Дороги

Когда научимся защищаться?

28 сентября 2009 года в 14:07
На заседании Общественной палаты Смоленской области рассматривался весьма злободневный для всех нас вопрос – защита прав потребителей.
В обсуждении этой проблемы приняли участие члены Общественной палаты, представители областной, городской администраций, областной прокуратуры, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, региональной общественной организации "Смоленский общественный контроль". Были на заседании и просто жители Смоленска. Вот о выступлении пожилой смолянки, инвалида Клавдии Васильевны Карпуничевой и расскажу особо.
В один из дней в её квартиру позвонили, сказали, что представляют органы социальной защиты и сообщили о собрании во дворе дома. Пожилая женщина спустилась во двор, там уже были пенсионеры из её же дома. Им всем объяснили, что соцзащита заботится о них и аппарат "Лотос", который стоит 11,5 тысячи рублей, отдаст им с большой скидкой – всего за 3 тысячи 900 рублей.
- Нас буквально гипнотизировали, шли за нами в квартиры и говорили: "Давайте деньги, это забота о вас, аппарат лечит все болезни", – рассказала Клавдия Василь¬евна. – Не дали прочитать инструкцию по применению. Когда я выложила деньги за аппарат, то стала читать инструкцию и обнаружила немало противопоказаний для себя. На следующий день отыскала компанию "Партнёр", которая, оказалось, и занимается продажей этого аппарата. Но назад его не взяли, теперь благодаря Общественной палате пытаемся выиграть дело в суде, чтобы вернули деньги. И не я одна такая обманутая, нас много.
Вот такая ситуация. В ней, как в капле воды, отражаются отношения потребителей с теми, кто продаёт товар или услуги. Кто виноват, что женщина купила этот аппарат? Сама, конечно, но ей это было навязано, можно смело сказать, мошенническим образом. Наша правовая безграмотность порой приводит к тому, что мы, покупая товар, заключая различные договоры на услуги, совершенно не знаем своих прав. А разного рода предприниматели пользуются этим.
Председатель комиссии по развитию гражданского общества и правам человека Общественной палаты, председатель правления Смоленской областной общественной организации "Региональный центр защиты прав потребителей" Виолетта Етишева рассказала на заседании о различных нарушениях прав потребителей, в том числе и о навязывании нашим старикам аппарата "Лотос". Но против фирмы, которая продаёт эту несертифицированную продукцию, никаких мер принять оказалось невозможно, обращения в правоохранительные органы не дали результата. Как ничего нельзя предпринять и против банков, которые, оформляя автокредит, вынуждают клиентов обращаться в определённую страховую компанию, где более высокие цены. Просроченные продукты питания, плохие услуги ЖКХ, некачественные одежда и обувь – как этому противостоять?
Для предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей соответствующие органы рассматривают заявления и обращения людей и хозяйствующих субъектов, консультируют их по вопросам потребительского законодательства, проводят проверки, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей закона, осуществляют судебную защиту прав потребителей, информируют и обучают население, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты их прав.
В основном решён вопрос с выдачей кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Осуществляется экспертиза и сравнительное тестирование важнейших товаров народного потребления. Всё более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры, особенно молодёжи.
Вместе с тем, как показывает практика, в сфере защиты прав потребителей остаётся немалое количество нерешённых вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов; недостаточный авторитет общественных объединений потребителей и т.д. Сохраняется определённый рост нарушений в сфере продажи продовольственных товаров без документов: продажа товаров с нарушением санитарных норм и правил при хранении и реализации товаров, особенно продуктов питания. Также встречаются нарушения в сфере оказания услуг - финансовых, строительных, медицинских, изготовления мебели, окон.
Анализ обращений в различные органы федерального и местного значения по защите прав потребителей позволяет сделать вывод, что сохраняется большое число заявлений, связанных с нарушением прав потребителей по предоставлению необходимой и достоверной информации об исполнителях и оказываемых услугах.
Очень много обращений, связанных с жалобами в сфере долевого участия и потребительского кредитования на предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями без сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (как правило, это стоматология терапевтическая, хирургическая и профилактическая, лечебная физкультура, рентгенология).
Чтобы избежать нарушений прав потребителей, Общественная палата собирается разработать и издать специальную брошюру "Потребитель, знай свои права" для широкого распространения среди смолян.
У нас в лучшем случае полтора месяца!
Смоленск отпраздновал свой день рождения

Другие новости по теме