Павел Берёзкин: «К работам подходим комплексно»
Национальный проект «Инфраструктура для жизни» охватывает целый комплекс направлений, каждое из которых важно для нашей повседневной жизни. Среди наиболее заметных из них – как капитальный, так и текущий ремонт автомобильных дорог, мостов и путепроводов, содержание их в течение года, а также мероприятия, которые повышают безопасность движения для всех его участников. О том, с какими результатами завершается 2025 год для СОГБУ «Смоленскавтодор», что дорожники планируют на 2026-й и как меняется деятельность предприятия, мы поговорили с его директором Павлом БЕРЁЗКИНЫМ.
Работы на объектах завершены
– Павел Юрьевич, национальным проектом «Инфраструктура для жизни» на 2025 год предусматривался ремонт 92 километров региональных автомобильных дорог и 8 километров улично-дорожной сети Смоленска. Выполнены ли эти планы?
– В 2025 году было отремонтировано 92,5 километра автомобильных дорог. Работы велись на 25 автодорогах регионального и межмуниципального значения, а также на 2 мостовых сооружениях. На всех объектах, намеченных к вводу в эксплуатацию, работы завершены, ведётся оформление документации.
Также в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» планировалось привести в нормативное состояние 15 улиц города Смоленска общей протяжённостью 8,1 километра. Завершён начатый в 2024 году капитальный ремонт улицы Большой Советской и ремонт улицы Бабушкина. На оставшихся улицах дорожные работы подходят к концу, оформляются документы на их ввод в эксплуатацию.
– Какие объекты нацпроекта на территории муниципальных округов, на ваш взгляд, были наиболее значимыми с точки зрения работ, которые предстояло выполнить, объёма финансирования, важности для жителей области и водителей из других регионов?
– Хочется отметить, что в рамках национального проекта был завершён капитальный ремонт путепровода через железную дорогу Москва – Минск на подъезде к городу Гагарину протяжённостью около 500 метров. Также был отремонтирован железобетонный мост через реку Касплю на автомобильной дороге Ольша – Велиж – Усвяты – Невель в Смоленском муниципальном округе. Его протяжённость 72,8 метра.
Выполненные работы были достаточно трудоёмкими, но их проведение позволило создать комфортные условия для передвижения как местного населения, так и транзитных транспортных потоков.
– А если говорить о Смоленске? Что здесь было наиболее сложным с точки зрения организации и проведения работ?
– Наиболее масштабными стали ремонтные работы на улицах Тенишевой, Толмачёва, Дзержинского, Бакунина, Студенческой и на Краснинском шоссе. Кроме обновления дорожного покрытия и устройства тротуаров выполняется на объектах строительство линий освещения, при этом реализуется программа «Чистое небо» – замена навесных проводов на подземные кабели, чтобы сделать городскую среду более эстетичной и комфортной для жителей.
– Расскажите, пожалуйста, о планах работ в рамках нацпроекта на 2026 год. Можем ли мы уже говорить, какие крупные объекты будут отремонтированы?
– В 2026 году в рамках национального проекта СОГБУ «Смоленскавтодор» планирует отремонтировать более 19 километров улично-дорожной сети города Смоленска. Наиболее значимыми станут капитальный ремонт улицы Кашена (от тупика – шлагбаума предприятия – до съезда на Колхозную площадь), а также ремонты площади Желябова, улиц Желябова и Попова.
Безопасность и комфорт на дорогах
– Павел Юрьевич, в областном центре также ремонтируют межквартальные проезды. Каковы итоги этой работы в 2025 году и планы на 2026-й?
– В 2025 году СОГБУ «Смоленскавтодор» являлся заказчиком по выполнению работ на 25 внутриквартальных проездах во всех районах города Смоленска. Общая протяжённость отремонтированных проездов составила 6,3 километра.
На сегодняшний день в предварительный перечень ремонтируемых объектов на 2026 год внесён 21 межквартальный проезд, что составит 5,3 километра.
К ремонту дворовых территорий мы подходим комплексно: работы включают в себя не только ремонт дорожного покрытия, но и устройство тротуаров там, где это необходимо. При формировании перечня всегда учитываем жалобы жителей. Особое внимание, конечно, стараемся уделить проездам, ведущим к школам, детским садам и другим образовательным учреждениям.
– На прямой линии, которую в конце ноября провёл Василий Николаевич Анохин, прозвучала информация о ремонте моста через Днепр на объезде Смоленска, известно, что планируются работы на Петропавловском мосту в самом городе. Какие ещё крупные (и не очень) искусственные дорожные сооружения (и мосты, и путепроводы) планируется отремонтировать?
