Дороги

Лекарь для души

2 июля 2013 года в 07:40
Ольга Васина работает старшим психологом-инспектором отдела кадров профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по Смоленской области меньше года, однако уверена, что это её призвание.

Ольга раньше и подумать не могла, что станет одним из специалистов в сфере экстренного реагирования.

- Специалистов психологической службы Главного управления МЧС России по Смоленской области привлекают для оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зоне ЧС и при пожарах, - рассказывает Ольга.

Опасный момент

Как объяснили специалисты, все происшествия опасны последствиями, в том числе, и посттравматическим стрессовым расстройством. Чем быстрее и качественнее психологи окажут помощь, тем лучше себя будет чувствовать человек. Основная задача специалиста, работающего с пострадавшим, заключается в том, чтобы помочь человеку найти ресурсы для преодоления психологической травмы, помочь извлечь определенный опыт и, как следствие, стать более зрелой личностью.

В основном, на месте происшествия специалисты оказывают первую психологическую помощь – снижают интенсивность проявления острых стрессовых реакций в поведении человека. Чаще всего, это страх, тревога, чувство вины. Также психологи оценивают, кому нужно помочь в первую очередь. К примеру, плач, по мнению специалистов, это продуктивная реакция. Ведь слёзы способствуют выходу и отреагированию негативных эмоций.

- Наша задача, - говорит Ольга. – Помочь пострадавшему проявить свои чувства, выплеснуть негативные переживания.

Иногда у людей складывается ошибочное представление о целях работы психологов, по их мнению, психолог должен «утешать». Люди говорят: «Что же это за психологи такие: человек стоял, не плакал, держался, а вот пришли психологи, поговорили с ним, и теперь он плачет!». Грамотный психолог оценит это как положительную динамику в состоянии пострадавшего, как качественную работу специалиста.

Сложней работа с агрессивной реакцией - говорит Ольга. - Помимо знаний здесь еще нужна внутренняя готовность специалиста работать с человеком, чьё поведение является потенциально опасным.

- При работе с агрессивной реакцией важно направить энергию человека в конструктивное русло, найти социально одобряемый путь выхода - говорит Ольга. – Например, привлечь к полезной деятельности. Главное – отвлечь, занять каким-либо делом.

К примеру, можно попросить человека помочь другим пострадавшим – перенести скамейки, подать что-нибудь, разлить по стаканчикам воду, составить списки.

Также стоит обращать внимание и на тех, кто стоит в сторонке. Например, случай, когда на Колхозной площади прорвало трубу. На первый взгляд, психологи там не нужны. Однако это не так.

- Я подошла к одной из машин. Там сидел мужчина, и у него наблюдалась нервная дрожь, - вспоминает Ольга Васина. - В этом случае работать нужно было не с реакцией нервной дрожи (это всего лишь симптом), а на нормализацию актуального психического состояния, коррекция которого может привести, в том числе, и к исчезновению наблюдаемой реакции.

Конечно, помощь оказывать надо очень осторожно. Необходимо понять, насколько человеку это нужно, как он реагирует на происходящее. Эта поддержка помогает впоследствии справиться с травматическим событием.

- Есть определённая специфика работы психолога, – говорит Ольга Васина. - В первую очередь, мы работаем по запросу. Когда человек приходит сам – уже можно надеяться на положительный результат. Но психологи ведь не волшебники. Всё равно главное зависит от самого человека. Специалист лишь может направить его в правильное русло.

Без паники

Работа в сфере экстренного реагирования, скажем прямо, сложная. Нелегко приходится и самим специалистам. Ведь они не знают заранее, куда им придётся отправиться и чего ждать на месте. Кроме того, вызвать могут в любое время суток. Всего в отделе три специалиста. Дежурят сутки через двое. В случае чего, от старшего оперативного дежурного ЦУКС поступает информация о происшествии. Данные анализируют (есть ряд нормативных документов, которые регламентируют, в каком случае на место должны выезжать психологи).

- Нередко бывает, например, звонит телефон, и мы должны за две минуты собраться, взять необходимое оборудование и выехать с опергруппой, - говорит Ольга.

- А самый первый свой вызов помните? – спрашиваю я.

- Конечно, – говорит Ольга. – В десять часов вечера раздался звонок – в посёлке Северном загорелся дом. Двое погибших – муж и жена. На месте я работала с соседями погибших.

- А бывает страшно?

- Паниковать некогда, - отвечает Ольга. - Когда ты в работе, не испытываешь страха или ужаса. У тебя есть задача – помочь людям. И это важнее твоих эмоций. Бывает, когда возвращаешься с места происшествия и начинаешь оценивать, что ты видел.

Специалисты психологической службы Главного управления МЧС России по Смоленской области работают в самых разных ситуациях. Зачастую, приезжая на место, они понятия не имеют, с чем придётся столкнуться.

- Я работала с пострадавшей на пожаре девушкой, - вспоминает один из своих выездов ещё одна сотрудница отдела Алина КАХНОВИЧ. – У неё была острая стрессовая реакция «чувство вины» из-за того, что она пыталась, но не смогла спасти свою сестру.

Не беспокойся, будь счастлив

Помимо помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, психологи работают и с сотрудниками МЧС России по Смоленской области.

- К нам обращаются с различными вопросами – кому-то требуется помощь специалиста после серьёзных происшествий, пожаров, стрессовых ситуаций, советуются и по поводу семейных проблем или взаимоотношений на работе, - говорит Ольга.

У пожарных сложный жизненный ритм и специфичная работа – на них лежит огромная ответственность не только за себя, но и за жизни людей. Поэтому для них очень важно после рабочего дня придти в себя, восстановить эмоциональное состояние.

Кстати, специально для этого в здании Главного управления МЧС России по Смоленской области создана комната психоэмоциональной разгрузки. Здесь есть необходимое оборудование для обеспечения психологической и психодиагностической работы.

- Вот это называется «Сенсориум», - Ольга указывает на огромное чёрное кресло. – Это аудио-визуально вибротактильный комплекс. В него входят: кресло «нулевой гравитации», светодиодные очки, стереонаушники, вибротактильные преобразователи и аудиоблок.

Программируемый интерфейс представляет собой синтезатор с микропроцессорным управлением, который генерирует последовательности пульсирующих выходных сигналов света (через специально сконструированные очки), звука и вибрации.

- Программы объединяют ритм, высоту тона, музыкальное воздействие звука и калейдоскопические эффекты светового стимулирования с тактильной вибрацией для успешного изменения психоэмоционального статуса клиента, - поясняет Ольга.

Кстати, существуют разные программы звуковых ритмов, например, на расслабление или, наоборот, на активизацию рабочей деятельности.

Кроме всего прочего, на «вооружении» психологов есть ещё массажное кресло, специальные приборы для аромо- и цветотерапии, условия для проведения тренингов, а также неиссякаемая жажда помогать людям и позитив, который излучает каждый из специалистов.

- Я очень люблю жизнь, и стараюсь провести с пользой каждую минуту, - говорит Ольга. – А когда видишь, что ты реально здесь и сейчас можешь быть полезным, помочь людям в сложной жизненной ситуации и поделиться с ним своим счастьем, это непередаваемое ощущение. Это заставляет тебя совершенствоваться, становиться лучше.

Фото: Юлия ВЕСЕЛОВА
В администрации Смоленской области обсудили, как трудоустроить инвалидов
В Смоленске отпраздновали День семьи, любви и верности

Другие новости по теме