quot;Юнонаquot; вчера и сегодня
Это монументальное торговое здание на площади Смирнова в центре Смоленска было построено ровно 70 лет назад, в довоенном 1939 году, и всегда привлекало внимание граждан, оно было своеобразным символом эпохи. С 1963 по 1977 год магазин назывался не совсем тогда привычным буржуазным словом quot;Люксquot;, и товары в этом универмаге продавались пусть и не супермодные, но весьма добротные и по цене доступные. В 1978-м сюда переехал магазин quot;Детский мирquot; с ул. Коммунистической, 22. Соответственно изменился ассортимент.В тяжелые 90-е магазин в основном сохранил и свой трудовой коллектив, и добрую репутацию у смолян. Правда, название стало иным – quot;Юнонаquot;. Сменилось и руководство, акционеры избрали генеральным директором Александра Стружинского. Причём все социально-трудовые вопросы в коллективе были решены совершенно бесконфликтно. Александр Вячеславович до того времени поработал и в энергетике, и в инвестиционно-финансовой компании, это человек с широким кругозором и современным экономическим мышлением. По мнению многих, он внёс новую струю, новое видение в торговую деятельность quot;Юноныquot;.
Смоляне, наверное, ещё не забыли, сколь убогим, разваливающимся было здание quot;Юноныquot; каких-то 10 лет назад. А каким является сегодня? Эстетичное, красивое заведение, работает коллектив, платятся налоги, благоустраивается прилегающая территория, разработаны и претворяются в жизнь дальнейшие планы. Всё это далось очень непросто, с огромными затратами, без бюджетных денег. Были расширены торговые площади (с 1500 до 10000 квадратных метров), очень серьёзно стали подходить к выбору арендаторов и поставщиков, огромные деньги и силы были вложены в обустройство прилегающей территории. Отныне основные группы товаров – это качественная одежда, продукты питания, средства связи, книги, канцелярские товары. Причём по уровню цен – это универмаг для так называемого среднего класса, для людей со средними доходами. Удобство расположения не вызывает нареканий ни у покупателей, ни у арендаторов. Хотя без проблем не обходится.
Многие помнят, как, мягко говоря, несовременно и неудобно выглядела прежде quot;Пицца-Доминоquot; рядом с quot;Юнонойquot;. Непросто решался этот вопрос, много было споров, согласований. Но теперь в выигрыше оказались все, а главное – смоляне, посещающие и quot;Юнонуquot;, и quot;Пиццу-Доминоquot;. Прекрасно, на высоком уровне работают магазин quot;Л#96;Этуальquot; с широчайшим выбором парфюмерии и магазин одежды quot;Savagequot;.
Похожая ситуация складывается сегодня с противоположной стороны от главного входа в quot;Юнонуquot;. Там уже расположилась и начала работу известная сеть магазинов quot;Магнитquot;, есть современно оснащённые площади для других арендаторов. Желающих немало, но вот беда – не так-то просто и удобно пройти в эти магазины. Уже многие годы идут дискуссии вокруг обустройства площади Смирнова в целом и quot;валютногоquot; пятачка со сквером в частности. Ещё в 2006 году администрация города Смоленска расторгла договоры аренды цветочных и иных ларьков, выстроившихся здесь в ряд. Завершается этот ряд торговой точкой общественного питания, предлагающей бутерброды, хот-доги, т.е. перекусить на quot;скорую рукуquot;. Вроде бы неплохо, нужно для людей. Но задумываются ли сами покупатели о том, что здесь отсутствуют элементарные нормы, необходимые не только для продажи продуктов питания, но и для торговли вообще? Нет ни воды, ни туалетов. Загляните за полуразвалившийся забор, отделяющий эти ларьки от quot;Юноныquot;. Тут нередкие гости собаки, наркоманы, собутыльники и бомжи. Интересно, куда смотрят Роспотребнадзор и Санэпидемстанция? В это трудно поверить, но вышеупомянутое постановление администрации Смоленска трехлетней давности не выполнено до сих пор, эти ларьки работают без договоров аренды, вообще без каких-либо правовых оснований. Явно неподобающий вид имеет сравнительно небольшой участок – близлежащий quot;валютныйquot; сквер на той же площади. Площади, которая является лицом города!
Разговоры идут годами, однако результатов-то нет. Тем более, что есть люди и организации (например, та же quot;Юнонаquot;), готовые взять на себя значительную часть затрат по благоустройству. Проблем, конечно, много, и не всё можно решить, что называется, quot;одним махомquot;. Ясно, что центр Смоленска крайне перегружен транспортными и пешеходными потоками, давно назрело и перезрело строительство наземных или подземных переходов в районе площади. Сейчас горсовет принял решение переименовать площадь Смирнова в площадь Победы (как будто от одного этого улучшится жизнь смолян!), на это будут потрачены немалые средства, на отсутствие которых постоянно жалуется власть. Главное ведь не переименования, а реальная работа, кропотливая и ежедневная, по приведению города, в первую очередь центральной его части, в порядок.
Совершенно очевидно и историей проверено, что основная деятельность администраций города и области должна сводиться к привлечению инвесторов, талантливых предпринимателей, к разработке всем понятных, прозрачных, стабильных, разумных, эффективных, естественно, равных для всех экономических правил и к чёткому соблюдению этих правил. Понятно, что это непросто, требует времени и стратегического мышления руководителей. Но ведь нет не только самих этих правил, не слышно даже самой постановки задачи, всё какая-то многолетняя текучка и суета. От власти требуется именно исполнение роли объективного арбитра, а не участия (как обычно, небеспристрастного) в бизнес-проектах. И, как минимум, не мешать честным, предприимчивым людям всевозможными искусственными бюрократическими препонами, различными руководящими указаниями, не прописанными в законах. Так создаётся нормальный деловой климат при верховенстве Закона. А пока мы имеем лишь многолетние разговоры о quot;Рамстореquot;, о гипермаркете на ул. Соколовского, о реконструкции гостиницы quot;Смоленскquot;, о других грандиозных планах…
Талантливыми деловыми людьми не обеднела наша земля. Живой пример являет собой quot;Юнонаquot; своим умением находить решения, твёрдостью и настойчивостью в реализации планов и создании удобства, комфорта для всех. Если бы в Смоленске был с десяток-другой подобных торговых, всесторонне обустроенных заведений, город мгновенно бы преобразился, и внешне, и экономически (в смысле наполнения бюджета, деловой активности, занятости, в конечном счёте, уровня благосостояния). quot;Почему мало таких примеров в Смоленске?quot; - риторический вопрос, на который мы попытались найти ответ.