Очень регулируемое движение
Светофоров в городе прибавилось значительно, это факт, который не отметил бы только ленивый. Глядя на то, какими темпами на улицах города вырастают красно-жёлто-зелёные, в голову приходит только одно сравнение: как грибы после дождя. В нашем случае – после юбилея.Итак, для начала разберёмся с цифрами. По словам директора СМЭУ (монтажно-эксплуатационный участок) ГИБДД УМВД России по Смоленской области Александра ТИПЛЯКОВА, сегодня в городе 42 светофора, находящихся в ведении учреждения. Это те приборы, которые были установлены до реконструкции, то есть старожилы смоленских улиц.
Информацию о новых объектах предоставили в МКУ «Строитель». Всего за время реконструкции было установлено 175 транспортных и 120 пешеходных светофоров. На улице Кирова оборудовано 11 объектов (объектами в организации именуют пересечения главной магистрали с сопряжёнными улицами). Это включает 98 транспортных и 74 пешеходных светофора. Кстати, теперь ставят дублирующие приборы. На улице Большой Советской оборудовано четыре объекта, это всего 36 транспортных и 28 пешеходных светофоров. На улице Генерала Лукина установили два пешеходных светофора, на улице Крупской оборудовали четыре объекта, где используются 38 транспортных и 16 пешеходных светофоров.
Оборудование и установка обошлись в 24 миллиона 330 тысяч рублей.
Кроме того, в этом году к уже имеющимся добавят еще 17 транспортных и 36 пешеходных светофоров. На улице Нормандия–Неман оборудуют два объекта (семь транспортных и восемь пешеходных светофоров); кроме того, на улице Нормандия–Неман появятся три автоматизированные системы управления движением для пешеходных переходов. На улице Маршала Жукова – ещё два, где будут использоваться 10 транспортных и 28 пешеходных светофоров.
Как рассказали в МКУ «Строитель», новые приборы – это транспортные светофоры плоского исполнения «Люкс», с тремя секциями и с табло обратного отсчёта времени, с современным дизайном, антивандальные. Пешеходные интеллектуальные светофоры серии «Люкс» тоже антивандальные, оборудованы обратным отсчётом времени и анимацией.
Работа светофорных объектов координируется с помощью устройства согласования времени «КОМКОН GPS».
Стрелки, хвосты и зебры
Казалось бы, такое количество новых светофоров призвано настолько чётко отрегулировать движение в городе, что с надоевшими пробками можно попрощаться. А пешеходам с новым количеством регулируемых «зебр» и вовсе не захочется сокращать свой путь, нарушая правила. А что на деле?
В некоторых случаях новая схема движения действительно улучшила положение. Например, теперь пешеходам на перекрёстке улиц Кирова, Шевченко, Крупской и Тенишевой не приходится делать круг для того, чтобы попасть от медакадемии на улицу Шевченко. Поворачивать налево на улицу 25 Сентября с улицы Крупской стало безопаснее; теперь не приходится ждать, когда иссякнет поток встречных машин, выделена отдельная полоса и отдельная секция светофора со «стрелкой». То же самое относится и к повороту налево с улицы Крупской на проезд Маршала Конева.
Но из-за работы некоторых светофоров движение только тормозится. Например, в утренние часы, чтобы повернуть с улицы 25 Сентября на улицу Крупской, приходится отстоять огромную очередь, теперь водители делают крюк, чтобы не стоять в пробках. Зелёный сигнал светофора выпускает с проезда Маршала Конева на улицу Крупской всего четыре-пять машин, очередь следующих подходит примерно через минуту. В часы пик здесь собирается хвост практически до изгиба дороги у здания администрации Промышленного района.
На улице Пригородной помимо жилых домов расположено немало офисов, а потому и поток машин, поворачивающих сюда с улицы Кирова, немаленький. Но зелёная стрелка светофора пропускает сюда только по две машины с промежутком почти в полторы минуты. Разрешающий сигнал светофора со стороны улицы Пригородной горит ровно столько же, сколько и «зелёный человечек» у пешеходов. То есть автомобили, поворачивающие налево в сторону физдиспансера, тут же останавливаются, пропуская пешеходов. Хорошо, если переходящих дорогу немного, это позволяет завершить маневр.
Жители улицы Черняховского жалуются на то, что при выезде на улицу Кирова цвет светофора порой сложно разглядеть, его заслоняет столб.
– Каждое утро я спешу на остановку в Трамвайном проезде, – говорит Юлия Соколенко. – Я не понимаю, зачем там установили светофор. Во-первых, поток машин небольшой, да и разгоняться по ямкам, которые там всегда были и есть, автомобили не успевают. Во-вторых, водители привыкли пропускать пешеходов к трамваю. Теперь же мне как пешеходу приходится почти две минуты стоять и ждать, глядя на уходящий трамвай, чтобы перейти дорогу по правилам. А ведь многие этот светофор по привычке игнорируют! Я видела ситуацию, когда бабушка побежала, увидев приближающийся трамвай, на остановку, а её чуть не сбила машина! И водитель ведь был прав, у него горел зелёный.
В МКУ «Строитель» нам пояснили, что светофор в Трамвайном проезде – это часть целого светофорного объекта на перекрёстке улицы Конева с проездами Маршала Конева и вышеупомянутого. Он работает в связке, и «зелёный человечек» горит здесь столько же по времени, сколько для тех, кто переходит улицу через проезд Маршала Конева к или от медакадемии.
На вопрос, кто и каким образом разрабатывал новую схему, в той же организации нам дали официальный ответ: «Размещение светофоров планируется при разработке проектно-сметной документации объекта. Светофоры установлены в соответствии с проектом и схемой организации дорожного движения, согласованной с ГИБДД».
Говоря по-русски, расчёты проводят специалисты проектного института, оценивая различные параметры: начиная от ширины дороги и заканчивая интенсивностью движения. При этом нагрузка в час пик тоже учитывается. И всё же работа светофоров от времени суток никак не зависит, то есть увеличить или уменьшить время «зелёного» в час пик никак нельзя. Но возможность скорректировать схему всё же есть. В отдельных случаях, как это было, например, с перекрёстками улиц Большой Советской, Соболева и Студенческой, когда жалобы жителей были услышаны и фазы работы светофоров всё же изменили.
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