те же деньги. Правда, это если у вас quot;Жигулиquot;. А если современная малолитражка? А если едешь не один, а с семьёй? А если не на пять километров туда и обратно, а на три? А если, если… В конце концов, в собственной машине всегда комфортнее, чем в шумном, грязном, промороженном вагоне рядом с подвыпившим типом на соседней скамейке. И по полчаса на остановке ждать не надо.
Кому-то – пробка,
а кому-то – крышка
Теперь осталось лишь представить, какие пробки будут в городе, когда население Смоленска вдруг quot;вспомнитquot; о личном транспорте. Но не сомневайтесь, в пробках окажется виноват всё тот же злосчастный трамвай!
Узкие улицы города можно расширить только за счёт ликвидации трамвайных путей. В других случаях разбитый асфальт у рельсов служит препятствием – машины сбавляют скорость, чтобы не потерять подвеску, и создают заторы. Кроме того, прописанный в ПДД приоритет в движении трамвая при повороте прямо-таки провоцирует аварии, которые надёжно перекрывают по пол-улицы, не так ли? Какие ещё нужны аргументы…
Послесловие
Добьют они наш смоленский трамвай, ой добьют! А когда этот вид транспорта ликвидируют, обнаружится, что на месте трамвайного депо, в самом центре города, рядом с quot;Гиперглобусомquot; можно построить целый квартал многоэтажек. Плюс втиснуть по торговому центру на место каждого из девяти разворотных колец. Да ради такого случая не то что столетний трамвай изничтожить можно! Ради этого ничего не жалко.