– В рамках государственного задания в 2026 году планируется разработать проектно-сметную документацию и приступить к капитальному ремонту Петропавловского моста в городе Смоленске. Работы рассчитаны на два строительных сезона и будут выполняться с 2026 по 2027 год.
Кроме этого, в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» запланирован ремонт железобетонного моста через реку Сож в Хиславичском муниципальном округе Смоленской области, протяжённость которого составляет 173,2 погонного метра.
– На улицах областного центра специалисты СОГБУ «Смоленскавтодор» оборудуют искусственные дорожные неровности, в том числе на пешеходных переходах, поднимая их уровень над проезжей частью. Эта работа будет проводиться только на небольших улицах с невысоким транспортным потоком или затронет и крупные магистрали города? Что ещё делается дорожниками для повышения безопасности движения?
– В первую очередь мы стараемся оборудовать искусственные дорожные неровности вблизи детских образовательных и дошкольных учреждений. Как правило, они совмещены с пешеходными переходами.
Если проезжая часть имеет более трёх полос движения, то устройство ИДН на таких участках запрещено. Поэтому на магистральных улицах устанавливается ограничение скорости движения. Кроме того, были внесены изменения в схемы организации дорожного движения. Одним из таких примеров является улица Дзержинского – здесь появились островки для безопасных поворотов на Водяной и Чуриловский переулки.

О кадрах и технике
– В последнее время поступает информация об обновлении парка техники предприятия – появляется новое подвесное оборудование, приобретён грейдер, самосвал. Как вы оцениваете темпы модернизации, в чём ещё нуждается предприятие? Внедряются ли новые технологии в работах?
– С течением времени парк техники устаревает, и в настоящее время есть необходимость по обновлению комбинированных дорожных машин в наших филиалах в муниципальных округах.
Но мы не стоим на месте. Приобрели два новых автогрейдера, самосвал «Урал», экскаватор-погрузчик, более двадцати косилок для МТЗ, а также термос-бункер «Вулкан» для перевозки литого асфальта. В ближайшее время ожидается поставка ещё трёх КДМ и полуприцепа для перевоза техники.
Что касается новых технологий, отмечу, что в Сафонове установлен один из лучших асфальтобетонных заводов «Смоленскавтодора», оснащённый компьютерным управлением, который позволяет выпускать двести тонн асфальтобетона в час. Для контроля качества продукции на территории АБЗ расположена испытательная лаборатория с современным оборудованием.
Для устранения сегрегации асфальта (неравномерное распределение крупных и мелких зёрен, битума и воздушных пор в объёме смеси. – Прим. ред.) используем асфальтоперегружатели. Также применяем в работе автоматизированные укладчики (отсыпщики) обочин как импортного, так и отечественного производства, что позволяет экономить время и человеческий труд.
В период зимнего содержания автомобильных дорог используем термос-бункер для предотвращения остывания смеси до приезда на объект ремонта. Комбинированные дорожные машины в Смоленске оборудованы системой распределения пескосоляной смеси, которая позволяет регулировать направление обработки и дозировку смеси на квадратный метр.
– Какова ситуация с кадрами в «Смоленскавтодоре» и его филиалах в округах? Есть ли у компании возможность применять механизм целевого обучения для обновления персонала, повышения квалификации?
– На данный момент в организации работают более 1700 человек.
С 2024 года с целью закрытия кадровой потребности в специалистах СОГБУ «Смоленскавтодор» проводит работу по заключению договоров целевого обучения с профильными учебными заведениями. В первую очередь это Смоленская академия градостроительства и архитектуры, которая является кузницей кадров для дорожной отрасли Смоленской области. С этого года мы работаем и с техникумом отраслевых технологий. Всего на данный момент заключено семь договоров целевого обучения по программам среднего профессионального образования. Этому механизму привлечения кадров большое внимание уделяет губернатор Василий Николаевич Анохин, и мы в соответствии с его поручениями также активизировали это направление. Например, на 2026 год на платформе «Работа России» размещены заявки на заключение четырёх целевых договоров по квоте на очное обучение в системе высшего профессионального образования: два договора по направлению «Строительство» (с Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом) и два договора по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (с Московским автомобильно-дорожным институтом). Студентам-целевикам мы выплачиваем ежемесячную стипендию в размере пяти тысяч рублей и предоставляем свои площадки для прохождения производственной практики под руководством индивидуального наставника.
Алексей МАТВЕЕВ
Фото: СОГБУ «Смоленскавтодор»