Осторожно: пиво!
Во всех странах мира производителей пива обязывают считать этот продукт алкогольным напитком. У нас же на законодательном уровне пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, не считаются алкогольной продукцией и активно рекламируются.В преддверии начинающегося летнего сезона Смоленское УФАС России считает необходимым дать разъяснения по некоторым вопросам, связанным с рекламой пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Требования к рекламе пива и напит-ков, изготовленных на его основе, установлены Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
В статье 22 указанного закона содержится ряд ограничений, которые должны соблюдаться при рекламе пива и напитков, изготовленных на его основе.
Для начала важно знать, что такое реклама. В статье 3 закона «О рекламе» дано определение: «Реклама – это информация, распространенная лю-бым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Однако, согласно статье 2 закона «О рекламе», требования данного закона не распространяются на информацию о товаре, его производителе, импортере или экспортере, размещенную на самом товаре или его упаковке, а также на любых элементах оформления товара, помещенных на товаре или его упаковке и не относящихся к другому товару. В связи с чем не будут являться рекламой сведения:
- непосредственно на официальных бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, в сети Интернет при указании доменного имени;
- на сувенирной продукции;
- на фирменной одежде, а также на утвари (бокалах, скатертях, пепельницах, салфетках, кранах, стойках баров, холодильниках), используемой при обслуживании в местах продажи пива, если это связано с оформлением мест продажи пива, а также в местах его производства и выставках.
Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что проведение промо-акций, рекламных акций и других массовых мероприятий, направленных на неопределенный круг лиц и носящих рекламный характер, не может рассматриваться как деятельность по реализации пива. Следовательно, информация о пиве (в том числе товарные знаки), размещенная на униформе, столах, плакатах, холодильниках, оборудовании, скатертях, пепельницах и прочем при проведении рекламных акций, подпадает под понятие рекламы пива, и на такую информацию распространяются требования закона «О рекламе» в полном объеме.
Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:
- содержать утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
- осуждать воздержание от употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
- содержать утверждение о том, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безвредны или полезны для здоровья;
- содержать упоминание о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, является одним из способов утоления жажды;
- обращаться к несовершеннолетним;
- использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Законом также установлены ограничения, касающиеся размещения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Несоблюдение этих требований является наиболее частым нарушением при размещении наружной рекламы пива.
Необходимо обратить внимание на то, что реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться:
- в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
- в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
Кроме того, ряд ограничений относится к размещению пива в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании, а также в средствах массовой информации.
Обязательным условием при рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, где бы она ни размещалась, является сопровождение такой рекламы предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Причём в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, такому предупреждению должно быть отведено не менее семи процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой иными способами, – не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).
Закон запрещает проведение реклам-ных акций, которые сопровождаются раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в местах, в которых не допускается розничная продажа этой продукции. А при проведении рекламных акций с раздачей образцов в иных местах категорически запрещено привлекать к их проведению несовершеннолетних и раздавать или предлагать им образцы этой продукции.
Нарушение законодательства о рекламе является административным правонарушением. В соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен размер штрафа за данные нарушения: для граждан – от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, для должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, для юридических лиц – от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Смоленское УФАС России надеется, что представленная информация поможет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям избежать нарушений закона «О рекламе» и соответственно штрафных санкций, применяемых антимонопольным органом за такие нарушения.