Дороги

Тюремная таможня

8 июля 2013 года в 10:15
В небольшой комнате несколько стеллажей плотно заставлены разноцветными пакетами. Создается впечатление, что находишься не в следственном изоляторе, а в камере хранения какого-нибудь вокзала.

- Это мы будем потом разносить по корпусам, и отдавать заключенным, - рассказывает младший инспектор 1 категории отдела режима дневной смены прапорщик Игорь КОРНЕЕВ. – Ничего не перепутаем – в каждом пакете есть документы, указывающие, кому предназначается передача.

В соседнем помещении на большом столе разложены продукты. Девушка в форме практически машинально разрезает колбасу, батон, овощи.

- Разве люди не возмущаются, когда им приносят такие продукты?

- Те, кто впервые сюда попадает и не знаком с порядками, конечно недовольны. Потом понимают, зачем это надо, и относятся спокойно.

Порядок приема посылок и передач для обитателей СИЗО-1 регламентируется федеральным законом о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также правилами внутреннего распорядка. В месяц каждому из «постояльцев» адреса проспект Гагарина дом 16 допустимо получать не более тридцати килограммов передач. Это суммарный вес, посылки можно «разбить» на несколько частей.

- Ограничения по весу, а также по составу передачи приходится вводить, чтобы не нарушать санитарные правила, ведь продукты могут испортиться, - рассказывает заместитель начальника СИЗО-1, курирующий вопросы режима и оперативной работы, подполковник Денис МИХЛИК. – При себе в камере заключенный может иметь до 50 килограммов всего, необходимого для обихода, это включает в себя не только продукты питания, но и личные вещи. Существует четкий перечень всех предметов и продуктов, которые разрешено получать заключенным. Посетителей предупреждает об этом специальный стенд, там же указана ответственность, которую несет гражданин за передачу арестанту запрещенных предметов.

За решеткой запрещено все то, что и на свободе, а также средства связи (мобильные телефоны, средства связи), скоропортящиеся продукты. Среди персон нон грата оказались и дрожжи.

- Естественно, выпекать кондитерские изделия, находясь в режимном заведении, никто не собирается, умельцы умудряются с помощью дрожжей производить брагу, а алкогольные напитки здесь под строжайшим запретом, - объясняет Денис МИХЛИК.
Не получится передать заключенному и газету или журнал. Вся периодическая печать выдается в библиотеке, а письма проверяются цензором. В изолятор людей помещают для того, чтобы они не могли оказать влияние на следствие, например, угрожать свидетелям или подготовить преступление.

Письма вскрываются, прочитываются, если в корреспонденции содержатся сведения, касающиеся уголовного дела, сообщается в следственный орган или суд, а затем приобщается к материалам уголовного дела. Периодически граждане пытаются прислать в конверте сим-карту или деньги. Последние в наличном виде в СИЗО запрещены. У каждого заключенного есть свой лицевой счет, на который родственники или близкие могут класть средства. В магазине, который находится на территории учреждения, все покупки происходят с помощью безналичного расчета.

Вафли с кайфом

Сотрудники УФСИН России по Смоленской области, досматривающие все передачи для заключенных, могут рассказать немало историй о том, что и куда пытаются спрятать граждане, чтобы перехитрить закон. За время работы у них уже выработалось профессиональное чутье. Не только механические действия, то есть надрезание или разлом продуктов помогают людям в форме понять, есть ли здесь что-то запрещенное. Помогает и наблюдательность и психологическая оценка ситуации. Когда люди прячут что-то противозаконное, они во время досмотра нервничают. Особенно, если прячут наркотики.

- В этом году у нас зафиксировано уже три случая попытки передачи наркотических средств, - рассказывает Денис МИХЛИК. – Не так давно женщина принесла вафли, казалось бы, обычные кондитерские изделия. Когда сотрудники стали разламывать их, начинка вызвала сомнение. Гражданку задержали, вызвали оперативную группу Госнаркоконтроля и отправили сладости на экспертизу. Оказалось, что в начинке содержание героина превышало даже особо крупный размер!

Если за попытку передачи за решетку алкоголя, денег или сим-карты гражданина ждет административная ответственность, то в случае с наркотиками – уже уголовная.

Высокоградусная трость

На какие только ухищрения люди не идут, чтобы передать заключенным горячительные напитки!

- Приносит гражданка несколько банок сгущенки, - рассказывает Игорь КОРНЕЕВ. – Банки вроде бы заводские, никаких повреждений на них нет. Но как только берешь в руки – понимаешь, что по весу такая банка намного легче. А если ее потрясти, сразу становится ясно, что внутри не густая субстанция, а жидкость. Оказалось, вместо сладкого продукта внутри была водка. Сейчас много небольших частных фирм, да и аппараты для производства стали вполне доступны, либо договариваются с кем-то, либо и вовсе сами «химичат».

До сих пор сотрудники вспоминают историю про одного дедушку. Дело в том, что помимо адвоката заключенному на время расследования дела полагается общественный защитник, которого обычно назначают из родственников. С общественным защитником заключенный встречается в специальной комнате, время свидания не ограничено, наблюдающий инспектор не может слышать, о чем говорят в комнате, но через специальное окно видит, что в ней происходит.

- Приходил к одному заключенному общественный защитник, дедушка старенький довольно, с тросточкой, - вспоминает Игорь КОРНЕЕВ.- После свидания первым выходит посетитель, а потом выводят заключенного. Так вот мужчину забирали явно «подшофе». На следующий раз дедушку досматривали очень тщательно, и все равно ничего не находили! Долго не могли понять, что к чему, а потом выяснилось: трость у деда была полая внутри, он в нее алкоголь наливал, набалдашником закручивал, а потом когда надо открывал.

Запрещенные стрельбы

Чтобы заиметь что-то запретное, заключенные упражняются в стрельбе. Но не из пистолета или лука, а с помощью воздуха из собственных легких. Из имеющейся бумаги, используя в качестве клея хлеб, а в как утяжелитель, например, фольгу, обитатели камер мастерят так называемые стрелы. Они вкладываются в конусообразную конструкцию, к которой привязывают нитку. Швейные наборы, кстати, тоже в общем доступе не найти, поэтому зачастую распускают собственную одежду. И вот здесь пригождаются навыки, полученные в детстве – главное сильно выдуть стрелу, чтобы она перелетела заграждение. Чаще всего по плану на той стороне ждет человек, который привязывает мобильный, наркотики или что-то еще к веревке, а заключенный ее потом затаскивает обратно в камеру.

И все бы ничего, только пятиметровая стена оборудована еще и противобросовым ограждением – мелкоячеистой сеткой, которую плохо видно, а по периметру учреждения установлены камеры видеонаблюдения. Гражданина, пытавшегося передать запрещенные предметы на территорию СИЗО-1, задерживают, а заключенного ждет дисциплинарная ответственность.

- С начала этого года уже более двадцати человек задержали, - рассказывает Денис МИХЛИК. – Двое попали под уголовную ответственность, они пытались перебросить наркотики, а в отношении остальных были составлены протоколы об административных правонарушениях.

За годы работы сотрудники УФСИН России по Смоленской области успели насмотреться на такие изощренные способы «прятанок», что, пожалуй, удивить их уже сложно. Кроме того, структуры постоянно делятся друг с другом опытом. Даже если допустить возможность того, что запрещенный предмет все же минует досмотровую комнату, в учреждении постоянно проводятся обыски, поступает оперативная информация. В любом случае переданная вещь будет найдена.
Как защищают здоровье полицейских
Федеральный центр выделил Смоленской области субсидии

Другие новости по теме