Колесо фортуны – не для наших дорог?
Смоленщина стремительно превращается в безлюдную, заросшую бурьяном и хмызником пустошь. Причина беды – отсутствие дорог. Деревни и сёла в отдалённой глубинке – словно острова в океане бездорожья.1 135 сельских населённых пунктов области сегодня отрезаны от большого мира бездорожьем. В каждом проживают от 50 человек и более. Во многих уже и не проживают: отсутствие нормальной дороги заставляет людей покидать обжитые веками места, могилы предков и подаваться туда, где есть нормальная связь с внешним миром.
А те местные дороги, что пока ещё вроде как действуют, окончательно не стёрты с карты, подчас и дорогами-то назвать язык не поворачивается: не дороги, а расхлябанные колеи…
Сколько жизней, сколько судеб, сколько уникальных своей историей деревень уничтожило на Смоленщине бездорожье? Ох как немало! И ведь не в войну живём, не в лихолетье смуты. В век прогресса. Но бездорожье как было, так и по сей день остаётся самой страшной проблемой Смоленщины.
Снайперские удары
Почему? Причин множество. И неразумное планирование, выдвинувшее десятилетия назад, ещё в советские времена, идею так называемых бесперспективных деревень, которая до сих пор жива и прицельно-снайперски бьёт по тем, кому судьба уготовила участь родиться и жить в этих бесперспективных. И не учитывающие реалии жизни законы, переложившие тяготы содержания и ремонта местных дорог на, как их принято теперь называть, муниципалитеты. А попросту – на районные, поселковые да деревенские власти, у которых в казне обычно – шаром покати. И, чего уж греха таить, – казнокрадство: дорожный бизнес всегда был в матушке России одной из самых лакомых кормушек для ворюг всех мастей и рангов.
Наша родная Смоленщина, к великому сожалению, здесь не исключение. То хитрые люди придумали, как обложить данью некоего экологического сбора всех, кто проезжал по нашим дорогам. Деньги якобы должны были пойти на обустройство и ремонт дорог, строительство новых. Но в результате осели в бог знает чьих карманах. Затем был грандиозный, на всю страну скандал с реконструкцией Старой Смоленской дороги, когда испарился в дорожной пыли почти миллиард рублей. Были криминальные истории и поменьше – всего уже и не упомнишь. Беда в том, что всегда они оборачивались в конечном итоге вымиранием сёл и деревень, так и не получивших от власти обещанных нормальных дорог...
Финансовый тупик
Сегодня построить один километр дороги из гравия стоит не меньше 20 миллионов рублей. Примерно во столько же обойдётся и капитальный ремонт километра.
Миллионов! А содержание километра местной дороги в год обходится по нормативу примерно в 204 тысячи рублей. Вот потому и вынуждены мы в основном довольствоваться ямочным ремонтом.
Что же делать? Неужто сельской Смоленщине суждено окончательно сгинуть в пучине бездорожья?
На помощь федерального центра лучше не надеяться. Да, есть федеральная программа строительства и реконструкции дорог к сельским населённым пунктам. Но она написана для тех регионов, где количество сельских жителей в разы больше, чем у нас. Чтобы получить финансирование, надо иметь в селе, к которому будет строиться дорога, не меньше 125 жителей, а сама дорога должна быть протяжённостью не более пяти километров. В этом году благодаря усилиям областной власти на Смоленщине удалось профинансировать из этой федеральной программы строительство только двух дорог: до Старого Устинова и Уварова. Обе – в Ельнинском районе.
В областной казне, обременённой непомерными долгами, доставшимися в наследство от прежней власти, с деньгами негусто. Получается, одна дорога – в тупик?
Дорожная карта для Думы
Нет и ещё раз нет! Выход – в планомерной, точно рассчитанной работе, которую обязаны начать депутаты новой областной Думы вместе с губернатором.
Первое, что предстоит сделать, – навести порядок в добыче и использовании природных ресурсов региона. Да-да, не удивляйтесь, именно так! Ведь дорогу нельзя ни отремонтировать, ни тем более построить без песка, щебня и гравия, без битума. Ладно, последний производится из нефти, которой у нас нет. Так что его придётся по-прежнему покупать за пределами области. Сегодня, кстати, он стоит 16 тысяч рублей за тонну.
Но песка, гравия, щебня у нас прежде было – хоть засыпься. Предприимчивые люди в лихие годы гайдаровских реформ сумели прихватизировать самые крупные карьеры по их добыче на Смоленщине, а потом обанкротили прежде приносившие области немалую прибыль предприятия. В результате сегодня мы вынуждены закупать тот же песок и щебень для дорожного строительства чуть ли не за границей. В Белоруссии, например. И – по кусающимся ценам: тонна щебня – 1 600 рублей; кубометр песка – почти 200 рублей.
Требуется политическая воля депутатов областной Думы, чтобы вернуть стратегические для региона горнодобывающие предприятия и карьеры в областную собственность и установить государственное регулирование цен на них. Поскольку для Смоленщины это сырьё – стратегическое.
Реально? Вполне! Эта мера позволит значительно уменьшить расходы на материалы для строительства и реконструкции дорог.
Что ещё предстоит сделать в первоочередном порядке?
Закон о местном самоуправлении требует, чтобы строительство, ремонт и содержание местных дорог регион и муниципалитет финансировали совместно. Но откуда взять такие деньги, к примеру, администрации сельского поселения? Здесь есть два пути. Первый – навести порядок с налогом на землю. Не секрет, что уйма спекулянтов скупила в предыдущие годы на Смоленщине немало земельных участков, но вот почему-то доходов от этих владельцев в казне пока – шиш. Второй – возможно, депутаты новой областной Думы выйдут с законодательной инициативой перед федеральной властью по отмене нормы софинансирования дорожного строительства.
Ещё одна мера, которая также зависит от политической воли областных законодателей. Чтобы построить даже самую простую дорогу, нужно сначала заплатить за разработку проектно-сметной документации. Денег на это в местных бюджетах, разумеется, нет. До конца 2014 года действует законодательная норма, по которой пять процентов от областного Дорожного фонда идёт на разработку этой самой документации для муниципалитетов. Депутаты новой Думы вправе продлить эту финансовую льготу.
И, разумеется, необходимо разработать серьёзную областную программу по развитию и содержанию дорожной сети региона на несколько лет вперёд, пошагово решающую то, что нам предстоит сделать для ликвидации бездорожья.
Это – первостепенные задачи. Реально ли их выполнение? Вполне. И, самое важное, такая программа действий – честная, без обмана избирателей и пустых, не подкреплённых реальным финансированием обещаний.
Областная Дума обязана заниматься тем, что ей, как говорится, на роду написано: думать во благо области и избирателей, а не играть в политиканство и популизм. Тогда, глядишь, и колесо Фортуны прокатится по нашим дорогам: все 8 300 километров дорожной сети нашего региона вприбавок с тысячью километров местных дорог Смоленщины сумеем сохранить, обустроить и приумножить.
Фото: Дмитрия ПРУДНИКОВА